Слово в Неделю ваий. 1916 г.

Сегодня мы празднуем торжественный вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. В этом торжестве есть и печальное событие: при виде Иерусалима Господь пролил слезы: когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем (Лк.19:41). О чем же эти слезы? Ответ на это дает нам святой евангелист Лука. Он говорит, что когда Христос увидел город, то прослезился и сказал: О, Иерусалим, Иерусалим! если бы и ты хотя в ceй твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей, твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Мф.23:37; Лк.19:42–44). Господь плачет не о Себе, не о предстоящих Ему тяжких страданиях, а о нераскаянности жителей иерусалимских. Его пророческому взору предносятся те ужасные бедствия, которые имеют постигнуть Иерусалим, и это вызывает слезы у Господа. Как мать проливает слезы над могилою дитяти, так Христос плачет над городом, ставшим могилой многих тысяч жителей. Как хозяин плачет над потерянным имуществом, так плачет Господь над имевшим превратиться в развалины городом.

Предсказание Спасителя о разрушении Иерусалима исполнилось спустя сорок лет. Римский полководец Тит окружил город войсками и подверг жителей голодной смерти. Лишенные пищи, жители вынуждены были питаться тем, чего никакое животное не станет есть. Матери, доведенные голодом до отчаяния, делали то, чего никакое живое существо не станет делать: они грызли своих детей. Когда, наконец, войска Тита чрез пролом в стене проникли в город, то не щадили никого – ни воинов, ни стариков, ни детей. В огне погибли и храмы, и дворцы, и люди. Только сосуды храма были выхвачены из огня воинами Тита. Историк замечает, что многие только в пламени пожара познали, за что их постигло такое бедствие! Сам Тит, видя развалины стен и горы трупов, сказал: «Это сделал не человек, а тот Бог, Которого они отвергли». Стены Иерусалима были настолько крепки, что и язычник Тит признал могущество Бога, наказывающего народ, не узнавший времени посещения Своего.

Братия и сестры! Мы переживаем тягостнейшую войну. Страна наша превратилась в сплошной госпиталь. Города и села переполнены несчастными беженцами. Всеми этими бедствиями Господь ясно зовет нас к покаянию. Что же? Стали ли мы лучше? Каемся ли? Ведь если сегодня еще день «посещения», то завтра может быть день суда! И как тогда Господь лил слезы над нераскаянными жителями Иерусалима, так проливает Он слезы и теперь над нашей нераскаянностью.

Отец, Отец! Дай нам уразуметь то, что служит к нашему миру и спасению и в таком покаянном настроении провести хотя бы грядущие дни Страстной Седмицы. Аминь.

Произнесено  за литургией в Киево-Софийском кафедральном соборе. // Киевские епархиальные ведомости.  № 17. С. 373–375.

Наверх