Слово в неделю сыропустную и на память Святителя Алексия, 1852 г.
Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти (Римл. XIII. 14).
Сие наставление Апостола провозглашено ныне среди церкви: следственно, предложено нашему вниманию, уразумению и деятельному исполнению.
Но прежде нежели войдем в рассуждение о сем наставлении, не бесполезно – дать вам некоторое объяснение особенности настоящего дня, не часто встречающейся. Праздник блаженного преставления от земли Святителя Алексия совершаем ныне двумя днями ранее обыкновенного. Почему так? Потому что так повелели богомудрые Отцы наши, учредители церковных чиноположений. А почему они так повелели? Потому что находили неудобным, чтобы в день строгого поста и покаяния благочестивая печаль смешена была с радостию праздника. Неужели и благочестивая радость может иногда быть неблаговременна? Так, видно, думали богомудрые Отцы наши; и наш долг – не состязаться с их мнениями, а правильно понимать их, и брать себе в руководство.
Благочестивая печаль не враждебна благочестивой радости, и даже сама рождает ее, как сие испытал и исповедал пред Богом Пророк: «по множеству болезней моих в сердц е моем утешения Твоя возвеселиша душу мою» (Псал. XCIII. 19). Но дабы «печаль, ...яже по Бозе», которая, как сказует Апостол, «покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (2Кор. VII. 10), возымела в человеке полное действие, и принесла плод, – для сего должен он предаться сей печали полным сердцем, и не расстроивать ее действия постороннею радостию, даже и благочестивою. Сего требует закон единства, который имеет великую силу как в природе, так и в делах человеческих, и особенно духовных.
«Едино... есть на потребу» (Лук. X. 42). "Не можете двема...работати» (Матф. VI. 24). «Царство раздельшееся на ся ...не станет» (Матф. XII. 25). Человек потолику живет и действует на земле, поколику пребывает в единстве его душа и тело и существенные части состава телесного. Он достигает полного успеха и совершенства только в том деле, на которое одно устремлено все его внимание, мысль и воля. Разделяясь мыслями и желаниями на разные предметы, он не может не колеблясь идти к цели, подобно храмлющему на оба колена.
Благотворному закону единства подчиняет нас, а от опасной раздельности предостерегает, и слышанное ныне Апостольское наставление. Оно, как единственный предмет, который бы наполнял и обнимал наши способности, мысли, желания, деятельность, предлагает Господа нашего Иисуса Христа: «облецытеся Господем нашим Иисус Христом»; и возбраняет рассеваться мыслями и желаниями по предметам чувственного мира: «плоти угодия не творите в похоти».
Чтобы верно воспользоваться сим наставлением Апостола, – должно приметить в оном определенность мысли и точность выражения. Он не говорит: не делайте ничего угодного плоти, не прилагайте о ней никакого попечения, совсем не обращайте на нее внимания. По естеству, как он же говорит в другом месте, «никтоже... когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю» (Еф. V. 29). Плоть, или иначе, тело, с его чувствами, силами, членами, по назначению Создателя, есть орудие или слуга души. Работающему орудием надобно пещись, чтобы орудие было исправно. Господину надобно пещись, чтобы слуга имел силу и способность делать дело, на него возлагаемое. Так, человеку надобно пещись о своем теле. Но говорит Апостол: «плотоугодия не творите в похоти», не делайте плоти такого угождения, которого требуют не природа и рассудок, а пожелания чувственные, не управленные разумом, прихотливые, страстные, необузданные, преобладающие. Потому что в сем случае плоть становится не только непокоривым слугою души, но даже властелином над нею, ее поработителем и мучителем.
Употребляй пищу и питие по требованию голода и жажды, для поддержания жизни, сил, здоровья: сего требует природа; сего не возбраняет закон; сего не отвергает здравое учение. Если и избранную пищу употребишь в праздник, в день радости, с благодарением Богу, «дающему нам вся обильно в наслаждение» (1Тим. VI. 17): и в сем оправдает тебя притча, на трапезе благовременного веселия предлагающая «тельца упитаннаго» (Лук. XV. 23). Но дабы вслед за естественным услаждением вкуса не подкралась похоть, а за нею неумеренность, объядение, пиянство, сладострастие, – для сего и обыкновенное благоразумие советует, и врачебная наука вразумляет, и правило духовной опытной мудрости повелевает, вообще – отсекать нечто от количества пищи, требуемого чувственным пожеланием, особенно же в некоторые времена и количество пищи уменьшать, и качество ее изменять, отлагать утучняющее, и согревающее, и употреблять легкое и прохлаждающее. Закон духовный предписывает употреблять пост, как оружие для отражения похотей плоти, давать пост и молитву, как крила, духу, для возвышения его к Богу. Впрочем, правило церковное, строгое против похоти, снисходительное к немощи, требует поста, и осуждает непостящегося, «кроме препятствия от немощи телесныя» (прав. Апост. 69), следственно, позволяет облегчение поста, ради немощи телесныя; и весьма справедливо; потому что немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть, укрощение чувственности и бездействие плотских страстей; и следственно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы немощное тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе.
Подобно сему и в отношении к одежде и жилищу, к действованию и отдохновению, к занятиям приятным и удовольствиям чувств, закон духа для плоти заключается в том, чтобы умеренно удовлетворять естественным ее требованиям, рассудительно снисходить к ее немощам, и притом не оскорблять достоинства духа и нравственного чувства, не противоречить намерениям Творца природы в дарах Его, не раболепствовать страстям и похотям. «Плоти угодия не творите в похоти».
Если пред чистым зеркалом закона духовного поставим нашу действительную жизнь: как неблагообразны должны показаться многие дела, которыми многие не смущаются, а иные даже хвалятся!
Учащаемые пиршества без праздника, – ежедневные увеселения без случаев к веселию, – забавы, бурущия более времени, и причиняющие более утомления, нежели труды, – зрелища, пред которыми скромность должна бы закрыть глаза, – песни, от которых целомудрие должно заградить слух, – и мало ли что можно было бы еще указать, в чем обличается «угодие плоти ...в похоти», уже переставшее бояться обличения?
Странным показалось бы слово, которое прямо указало бы на некоторые странности, по прихоти людей сделавшиеся обыкновенными. – Недовольствуясь пристрастным «угодием плоти», которому дает некоторый повод природа (как например, из потребности пищи и пития заимствует себе повод неумеренность в пище и питии), – они изобрели «угодия плоти», мимо намерений природы; образовали у себя вкусы, которых естественное чувство не знало, и к удовлетворению их приспособили потребности, которыми природа не думала их обременять, и как в неестественном должно быть более зла, нежели в естественном, то мимо природы вымышленная прихоть предавшихся ей порабощает привычкою с большею жестокостию, нежели невоздержание в пище.
Может быть, скажут: стоит ли труда восставать против угождения плоти, хотя и с страстию соединенного, которое никому вреда не делает? – Не смущаюсь от сего упрека: потому что его делают не мне одному, но прежде меня святому Апостолу Павлу, который написал: «плоти угодия не творите в похоти».
Для усмотрения, – что Апостол, проповедуя против угождения плоти в похоти, не об мелочах заботился, но предупреждал зло, не страшное вначале, пагубное впоследствии, – довольно представить один пример из Св. Писания. Пророк Исаия говорит иудеям, что они – на краю погибели: «разшири ад душу свою, и разверзе уста своя». От чего это? Как дошли до сего иудеи? Выслушайте объяснение Пророка! «С гусльми бо и певницами, и тимпаны, и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают, и дел руку Его не помышляют» (Ис. V. 12, 14). Необузданное плотоугодие довело их до забвения Бога: а удаляющиеся от Бога куда идут, если не к аду? «И ад разширяет душу свою и разверзает уста своя», чтобы поглотить их.
Благодарение Апостолу Христову, который не только старается не допустить нас до сей опасности увещанием, но и показывает вернейшее средство и надежнейшую помощь к нашему охранению от оной. «Облецытеся, – говорит, – Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти». Подвизайтесь исполнять первую часть сего наставления: и в сем найдете средство и помощь к удобнейшему исполнению второй.
Облеки во Христа твой ум посредством поучения в слове Его, и благоговейных о Нем помышлений, – твое сердце посредством веры в Него и молитвы и любви к Нему, – твою волю посредством послушания заповедям Его, – твою жизнь посредством подражания примеру жития Его: и твой дух облечется силою духа Его, к низложению мятежной силы плоти, к восполнению естественной немощи плоти.
Помяни Христа в вертепе и в темнице: и тебя не будет прельщать великолепно украшенный дом.
Помяни Христа в яслях, на соломе: и ты устыдишься твоего мягкого одра.
Помяни Христа обнажаемого и облекаемого в одежду поругания: и для тебя не желательна будет изящная одежда.
Помяни оцет и желчь, вкушаемые Христом: и ты не взалчешь роскошного пиршества.
Помяни Христа, Которого, по изображению пророческому, «колена... изнемогоста от поста» (Псал. CVIII. 24): и пост будет для тебя сладок и питателен паче пиршества.
Приимите в сердце ваше Христа страждущего и умирающего на кресте: и умертвятся «уды ваша, яже на земли» (Колос. III. 5) и не дерзнут ожить страсти и похоти.
Святителю Отче Алексие! Как отец начинающему обмогаться от болезни сыну помогает облещись в одежду здравых: так и Ты нам, от немощей и болезней греховных возмощи желающим, силою молитв Твоих и данной Тебе благодати, помози «облещися Господем нашим Иисус Христом», да в Нем ходим, и дойдем туда, где Ты со Христом живеши во веки. Аминь.
Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.