Слово в неделю Ваий и в день Благовещения Пресвятой Богородицы
Слово в неделю Ваий и в день Благовещения Пресвятой Богородицы
Тяжело было состояние падшего рода человеческого пред пришествием Спасителя в мир. Все люди исполнены были всякой неправды, всякого лукавства (Рим.1:29–31). Лучшие из язычников видели себя настолько испорченными, что не верили в возможность своего возрождения своими естественными силами. Они надеялись, что спасение должно прийти свыше. И надежда эта совпала с тем ожиданием избавителя мира, которое существовала в благочестивых иудейских семействах. И вот от праведных Богоотец Иоакима и Анны на утешение всему человечеству, на избавление его от греха, проклятия и смерти, и на духовное его возрождение, рождается Пресвятая Дева Мария – предопределенная быть Матерью Господа нашего Иисуса Христа. Тысячи лет ожидал мир такой пречистой Девы, и она является. Какая радость для всех сынов человеческих, чаявших Утехи израилевой! – какой восторг для нас, православ. христиане, введенных в благодатное царство христово Пресвятою Девой Марией, для нас, имеющих теперь ходатаицу пред Ее Сыном Искупителем мира! Не без основания среди нас православных настоящий праздник считается одним из великих, так как им положено начало нашего спасения-искупления. Архангел Гавриил, посланный к Пресвятой Деве для благовестия, застал Ее за молитвой и чтением св. писания. Смутилась Пресвятая Дева не столько от необычайного явления к Ней ангела, сколько от необычайного его приветствия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах!» – Смиренная Дева недоумевала, что бы это было за приветствие. Но ангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь имя Ему: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Вышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству его не будет конца». «Как будет сие, когда я мужа не знаю» (Лк.1:34), – вопрошает Пресвятая Дева Мария. И архангел Гавриил ответствует ей: «Дух Святой найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое свято наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35). – Мария тотчас подавила в Себе всякое возможное сомнение и смиренно приняла это Божественное произволение: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк.1:38). Глубокого назидания для всех нас черты из жизни и деятельности Приснодевы. Воспользуемся на нынешний день хотя бы одной чертой для благочестивого своего назидания. Остановимся на молитве и чтении св. Писания. – Для того, чтобы иметь познание о Боге, Творце, Промыслителе и Спасителе, чтобы уметь угождать ему, жить по его воле для своего нравственного преуспеяния и спасения, необходимо нам, насколько возможно, часто заниматься чтением Слов Божия. Всякое создание Божие освящается Словом Божиим и молитвой, говорит ап. Павел. Молитва и чтение Слова Божия это взаимная беседа человека с Богом, а когда читаешь Слово Божие, Бог говорит тебе. Значит, молитва наша будет не полна, если мы, совершая ее, не считаем нужным прочитать или выслушать от других, хотя один или несколько стихов из Слова Божия. Занятия по должности, заботы по дому, труды для пропитания не должны отвлекать тебя от этого святого дела. Св. Царь и пророк Давид только такого человека называет блаженным, который, не идя на совет нечестивых, в законе Господнем поучается день и ночь (Пс.1:1–2), и только такому любителю Слова Божия обещает, что он вся, елика аще творит, успеет (Пс.1:3). Поэтому, если мы желаем успеха в наших делах, то должны читать неленостно Слово Божие. Но для того, чтобы оно было силой во спасение, приносило душевную пользу, необходимо приступать к чтению и слушанию Слова Божия с благоговением и трепетом, сознавая, что это глаголы Самого Бога, премудрость Божия в тайне сокровенная (1Кор.2:7), а прочитанное или слышанное принимать в простоте сердца с полной верой, углублять в памяти и прилагать к жизни, помятуя, что блаженны не слышащие только Слово Божие, но и хранящие его (Лк.11:28). Если бы мы с благоговением прочитывали каждый день хотя бы по несколько стихов из той или другой священной книги и прочитанное прилагали к жизни, – как мирно, счастливо потекли бы дни нашей жизни. А то сколько в мире заблуждений, сколько ссор и нестроений, сколько судбищ! От чего все это? «Заблуждаетесь, не зная Писания» (Мф.22:29), – отвечает Господь Бог.
К сожалению, книги св. писания, несмотря на существующую в настоящее время дешевизну их, мало приобретаются с душеспасительной целью, а еще менее читаются. Вместо них тысячи расходятся каждодневно книги нехороших, противодействующих вере в Господа и христианскому благоповедению. Читают их с большим увлечением и старые и молодые, мужи и жены, и к прискорбию не выносят для себя ничего назидательного, на это указывает их жизнь, ибо они обнаруживают холодность к вере и нравственной жизни. Только св. вера дает образец совершенства, неомрачаемого никакими пороками, образец для всякого доступный и для ума высокообразованного и для детского сердца. Такой образец совершенства указывается нам Словом Божиим в лице Господа нашего Иисуса Христа.
Из назаретской горницы св. церковь влечет нас в царственный град Иерусалим для созерцания царски торжественного входа сына Мариина в столицу Иудеи. И вот грядет Он кроткий и мирный, восседая на осляти. Народы, собравшиеся на праздник в Иерусалим, услышав, что Иисус, воскресивший недавно Лазаря, приближается у Иерусалиму, взяли пальмовые ветви и вышли ему навстречу. Многие постилали для Него одежды свои по дороге, иные резали ветви древесные и полагали их на пути следования. Все встречавшие и сопровождавшие Господа возглашали молитвенную и хвалебную песнь: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Мир на небеси и слава в вышних! Благословенно во имя Господа грядущее царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!» Все радовались; только фарисеи с завистью и негодованием смотрели на это торжественное шествие; они заявляли Иисусу прекратить эти восторженные восклицания, но Он отвечал им: «если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк.19:40).
Каким простым, скромным, даже убогим должен показаться людям, привыкшим к блеску торжественных царских встреч, вход Иисуса Христа в свой царственный град Иерусалим. Царь Сиона восседит на кротком осляти, окруженный бедными простыми людьми – апостолами, сопровождается и встречается не воинством в блестящем вооружении, а мирным народом, встречающим его с пальмовыми ветвями. Как все это просто, но величественно. Господь, поставлявший всю цену человека, а равно и собственное свое достоинство в величии внутреннем, а не внешнем, и в день царственного входа своего в Иерусалим явился во всем величии внутреннем, без внешнего блеска.
В среде нашей, благоч. слуш., внешнее положение по большей части предпочитается внутренним достоинствам человека, – дух кротости и правды в деятельности людей постоянно вытесняется духом своеволия, жестокости и духом суетного тщеславия. А Господь наш Иисус Христос и всею своею жизнью и тожественным входом своим в Иерусалим учит нас, что внешнее положение человека – ничто, не имеет никакой цены в сравнении с нравственным его достоинством, что спасение человека в смирении и кротости, в мудрости и святости и на приобретение их должны быть устремлены все усилия людей. Полное, всецелое предпочтение внутреннего совершенства, нравственного величия внешнему высокому положению: вот что, по воле Христа, должно быть правилом людей для их блага. Будем же просить Господа помочь нам постоянно совершенствоваться в нравственных качествах, тогда и в жизни нашей будет довольство и благополучие, вместо гордыни – смирение, вместо вражды – любовь и согласие. Жизнь всех по примеру и учению Христову осчастливит нас навсегда.
Вспоминая такие славные и назидательные для нас события, воспроизведем в настоящий день в своем сознании и те св. места, где происходили сии священные и спасительные для нас празднества и где совершилось наше искупление страданиями Господа, именно: св. град Иерусалим, гроб Господень, горницу Сионскую и др. Как дороги они теперь для нас, как любит их православная Русь, каждогодно тысячи богомольцев с самых древних времен путешествуют туда на поклонение святыне. Дабы доставить жизненные удобства нашим поклонникам во время их пребывания в Иерусалиме, дабы питать их телесно, а равно и духовными и душеспасительными беседами, дабы дать возможность видеть им все святок в самом Иерусалиме и в тех местах, в которых проявилось домостроительство нашего спасения, а с другой стороны – дабы посодействовать выйти православным христианам, живущим в Палестине, из той нищеты, в какой они находятся теперь, дать им возможность устроить у себя школы, где бы они получали познание об истинном Боге, где бы они воспитывались нравственно в духе св. православной веры, необходимо нам посодействовать всему этому своими материальными средствами, к чему мы призываемся ныне Св. Прав. Синодом. Уделим, благоч. слушатели, от праведных трудов своих на дело Божие – кто что может. Не стесняйтесь количеством жертвы, Господь принимает и большую и малую жертву, смотря по усердию жертвователя. От бедной вдовицы он принял и две лепты, принесенные от усердия. Копейка у каждого найдется, не стесняйтесь пожертвовать и ее. Если бы в настоящий день каждый православный христианин – Россиянин уделил на нужды св. земли копеечку, то из этой жертвы составилась бы сумма, по крайней мере, в полмиллиона рублей. Не пожалейте же, православные, жертвы, – она пойдет на спасение ваших душ и для блага соотечественников, путешествующих во св. землю и помощь православным туземцам, живущим в нищете телесной и духовной. – Аминь.
Любимов Неофит, свящ., Уфимские епархиальные ведомости. 1892.