Слово в Неделю преподобного Иоанна Лествичника. (01.04.79)

Слово в Неделю преподобного Иоанна Лествичника. (01.04.79)

Слово в Неделю преподобного Иоанна Лествичника. (01.04.79)

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

В это воскресенье, предпоследнее в Великом посте, Церковь ставит наш духовный взор перед образом великого подвижника и угодника Божия святого Иоанна Лествичника. О нём все мы очень мало знаем. Даже те, кто учился в семинариях, в академиях, даже и они, как это ни странно, об Иоанне Лествичнике знают очень мало, потому что в хрестоматиях святоотеческих (есть такие для духовных школ) об Иоанне Лествичнике ничего не говорится. Правда, кто читает Добротолюбие, тот мог найти там отдел, посвящённый ему. А Церковь нас в это воскресенье обязательно каждый год ставит перед ним: вот — Иоанн Лествичник! Смотрите! И ему посвящается это воскресенье.

Почему же это так? Жил св. Иоанн Лествичник очень давно — в VI веке. Он умер в середине VI века. Подвизался в монастыре на Синайском полуострове. Теперь этот полуостров каждый из нас знает, только знает из газет, потому что там происходят всякие политические события. Но раньше там происходили другие события — там были великие подвижники! Иоанн Лествичник как раз и подвизался в одном из монастырей на Синайском полуострове.

Пришёл он в этот монастырь 16-летним юношей, успев получить очень хорошее по тем временам образование. Когда ему исполнилось 20 лет, старец его постриг в монашество, и он при этом старце прожил 19 лет в скиту около монастыря на Синайской горе. А потом 40 лет подвижничал один, причём он жил главным образом в ските около монастыря, а не в самом монастыре. Каждое воскресенье спускался с горы в монастырь, причащался. Предание нам говорит также и о том, что он приходил каждое воскресенье в монастырь и для того, чтобы о своей духовной жизни поговорить с монахами и проверить себя, не ошибается ли в чём-нибудь, идя путем особого подвига. И так — 40 лет… Умер он в глубокой старости — 80-ти лет. Вот некоторые данные из его жизнеописания.

Но они бы ничего нам не говорили, если бы мы не знали ещё и того, что он оставил 30 книг. Так как каждая книга не такая большая, то эти книги называются просто «словами». 30 слов Иоанн Лествичник оставил. Они — совершенно замечательны! Именно из-за этих слов Церковь наша и назначила одно из воскресений Великого поста посвятить ему. О чём в них идёт речь?

Это лествица восхождения в духовной жизни к духовному совершенству. Первое слово (первая книга) говорит об общих началах христианской, подвижнической жизни. Книга вторая — о покаянии, третья — о борьбе со страстями (тоже общие начала). А потом, следующая книга — о борьбе с главными страстями, которые более всего мучают людей. Начинается эта книга с борьбы со страстью чревоугодия, потом — плотская страсть, корыстолюбие, тщеславие, уныние, печаль. И последняя книга — о последней ступени на этом духовном пути восхождения — о духовном совершенстве.

В одной из этих книг есть такие слова: «Душа часто в переживаниях своих грехов замыкается в этом видении греха как в темнице. И тогда отдаётся печали и больше чем печали — ужасу, видя то, что с ней происходит». И вот как раз Иоанн Лествичник учит, как освободиться душе, как уйти и от этой печали, и от этого ужаса.

Для нас сейчас ступени восхождения в нашей духовной жизни к совершенству как-то мало интересны… Мы мало интересуемся по-настоящему духовной жизнью. И часто бывает, что христианин, я бы так сказал, со средненормальным современным христианским сознанием живёт и думает, что он живёт духовной жизнью и действительно поднимается по какой-то лествице от одного духовного состояния к другому. Но на самом деле, к сожалению, это поступенное восхождение бывает очень редко именно потому, что у нас нет настоящего понятия о том, что такое добродетель и что такое грех, что такое страсть, которая порождает грех.

Мы часто говорим: плотская страсть… А какая страсть — не плотская? Вот как раз Иоанн Лествичник об этом много говорит. Все страсти, все — и все грехи поэтому! — связаны именно с плотью нашей. Например, обиды — мы обижаемся… Ещё хуже — осуждаем. Это совершенно плотская страсть. Ангел сделался дьяволом потому, что поставил себя на место Бога и отказался быть в послушании Ему. И когда мы осуждаем человека (за что бы ни осуждали), то отдаём себя во власть дьяволу, этому князю мира сего. Так же как он восстал против Бога, так каждый человек, осуждая другого человека, восстает против Бога: «Не Ты будешь судить этого человека, а я сужу: он плохой, он — грешник!»

Борьба со страстями начинается с подвига смирения. Мы и это смирение теперь перестали понимать как следует, должным образом. Мы очень часто осуждаем и считаем, что имеем право осуждать. А смирить себя, сказать: «Бог ему судья!» — мы не можем, мы уже перестали так относиться к осуждению.

Есть ещё один грех, о котором Иоанн Лествичник говорит — гнев. Когда мы гневаемся, то мы отдаемся тоже во власть плотской страсти. Плотская страсть это не только то, что связанно с полом, блуд. Гораздо шире надо это понимать. А что говорить уж о плотской страсти в этом, обычном смысле слова! Конечно, она сейчас владычествует повсюду… И всегда-всегда мы страсть хотим как-то оправдать перед собой. Вот с чем борется Иоанн Лествичник главным образом. Не прикрывайте свою страсть чем-то. Когда гневаемся, иногда говорим: «праведный гнев». Никакого праведного гнева не существует! Гнев есть всегда гнев, и гнев есть всегда страсть, всегда — грех и тяжелейший грех!

И вот, повторяю, во время Великого поста одно воскресенье посвящается Иоанну Лествичнику, потому что он учит нас восхождению, он говорит, что оно возможно. Вот по этой лествице иди, вот так и так борись со своими страстями, и ты взойдешь на ту высоту, на которой будешь святым! Поэтому Церковь в это воскресенье, предпоследнее в Великом посте, ставит нас перед образом Иоанна Лествичника. И сразу же после него пред нашим духовным взором ставит Марию Египетскую — на этой неделе будет стояние Марии Египетской, вслед за чем будет прославление, похвала Богородицы. Потому что, по этой лествице если будешь восходить, то можешь дойти до состояния Марии Египетской, поднявшейся из глубины своего падения и ставшей так высоко, что она могла во время молитвы стоять в воздухе над землёй! А затем — Похвала Богородицы: так высоко может человек взойти, что женщина может стать Матерью Божией, что она, Приснодева Мария, достойна дать плоть человека Самому Богу, воплощающемуся от Неё — нашей славы, славы всего человеческого рода. В такой осиянности проходит Великий пост… Вот к чему может привести настоящее покаяние!

Великопостные воскресенья говорят, что путь покаянный — это путь веры в Бога, в Его силу, и путь веры в человека, в человечность, которая призвана стать Богосыновством. Покаянный подвиг не есть нечто саморасслабляющее (»Ах, какой я плохой, какие они все плохие, чего стоит человек!») Как раз обратное: покаянный подвиг укрепляет, утверждает веру в человека и в человеческие силы, от которых нам не надо отворачиваться, отрицаться, а надо в себе их раскрыть в покаянном подвиге. И вот такие отцы как Иоанн Лествичник учат, как это делать, как раскрыть в себе всё то, что дано человеку для того чтобы жизнь построить по призванию, которое получил человек, по зову, идущему сверху. Человек так много получил, он так много может с собою сделать! Только бы сопротивление греху было настоящим…

Преподобный Иоанн говорит, что жизнь по-настоящему человеческая начинается со смирения и смирением сопровождается до самого конца. Как только человек теряет что-то в смирении, какими бы он добродетелями ни был бы украшен, они все пропадают, исчезают! Оно и понятно: когда одна, только одна какая-нибудь страсть овладевает нами (скажем, то же самое осуждение, или гнев),то мы отдаём себя во власть князя мира сего — дьявольской власти. Конечно, тогда уничтожаются все добродетели. Поэтому нужно стремиться во всём быть верным Богу и решительно во всём и всегда проявлять смирение. Когда его нет — ничего нет! Нет тогда любви… Смирение — та добродетель, которая раскрывает в нас настоящую любовь к Богу и к человеку, к людям. Вы знаете, апостол Павел говорил: когда её нет, то ничего нет. «Всё отдам, и тело своё отдам на сожжение, и всё равно я — ничто, если любви нет.» Вот почему мы сегодня празднуем память св. Иоанна Лествичника.

Позвольте каждому из вас пожелать в вашей духовной жизни идти по этой лествице постепенного восхождения к Богу. Иоанн Лествичник говорит, что простить грех Бог может сразу. (Это мы знаем — так бывает на исповеди. Священник отпускает грехи не своей, конечно, властью, а Божией). Но простить грех — это одно, а подниматься по ступеням лествицы, ведущей к духовному совершенству, если и не к святости, то во всяком случае в высоту настоящей духовной жизни — это делается очень медленно, очень постепенно в течение всей жизни. Но оно возможно и приводит на ту высоту, где душа начинает дышать совсем особым чистым, как в горах, воздухом. И оттуда человек спускается на землю преображённым и уже может продолжать свою жизнь вдохновенно и одухотворённо. Отвергаться, губить плоть мы не должны. Мы должны её преображать. И в этом постепенном восхождении горе она преображается. Не надо забывать, что в плоти воскресать будем, что в другом, духовном мире у Бога, человек будет стоять в цельности своей — со своей душой, и со своим телом, преображённым этим постепенным восхождением по лествице, о которой говорил и учил преподобный Иоанн.

Молитвами преподобного Иоанна Лествичника да поможет нам Господь идти этим святым путём восхождения к духовному совершенству! Аминь.


Наверх