Слово в неделю пред Рождеством Христовым (второе)
Книга родства Иисуса Христа (Мф.1:1)
Иоанн Богослов в своем божественном Откровении видел сидящего на престоле высоком и вознесенном великого Бога, державшего в Своей деснице книгу поистине чудную, – исписанную внутри и снаружи и запечатанную семью печатями. И видех в деснице Седящего на престоле книгу написану внутрьуду и внеуду, запечатану седмию печатию (Откр.5,1). Книга в деснице Божией по таинственному духовному знаменованию есть от века Богописанная книга таинственной присносущной Премудрости, исписанная извнутри, так как содержит существенные тайны, внутренно-присущие Самому Богу; и извне, так как вмещает прочие тайны, домостроительные, совне касающиеся твари. (Книга) запечатана семью печатями, то есть совершенно незрима и непостижима.
Первая печать запечатлевает и сокрывает несозданную сущность и безначальную природу Бога, Высочайшее Бытие, Бытие Само в Себе и источник бытия. Вторая печать – (запечатлевает и сокрывает) три ипостаси этого единого Существа и природы, Троицу Единицы, Отца и Сына и Святого Духа, – Единого Бога. Третья – предвечное происхождение этих Божественных Лиц, именно: рождение Сына и исхождение Духа. Четвертая – приведение всех телесных и бестелесных тварей из ничего в бытие. Пятая – вочеловечение Божественного Слова во времени. Шестая – страдание, смерть и воскресение сего вочеловечившегося Слова. Седьмая – будущую жизнь, блаженство в раю в награду за добрые дела и наказание в аду в воздаяние за злые.
До воплощенного домостроительства все это было тайною запечатленною, все было сокровенно в глубине Божественного молчания, и посему было неведомо и незримо не только для людей, которых часть была помрачена заблуждением идолопоклонства, каковы были язычники, а часть – погружена в сень закона, как Евреи, но и для самых бестелесных духов. Поэтому говорит Иоанн: никтоже можаше ни на небеса, ни на земли, ниже под землею разгнути книгу, ниже зрети ю (Откр.5:3). Открыть ее и разрешить печати на ней мог только Лев от колена Иудина, корень Давидов, то есть Единородный Сын и Слово, Который, став плотью и вселившись в нас, открыл сокровенное, изъяснил неизреченное. Разрешил первую печать, – и люди тотчас познали Единого Бога; разрешил вторую, – и познали Бога Триипостасного. Разрешил третью, – и познали Бога, Отца Сыновня и Изводителя Святого Духа. Разрешил четвертую, – и познали Бога, Творца всего. Разрешил пятую, – и познали Бога, соделавшегося человеком. Разрешил шестую, – и познали Бога, (плотью) пострадавшего, умершего и воскресшего. Разрешил седьмую, – и познали Бога Судию, ублажающего праведных и карающего грешных. Таким образом, эта запечатанная книга Сидящего на престоле стала книгою родства Иисуса Христа, книгой – откровением таинств и исполнением обетований. Учение Святого Духа, воспитание к богопознанию, любомудрие веры, наука вечной блаженной жизни, – вот «Книга родства Иисуса Христа». Эту книгу, содержащую одну и единственную мысль, именно о рождестве Иисуса Христа, я хочу, благочестивые слушатели, сегодня прочесть с вами и объяснить, чтобы по возможности решить два вопроса, – во-первых, как произошло такое рождение, а во-вторых, почему оно произошло; другими словами, – образ, каким, и цель, с которой Бог стал человеком. Это для того, чтобы в одном мы познали беспредельную премудрость Божию и всемогущество, а в другом – беспредельную благость и любовь Божию.
I
Великое таинство домостроительства о воплощении, как наиболее высокое, благородное и совершенное дело творческой Божественной премудрости и силы, было предуставлено и предусмотрено раньше всего другого всеведущим умом Божиим. Бог, прежде чем предопределил творение ангелов, или человеков, или какой-либо другой твари, в предвечном совете уже предопределил воплощение Божественного Слова. Поэтому воплощение Божественного Слова в Священном Писании называется «началом путей Господних», а Само воплощенное Божественное Слово – «Перворожденным всея твари». Эта ипостасная Премудрость Божия говорит о Себе в 8-й гл. Притчей: Господь созда Мя начало путей Своих (в дела Своя): прежде век основа Мя (Притч 8:22-23 ст.). И блаженный Павел в первой (главе послания) к Колосянам, беседуя об Иисусе Христе, говорит: Иже есть образ Бога невидимого, перворожден всея твари (Колос 1:15). Все это священные учители изъясняют (в том смысле), что оно относится к Иисусу Христу, но не по Божеству, так как Он, как Бог, единосущный и соприсносущный Отцу, ни сотворен Богом, ни есть первое из творений, как богохульствовал Арий, а по человечеству, которое именно прежде всякой другой вещи и предузрел Бог, как начало Его вечных Божественных определений, как первое из всех творений. Так объясняют Афанасий Великий в III и IV сл. против ариан, Кирилл Александрийский во II кн. «Сокровищ» IV, VI и VIII гл., божественный Августин в І-й кн. о Троице, XII гл. И совершенно понятно, что домостроительство о воплощении было предопределено Богом прежде всех дел, ибо, говорят церковные богословы, домостроительство о воплощении прославляет Бога больше, чем все другие дела Божии. Все вместе люди, все вместе ангелы не в силах воздать Богу такую славу, какую воздает Единый Богочеловек – Слово, Который поэтому, обращаясь к безначальному Отцу Своему, говорит: Аз прославих Тя на земли (Ин.17:4).
Существует мнение некоторых церковных учителей, что эта тайна, хранимая в сокровищнице Божественного Совета, как драгоценнейшая жемчужина, на небесах, была явлена в начале веков чрез откровение, дабы Ангелы увидели и удивились чудеснейшему делу божественной Премудрости. В этом (именно) Денница нашел повод к тому, чтобы позавидовать ипостасному единению Бога с человеком и, возгордившись своим превосходством, сказать в своем сердце так: я, именно я, первый из серафимов, небесный и бесплотный, достоин такой чести, а не человек, телесный и земной, я, я буду подобен Вышнему (Ис.14:14). И таким образом, как молния, ниспал с небес. Это решительно утверждает Максим Исповедник в 42-м вопросоответе, согласуясь с мнением Назианзина, который говорит: «зависть помрачила Денницу, низпавшего по гордости, ибо он, будучи божественным, не стерпел, что его не признали Богом».
Но наконец, егда прииде, говорит Павел, кончина лета, посла Бог Сына Своего (Гал.4:4). Какое это было время, по исполнении которого Бог от века определил совершиться этому домостроительству о воплощении?
В шесть дней Бог создал мир; в первый Он создал свет, во второй – небесную твердь, В третий – землю, в четвертый – солнце, луну, звезды; в пятый – всех животных и в шестой – человека. Как (мир) был сотворен в шесть дней, точно так же под руководством естественного и писаного закона он пережил шесть периодов; равным образом, как в каждый из шести дней было создано по одному новому творению, так в каждый из шести периодов происходило какое-нибудь выдающееся событие. Первый период Адама, – и совершилось миротворение; второй – Ноя, – и произошел потоп; третий – Авраама, – и получило начало обрезание; четвертый – Моисея, – и дан был закон; пятый – Соломона, – и построен был храм; шестой – Ирода, – и прекратилось Иудейское царство. В его-то время и родился Христос во исполнение пророчества Иакова: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, Дóндеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков (Быт.49:10). Так и подобало, ибо, как в шестой день был создан человек, так в шестой период надлежало быть возсоздану тому же самому человеку. В шестой день (создан) ветхий (человек), и в шестой период – Новый; ветхий, передавший смерть всем живущим, – Новый, пришедший даровать жизнь всем умершим. Тот – отец по естественному рождению, этот – Отец по духовному возрождению; тогда создан человек и был по образу и подобию Божию, теперь воплощается Бог и бывает по подобию и зраку человеческому. Но тогда (человек) получил образ и подобие Божие только по причастию и благодати, теперь Бог получает зрак и подобие человека по естеству и по ипостаси.
Но здесь, в рождении древнего и нового Адама, человека и Бога, заключается предмет, достойный нашего созерцания. Когда был сотворен Адам, Бог сперва украсил небо всем светом звезд, землю – всем разнообразием цветов и растений; создал к тому же рай сладости и объявил его (Адама) царем творения; когда же родился Христос, Единородный Сын и Слово Божие, Бог сперва определил (этому быть) ночью, в пещере, и яслях; во-вторых, Тот, Кто родился, был Наследник царства Давида, Избавитель мира, Мессия, о Котором предрекали пророки, и Которого столько веков страстно чаял Израильский народ. И, однако, Его рождение вместо того, чтобы тотчас быть провозглашенным всему Израильскому народу, или даже всему Иерусалиму, (по крайней мере) архиереям, старцам и начальникам города, – это столь великое событие остается тайным и о нем не знает почти никто, за исключением тех немногих пастырей, которым открыл его Ангел. Так славно и открыто было творение человека, которое зрели небо и земля, и так сокровенно и безвестно было рождество Христа, которое совершилось ночью в какой-то пещере. (И таково) рождение Бога, пришедшего спасти человека?! Да. Вот посему-то пусть рождество Христа будет насколько возможно сокровенно, пусть будет почти неизвестно миру, пусть кажется, что Сей Рождающийся не есть небесный Царь славы, а самый бедный (униженный) человек земли, дабы диавол был введен в тем большее заблуждение. Пусть он считает Его теперь простым человеком, чтобы впоследствии познать в Нем Вышнего Бога, что с ним и случилось, когда он, как говорит божественный Златоуст: прият тело, – и Богу приразися; когда прият, еже видяше, и впаде, во еже не видяше. О глубина богатства, премудрости и разума Божия! (Слово на Светлое Воскресение).
Но как Бог стал человеком, Слово – плотью, Безначальный – (получил) начало? Это хотя и есть Иудеом убо соблазн, Еллином же безумие (1Кор.1:23), однако оно – догмат нашей православной веры, более того – все основание веры, которая учит нас, что поистине Слово плоть быть и вселися в ны (Ин.1:14); учит нас, что (воплотилось) Слово, второе лицо Святой Троицы, а не первое, Отец, или третье, Святой Дух. Во-первых, так как грех уничтожил в человеке образ (Божий), то с человеком надлежало соединиться Сыну, Который есть Образ Бога невидимого, как говорит Афанасий Великий (в слове о вочеловечении) и ап. Павел, дабы снова начертать в человеке прежнюю красоту образа Божия. Во-вторых, как говорит Василий Великий, в начале, по Иоанну, с человеком подобало соединиться Сыну, Который есть Слово (Разум), чтобы разрешить неразумие, в которое впал человек, когда вследствие греха приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс.48:21). В-третьих, – потому что, как говорят ученые, рожденность есть свойство не Отца, Который не рожден, и не Св. Духа, Который исходит, а Сына, Который потому и называется Сыном, что рождается; подобало родиться Сыну, чтобы был Один и Тот же. Кто теперь рождается один раз и всегда рождается предвечно. (Рождение произошло таким) образом, что ни Бог не превратился в человека, ни человек в Бога, но Бог воплотился, пребывая Богом, и человек обожился, пребывая человеком, и Тот, Кто был совершенный Бог и совершенный человек, есть Единый Иисус Христос. (Наша вера) научает нас, что в единой только ипостаси Божественного Слова соединились две природы, каждая со своими свойствами. Одна ипостась, которая, однако, не сливает двух природ, – божественной и человеческой; две природы, которые, однако, не разделяют единой ипостаси. Тогда как в таинстве Святой Троицы мы веруем в единство природы и троичность лиц, здесь, в тайне домостроительства воплощения, мы совершенно отличным образом веруем в единство лица и двойство естеств. (Вера) научает нас, что это единение естеств стало ипостасным, то есть Один и Тот же, в силу двух естеств, Богочеловек, – (есть) Единое и То же, в силу одной ипостаси, Божественное Слово, исповедуемое нами из двух и в двух (естествах), как богословствует Афанасий Великий, неслитно, Непреложно, нераздельно, не (как) богоносный человек, а (как) плотоносец Бог. (Вера) научает нас, что это Божественное Слово восприяло от той же Девы истинное тело, но, конечно, совершенное. Восприяло душу, но и душу совершенную, то есть с разумом и с волею; – «вместе плоть, – определяет посланием Софрония святой шестой Вселенский Собор, – вместе плоть – и плоть Бога Слова; в одно и тоже время одушевленная разумная плоть и одушевленная разумная плоть Бога Слова». (Вера) научает нас, что (Слово) рождается от Девы, именно неискусомужной, главным образом потому, что Тому Единородному Сыну, Который рождается вне времени от Единого Отца на небесах, подобало родиться во времени от единой матери на земле, чтобы у Единого Сына был Единый только Отец (так же), как и единая только Мать. О глубина богатства (повторяю), премудрости и разума Божия (Рим.11:33).
Это первая глава предмета, который содержит книга родства Иисуса Христа, – именно образ, посредством которого Бог стал человеком. Другая глава (исследует вопрос), почему Он стал человеком. Здесь опять открывается бездна странных чудес, яко Христос Иисус, – говорит Павел, – прииде в мир грешные спасти, от нихже первый есмь аз (1Тим.1,15). Велико это чудо, христиане, что Бог стал человеком! Здесь открывается беспредельная Божественная премудрость и сила. Еще большее чудо, что Бог стал человеком, чтобы спасти человека; здесь открывается беспредельная божественная благость и любовь. Человек, вследствие Адамова преступления, отступил от Бога, стал чадом гнева Божия, рабом греха, пленником диавола, наследником вечного мучения. Для человека не было посредника, чтобы примирить его с Богом; для человека были заключены врата небесного царства и потеряна надежда на спасение. Бог сжалился над созданием рук Своих, сошел Сам на землю, воплотился, чтобы спасти этого человека, то есть показать ему путь ко спасению, открыть ему врата царства небесного, соединить его с Богом и Отцом, избавить его от рабства греху, от плена диавольского, от вечных мучений: прииде Сын Человеческий взыскати и спасти погибшего (Мф.18:11). Вот цель домостроительства воплощения.
Здесь церковные Богословы недоумевают. Разве, говорят они, Бог для спасения человека не мог послать другого человека в духе и силе, как для спасения Евреев Он послал Моисея? Нет, – отвечает Василий Великий при объяснении 48-го псалма, – брат не избавить, избавит ли человек; не даст Богу измены за ся и цену избавления души своея (Пс.48: 8-9); другими словами, человек, какими бы дарованиями и добродетелью он ни обладал, не может выплатить цены, (достаточной) для искупления только своей души, а тем менее – душ всех людей. А (если бы Бог послал) Ангела? – Тоже нет, ибо ни человек, ни Ангел, с их тварной природой и, следовательно, ограниченной силой, не могут понести бремя, выплатить греховный долг, который беспределен; в этом случае должен был сойти Сам Бог, сила Которого беспредельна. Согласимся, что должен прийти Бог; но если Он хотел соединиться с тварной природой, то выбрал бы лучше ангельскую, более благородную, чем человеческая. Нет, говорит Павел: не от ангел убо когда приемлет, но от семене Авраамова приемлет (Евр.2:16). Надлежало спасти человека, (и потому) человек же должен был и искупить его. (Это) было необходимо и для того, чтобы диавол, побежденный природой, которую (раньше) победил, был еще более посрамлен, чтобы тот, кто некогда соблазнил человека, будто желая сделать его Богом, сам был введен в заблуждение, видя Бога, ставшего человеком.
Но Всемогущий Бог, как создал нас одним словом, разве не мог так же одним словом спасти нас, и, не воплощаясь разрешить наш долг? (Не мог ли) простить нам наши грехи? Мог, – отвечает Афанасий Великий в 3-м слове против ариан и Августин в 13-й книге о Троице; – всеконечно – мог: воли бо Его, – как говорит Павел, – кто противитися может (Рим.9:19). Но таким образом мы познали бы Божие крайнее всемогущество и не познали бы Божией крайней благости. И так, Бог только поэтому стал человеком, свидетельствует Апостол, по великой любви, которую возлюбил нас (Еф.2:4); вот, как снизошел Бог и как возвысился человек!
Когда заболел царь Езекия и стал близок к смерти, пророк Исаия, от имени Божия предрекший ему исцеление, показал ему в уверение такое странное знамение: на солнечных часах тень, указывавшая часы, с того места, куда она опустилась, поднялась на десять ступеней и солнце вернулось на десять же. Это было прообразом чудного таинства домостроительства о воплощении Сына Божия. Незаходимое Солнце правды преклонило небеса, миновало, как девять ступеней, девять чинов ангельских и сошло на десятую ступень человеческой природы, на земли явися и с человеки поживе (Вар.3:38). Когда же Бог вочеловечился, униженная тень и ничтожная природа человеческая из того состояния, в какое она ниспала вследствие древнего проклятия, прошла девять ступеней, возвысилась над девятью ангельскими чинами, достигла высшей, десятой ступени – божественной природы, с которою ипостасно и соединилось; и человек (таким образом) обожился. О, глубина богатства, премудрости и разума Божия! (Рим.11:33).
Боже всемогущий! Боже всемудрый! Боже преблагий! Твоя сила могла бы сотворить другой, отличный от этого, мир, несравненно – больший; Твоя премудрость сумела бы создать другой, отличный от этого, мир, несравненно прекраснее; но Твоя любовь не могла и не сумела совершить дело величественнее и прекраснее, чем дело домостроительства Твоего воплощения! Выше этого она не могла подняться (Августин). Поэтому, видя, Тебя новорожденным Младенцем в пещере, в объятиях Девы, мы веруем, что Ты именно Тот, Который царствуешь во светлостях святых, Неразлучимый от блаженных недр Бога и Отца; удивляемся с пастырями, поклоняемся с волхвами и с ангелами славословим: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк.2:14).
II
Не без таинственного значения (было) и то обстоятельство, что Господь наш Иисус Христос рождается в Вифлееме Иудейском по пророчеству Михея: и ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? Из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в князя во Израили (Мих: 5: 2). Иудее в переводе значит исповедание, а Вифлеем – дом хлеба. В иносказательном смысле они обозначают, что желающий в эти святые дни найти Христа должен идти в Иудею, то есть ко святой исповеди, должен идти в Вифлеем, то есть приблизиться к жертвеннику, который есть дом хлеба животного. Я хочу сказать, что желающий праздновать Рождество Христа достойным образом должен исповедаться и причаститься. Это имела в виду наша святая Церковь, устанавливая сорокадневный пост, дабы мы приготовились к исповеди и причастию.
Итак, христиане, чтобы достигнуть этого духовного Вифлеема Иудейского и найти Царя небес и земли, последуем за тремя благочестивыми волхвами. Они путешествовали, водимые звездою, которая тогда явилась на небе и указывала им путь и место, где родился Христос: и се звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, Дóндеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча (Мф.2:9). И мы имеем звезду в слове Божием, Святом Евангелии, в законе благодати, о котором пророк говорил: светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Пс.118:105). Светильник для ног наших, чтобы мы видели, как именно мы ходим; свет для путей наших, – чтобы мы не уклонились в заблуждения этой суетной жизни. Волхвы, когда пришли и увидели Божественного Младенца с Марией, Его Матерью, с глубоким благоговением пали и поклонились; открыли свои сокровища и принесли Ему дары, – золото, ладан и смирну, которая обыкновенно (употреблялась) при погребении мертвых. Руководимые божественным мановением, они исповедали в Его лице: чрез золото царя, чрез ладан – Бога и чрез смирну – смертного человека. И мы, приготовляясь к исповеди и причастию, чтобы обрести Христа, должны принести Ему как бы три дара. Во-первых, – золото, наше сердце, как золото, очищенное от всякого злого пожелания и от всякой постыдной мысли. Во-вторых, – дух, как ладан, возжженный любовью к Богу и ближнему, и как ладан (же) возносящий с благоговением воню благоухания духовного. В-третьих – смирну, умерщвление страстей плоти с сокрушением и умилением. Или иначе: принесем Ему три дара: золото, т. е. милостыню, ладан – молитву, и смирну – горькие слезы покаяния. Вот приготовление к истинной исповеди и достойному причащению.
Волхвы, после того как поклонились Христу, не возвратились тем же путем, каким пришли, а избрали другой и вернулись на свое место: иным путем отыдоша во страну свою (Мф. 2:12) И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. (Мф.2:12); вот это и есть самое необходимое, что должны сделать и мы. После того как в эти святые дни мы исповедуемся и причастимся, не следует возвращаться опять тем же путем, каким мы пришли; нет, а «иным путем»: изменим путь, изменим нравы, изменим жизнь, – «иным путем»! Не станем возвращаться к прежним страстям, прежним грехам, к прежней погибели, а «иным путем», начнем другой путь, – христианской добродетели. В немногих словах, – оставим тот путь наших греховных привычек, который вел нас к вечному мучению; пойдем по-иному, – по пути совершенного исправления, который приводить нас к вечной жизни.