Проповеди на праздники:

Слово в неделю третью Великого поста, сказанное в Предтеченской церкви архиерейского дома. 1858 г.

Слово в неделю третью Великого поста, сказанное в Предтеченской церкви архиерейского дома. 1858 г.

«Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет»
(Марк. 8, 34).

Вся жизнь христианина должна быть исполнением этой заповеди Спасителя. Но особенно ей посвящаются, по намерению св. Церкви, дни христианского поста и покаяния. Истинный пост и покаяние непременно требуют от нас самоотвержения, – иначе они невозможны, – и состоят именно в том, что мы, каждый на собственном кресте, «распинаем плоть» свою «со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24), и стараемся умертвить своего «ветхого человека сь деяньми его», т. е., отложить и очистить свои грехи (Ефес. 4, 22). Подвиг нелегкий для наших слабых сил, тем более, что он в настоящий пост должен продолжаться целую четыредесятницу! Что же делает наша св. руководительница? Едва мы совершили половину трудного поприща, как она износит из алтарей и поставляет пред нами св. крест самого Господа Иисуса, по следам которого мы шествуем, чтобы мы, взирая на высокий образец нашего "Предтечи" (Евр. 6, 20) и Началовождя, ободрялись после пройденного пути и укреплялись на дальнейший труд поста и покаяния. Можно ли найти средство более близкое и надежное?

Скажите, за кого это пострадал Христос Спаситель? Он пострадал не за Себя, а за нас; Он чист от всякого греха и совершенно невинен, но благоволил воспринять на Себя грехи всего человечества, и за них-то умер на кресте, чтобы искупить нас своею смертию от вечных мучений за грехи и приобресть нам вечное блаженство. А мы за кого страдаем или должны страдать на своих крестах? Мы страдаем за себя и для себя. Мы изнуряем плоть свою, воюющую на дух, отказываем себе в порочных навыках и удовольствиях, не даем пищи своим страстям, сокрушаемся о своих грехах, сетуем, скорбим... для того, чтобы самих себя очистить от всякого беззакония, самих себя предохранить от огня адскаго, самим себе стяжать царство небесное. Итак, если Христос пострадал за нас, единственно из любви к нам: ужели мы откажемся страдать за себя, из любви к себе? Ужели из одной благодарности к Нему не найдем в себе довольно твердости, чтобы нести вслед за Ним свой крест и продолжать подвиг поста и покаяния?

И что это за страдания, что это за крест, которые мы должны понести? Как малы, ничтожны они пред крестом и страданиями нашего Спасителя, продолжавшимися всю Его жизнь! Вам кажется прискорбным воздерживаться в течение известного времени от ваших любимых яств, утучняющих тело, и быть вообще умереннее в пище и питии: а Христосъ – Страдалец, как Он постился для нас? Он постился сряду сорок дней и сорок ночей, не вкушая никакой пищи и пития, пока наконец взалкал; на кресте томила Его такая смертельная жажда посреди мучений за нас, что он воскликнул: "жажду", – и для утоления этой жажды Ему поднесли оцет с желчию! Вы обременяетесь тем, что должны в продолжение поста чаще посещать храмы Божии и усилить свои молитвы и в храмах и в своих жилищах. А вспомните, сколько молился за нас Христос, вовсе не имевший нужды в молитве для Себя, как, уединившись, проводил Он целыя ночи в молитве. Вспомните особенно Его молитву в гефсиманском саду незадолго пред крестными страданиями, которая была так сильна, пламенна и продолжительна, что тело Его источало кровавый пот. Тяготит вас и этот вид смирения, уничижения, грусти, какого требуют сокрушение о грехах и самое время покаяния. А Христос в каком унижении находился ради нас в течение всей своей жизни, какия поругания перенес пред своею смертию, какому позору и поношению подвергся на кресте, когда "вид" Его был, по истине, «безчестен и умален паче всех сынов человеческих» (Ис. 53, 3)! На наших крестах если умерщвляется мало-по-малу наш ветхий человек, – то умерщвляется в смысле нравственном. А Христос потерпел за нас физическия страдания: Он подвергся биению, оплеваниям, заушениям, Он «язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша» (Ис. 53, 5), Он испытал на кресте «болезни адовы» (Псал. 17, 6) и вкусил смерть самую позорную и мучительную.

Посмотрим, наконец, и на последствия Его страданий. Своим крестом наш Спаситель победил мир, во зле лежащий, и диавола. Итак, если во дни поста и покаяния эти враги нашего спасения нападают на нас даже более, чем когда-либо, – да не страшимся их и не унываем духом: под знаменем Победителя их мы в состоянии отразить все их нападения. Своим крестом наш Спаситель усыновил нас Богу и стяжал для нас неисчерпаемое обилие благодатных даров Святого Духа: итак, если изнеможем в борьбе, то воззовем к Отцу нашему небесному, и Он даст самого "Духа" Святого «просящим у Него» (Лук. 11, 13), Духа всесильнаго, «способствующого нам в немощех наших» (Рим. 8, 26). Господь не только победил наших врагов своим крестом, но и приобрел нам друзей и братий в лице ангелов Божиих и вообще небожителей: будем призывать и этих помощников наших, особенно же ангела хранителя своего, когда почувствуем оскудение наших сил при подвигах поста и покаяния. Господь чрез свои крестныя страдания «вошел в славу свою» по самому своему человечеству (Лук. 24, 26) и нам отверз вход в царство небесное к вечной славе: Устремляйте взоры и на эту вожделенную славу, к которой ведет путь креста, и воодушевляйтесь, мыслию, что если мы «постраждем» со Христом, «то с Ним и прославимся».

Таким образом, братие, «терпением да течем на предлежащий» еще «нам подвиг» поста и покаяния, «взирающе на начальника веры, и совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе» (Евр. 12, 1 и 2). И если мы совершим этот подвиг, как подобает христианам и сынам православной Церкви: то приготовимся достойно встретить и светлое воскресение нашего Спасителя и сподобимся быть участниками Его торжества и славы. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх