Слово в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя, 2019 г.

Слово в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя, 2019 г.

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, матушки игумении, поздравляю с великим праздником Торжества Православия.

Когда в 843 году, после окончательной победы над ересью иконоборчества, в Константинополе был впервые совершен чин Торжества Православия, многим казалось, что на этом поставлена точка в тяжелейшей истории Церкви. До того Тело Церкви терзалось разномыслиями, направленными на разрушение ее единства, и потому с особой радостью праздновался в Константинополе этот день Православия.

Но мы знаем, что 843-м годом не завершились трагические испытания в истории Церкви Христовой, которая на протяжении веков должна была постоянно защищать себя, свою веру, свою внутреннюю жизнь от попыток разрушить изнутри и извне, разъединить, ослабить, лишить Божественной благодати. И мы также знаем, что, несмотря на многовековую историю страданий, притеснений, искушений, Церковь Божия чудом сохраняет веру православную. А другого слова и подобрать невозможно, потому что только чудо Божие может противостоять множеству попыток, чаще всего поддержанных силой власти, разрушить веру православную и единство Церкви.

Власть императорская вмешалась и тогда, когда возникла идея отказаться от иконопочитания. Со стороны тогдашних интеллектуалов, мыслителей и светской власти началось давление на Церковь с требованием отказаться от иконопочитания, которое враги именовали идолопоклонством. Можно себе только представить: Церковь, которая на протяжении веков боролась с идолами, которая победила язычество, была властью обвинена в идолопоклонстве!

Но по милости Божией ни светской власти, ни внутренним предателям не удалось заставить Церковь отказаться от иконопочитания. Не только потому, что с иконопочитанием связываются обычаи благочестивой христианской жизни, но и потому, что иконопочитание есть выражение нашей веры в то, что Господь Иисус Христос есть и Бог, и Человек, а значит, изображение Его лика вполне правомерно. Он не только Спаситель мира — Он историческое лицо, через Которого совершено спасение людей; и эта догматическая истина ярко представлена в традиции иконопочитания.

Торжество Православия мы всегда празднуем очень торжественно, и в храмах Церкви нашей сегодня звучат слова величественного молебна. Праздник установлен в честь Торжества Православия, а Торжество Православия — это торжество жизни во Христе. И всякий раз, когда мы собираемся на Божественную литургию, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, мы празднуем Торжество Православия. Всякий раз, когда мы освящаем новый храм, мы празднуем Торжество Православия. Всякий раз, когда мы крестим младенцев и взрослых, передавая из поколения в поколение веру православную, мы празднуем Торжество Православия. Вот и сегодня, празднуя Торжество Православия, мы совершаем не только Литургию, но и молитвенное последование, вспоминая тех, кто потрудился для укрепления веры православной на протяжении всей истории.

Однако наше Торжество Православия временно и ограничено. Все мы устремляемся к самому важному Торжеству Православия — к тому, которое будет на грани истории и вечности, к тому, о котором так мечтали первые христиане, когда взывали ко Господу слова: «Маран-афа» (1 Кор. 16:22) — «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Потому что подлинным торжеством будет Его великое, страшное и спасительное пришествие, которое откроет новую страницу бытия рода человеческого и Церкви Божией.

Именно поэтому праздник Торжества Православия, связанный с событием далекого прошлого, обращен в будущее. Не только в историческое будущее, но и в метаисторическое, то есть переходящее границы реального мира и соприкасающееся с вечностью. Такой великий праздник мы с вами сегодня празднуем и вспоминаем великую победу Церкви над иконоборчеством, сохранившую иконопочитание для спасения душ человеческих. Аминь.


Наверх