Слово в Неделю Всех святых. 1905 г.

«Всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит» (Мф. 19, 29).

Не без чувства смущения, братие, приступаю я ныне к слову: не оставив мира и вращаясь среди него не телом только, но умом и сердцем, как могу я говорить слово назидания вам, оставившим мир и удалившимся от него в пустыню? Как могу изъяснить вам великую заповедь Господа о том, что хотящие следовать за Ним должны оставить все ради имени Его? Но, уповая на благословение и молитвы святых, дерзаю сказать слово, чтобы совершить вверенное мне «служение слова», каковое составляет мою обязанность.

Установив после праздника Пятидесятницы праздник в честь всех святых, святая Церковь хочет наглядно показать, сколь могущественны действия Духа Святого в душах людей и как воистину сторицею восприяли все подвизавшиеся для Бога святые. Приведши нам сначала на память сошествие Святого Духа на апостолов, чрез которых сообщены были дарования Духа Святого всем верующим, святая Церковь представляет опытное как бы свидетельство того, сколь многих людей возвел Дух Святой «в меру... возраста Христова» (Еф. 4, 13), сколь разнообразные возрастил Он плоды духовные во множестве святых.

Одни, апостолы, распространили учение Христово до концов земли, другие мученическою смертью запечатлели преданность свою Христу, третьи в наибольшей полноте воплотили в себе образ и подобие Божие, по которому создан был человек в начале. Подобное разнообразие дарований духовных устроено с тою целью, чтобы было более взаимного общения в членах Тела Христова, то есть Церкви, чтобы была между ними как бы равномерность (1Кор. 12, 12–26), чтобы каждый, не имеющий какого-либо дарования или имеющий его только отчасти, нуждался в содействии другого, имеющего, чтобы дарование каждого служило на общую пользу. Только Господь Иисус, получивший от Отца Своего «Духа... не мерою» (Ин. 3, 34), в равной степени имел все дарования, прочие же получили в различной степени, так чтобы имеющий какие-либо дарования не превозносился, зная, что у других есть еще иные дарования, а не имеющий некоторых дарований не приходил в уныние, зная, что обладает дарованиями, каких лишены иные. Кроме того, хотя и различны дарования Духа в святых, однако обыкновенно святые, обладая некоторыми дарованиями в полноте, не лишены были и других.

Так, апостолы проводили жизнь в бдениях, пощениях, в стуже, наготе, голоде, были позором миру, и Ангелам, и человекам (1Кор. 4, 9, 11; 2Кор. 6, 4–10), некоторые окончили жизнь мученически или претерпевали мучения в жизни; следовательно, они не лишены были и венцов святых мучеников и преподобных. А святые мученики должны были свидетельствовать истину учения Христова пред мучителями своими словом или жизнью, делаясь чрез то причастными венца апостольского; они, предавая тела свои на смерть, очевидно, умерли и изволением для мира, так что в краткое время прошли тот же подвиг, какой в течение жизни проходили преподобные. Преподобные же, умерши для мира произволением, терпя добровольно различные злострадания, по справедливости уподобляются мученикам, хотя бы и не умерли от мучителей; ко многим преподобным, хотя бы скрывались они в пещерах и расселинах гор (Евр. 11, 38), приходили для назидания духовного люди, ибо не может светильник скрываться под спудом, но по воле Божией поставляем бывает «на свещнице» (Мф. 5, 15), так что пустыни являлись поприщем и для подвига апостольского. Наконец, при различии духовных дарований всем святым даровано одинаково исполнить одну общую заповедь о том, чтобы оставить все ради Христа: правда, некоторые святые не оставляли всех благ мира видимо, но и они исполнили эту заповедь в духе, по любви к Богу отвергнув в сердце своем все пристрастия к миру сему. Так, некоторые святые, начиная служить Богу, раздавали все имение свое бедным и сами оставались нищими, другие же, не раздавая всего богатства, жили так, как бы не имели богатства (1Кор. 7, 29–31), благотворя посредством его и не имея в сердце своем никакого к нему пристрастия. Или, иные святые, получивши от Бога дар мудрости, казались «безумными, чтобы быть мудрыми», – по апостолу (1Кор. 3, 18), иные же пользовались мудростью, чтобы назидать других или, если это не дано было им от Бога, чтобы в собственном житии проявить совершенную мудрость.

Вы, братие, живущие в пустынной обители сей, не словом только, но и делом оставили все, желая исполнить заповедь Христову в совершенстве. Остается вам преуспевать в исполнении этой заповеди, которая «широка... зело» (Пс. 118, 96), как и все заповеди закона Господня, остается после внешнего оставления мира преуспевать во внутреннем его оставлении сердцем и путем искоренения всех пристрастий к благам мира, особенно же в отсечении воли своей путем послушания духовным отцам и исповедания всех тайных помышлений сердца. Надлежит вам также преуспевать в молитвах, которые, изгоняя из сердца любовь к миру, наполняли бы его все более и более любовью к Богу. От молитв внешних, состоящих в присутствии за богослужениями церковными и исполнении по чину всего молитвенного правила, надлежит вам все более и более восходить к молитве внутренней, умной, сердечной, так чтобы слова молитвы и песнопений слушались все более и более охотно, с услаждением, чтобы чрез них возгоралась любовь к Богу. Тяжел этот подвиг пустынного жительства: многие не выдерживают его и скоро ослабевают, другие унывают и расслабляются духом, иные совсем оставляют спасительное пребывание в пустыне; но не забудем, что все мы должны идти «путем тесным» (Мф. 7, 13–14); если не суждено вам, живущим здесь и подвизающимся, претерпевать трудности путешествий апостольских и гонений, перенесенных ради распространения веры Христовой до концов вселенной, если не дано вам в удел претерпеть мучения за Христа и смерть телесную, то претерпите тесноту жития пустынного, приобретите себе венцы чрез послушание духовным отцам и бдите, чтобы не оставил вас дух истинной молитвы и не уподобился кто из вас выдохшемуся сосуду, в котором иссохла благоуханная жидкость.

И вот «претерпев... до конца» (Мф. 10, 22) в подвиге вашем, вы, по слову Спасителя, оставившие все, сторицею примите не только в жизни будущей, но и в сей жизни. Не оскудевают и благами мира сего святые обители, в которых наиболее усердно трудятся иноки, для Бога оставившие попечение о благах мира. К сим, оставившим мир, нередко идут для назидания и утешения духовного люди мира вместо оставленных ими братьев, сестер, жен, чад, отцов, матерей. Если же и не бывает сего иногда по воле Божией, то молитвою их приобретается величайшее благо для мира, ибо молитвами святых стоит мир.

Святому апостолу Иоанну Богослову открыто было в видении, что молитвы святых, восходя, как дым кадильный, к небесному жертвеннику, отвращают многие бедствия мира и ходатайствуют за него пред Богом (Откр. 8, 4). Не оттого ли и наше отечество терпит столь долговременные и тяжкие бедствия, что не уповает, как прежде, на молитвы святых? Не оттого ли, что люди хотят воинствовать при помощи лишь силы земной, а не Господней, остаются не услышанными столь долго даже молитвы святых, как бы «дано... победить их» миру на время (Откр. 13, 7)? Посему обитающие в пустынях особенно да потщатся в настоящие дни с усердием проходить подвиг свой, очищая сердца свои послушанием и молитвами, приобретая вместо благ мира, ими оставленных, сторицею блага вечные и спасение всего мира! Аминь.

Наверх