Проповеди на праздники:


Слово в Неделю Православия. О значении христианских догматов

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого ucmиннoгo Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).

Весьма тяжелое впечатление на здравомыслящего христианина производит ходячее ныне в нашем обществе, по наружности благовидное, но в сущности искаженное понятие о христианстве как религии любви. Только и слышишь: «любовь, любовь! в ней сущность христианства, а все остальное в нем для христианина необязательно». Говорят: вся сила и значение христианства, весь секрет его могущества, продолжающегося вот уже 19 веков, заключается в одной только нагорной проповеди Спасителя. Значение религии, говорят, исключительно зависит только от того, как она нравственно воздействует на людей, а нравственным человеком можно быть без всякого знания о том, один Бог или троичен, равночестны Три Лица или нет, и т. д. То есть вся догматическая, или вероучительная сторона религии, как бесполезная,  изгоняется  вон. Наш новый богослов,   сочинивший свое евангелие и свою веру, заключающуюся в пяти излюбленных им заповедях, не только игнорирует догматы православно­ христианской веры как пустые и фантастические представления, но дерзает говорить даже, что они вредны для нашей веры и жизни, как производящие одни споры и преследования. В результате таких, в сущности, не христианских взглядов и учений, особенно современных «социалистов», прикрывающихся только христианскими принципами любви и блага, мы видим в жизни нашего общества, в литературе и искусствах полную анархию в области морали, или нравственности, переоценку всех ценностей. Ныне проповедуется открыто разрушение всего христианского строя жизни, обычаев, законов. Христианские добродетели: смирение, кротость, жалость к людям - обзываются рабскими, чуть ли не пороками; уважение к чужому, говорят нам, есть простой расчет, основанный на инстинкте самосохранения: умным и ловким людям ничто, кроме личного вкуса, не мешает даже грабить и убивать; страсти и преступления, насилие над слабыми возводятся в добродетели, преступников считают даже героями, спасателями человечества, способствующими появлению на земле будущих «сверхчеловеков». Человек, говорят нам современные «инакоучители», должен управляться только личными выгодами и приятными ощущениями, так как «добро есть выгода», а «зло - убыток», или «доброе есть приятное», а «зло приносит вред».

Плоды такого ложного понимания христианства, отрицания догматов христианской религии в современном учении  социалистов  налицо - от горечи их стонет и плачет Русская земля. Так и хочется с глубокою скорбью сказать современным лжехристианам словами апостола Павла к галатам: Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам, и хотите еще снова поработить себя им? (Гал. 4, 9 ). Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию (Гал. 1, 6). Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1, 11-12).

Православно-христианская Церковь, Единая, Святая, Соборная и Апостольская, к которой мы с вами, братие, имеем счастье принадлежать, верная откровенному учению Господа нашего Иисуса Христа, всегда считала и считает сущностью и основой христианства как учения - догматическую сторону его, или вероучительную. В неразрывной связи и прямой зависимости от догматов, или вероучения, она поставляет нравственную жизнь человека и его деятельность. Сам Основатель Церкви Христос Спаситель, определив нравственную жизнь в заповедях евангельских, идеал и высший образец жизни указал в Боге - в познании Его и Сына Его Единородного. Во Христе - Сыне Божием - воплощены совершенства Самого Божества, ибо в Нем, по слову  Апостола,  обитает  вся  полнота  Божества  телесно (Кол. 2, 9), то есть согласно с  законами  природы  человеческой,  являясь нам для подражания в высочайших добродетелях как степенях возвышения к богоподобию. Ибо явилась благодать Божия, то есть христианство, говорит святой Апостол, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ... ревностный к добрым делам (Тит. 2, 11-14). Вот где скрываются корни и основы для нравственной жизни и  деятельности  человека,  жизни  истинной, разумной, осмысленной!

Какие же это догматы, или истины, которые служат фундаментом жизни нравственной, богоподобной, - истины, которые Святая Церковь на Вселенских Соборах строго формулировала как непреложные, вечные, неизменные, для всех желающих спастись обязательные?

Бог существует, есть, - не как отвлеченная сила, а как Дух, живая Личность, обладающая полнотою собственной внутренней жизни, образуемой вечным взаимоотношением Трех Божеских Лиц: Отца, Сына и Святого Духа, Которые единосущны и равночестны. Единый по сущности,  но  троичный в Лицах,  Бог мановением  воли Своей привел из небытия в бытие два мира: мир бесплотных духов и мир чувственных тел. Соединением, или примирением духовного и чувственного творения явился человек, через  которого  земное  вступило в связь с божественным. Бесплотные духи и человек были созданы  Богом  свободно-разумными  и  бессмертными  и  могли свободно осуществлять положенные Богом высшие разумные цели бытия. Первый из бесплотных духов - светоносный Денница - возгордился тем, что во всем Божием творении не нашел себе равного, и возомнил, что он может собою заменить миру Бога, и восстал против своего Творца. Отпав от Бога, высший разумный дух потерял в Нем образец нравственного совершенства, перестал быть нравственным, начал лгать и клеветать на Бога - и стал диаволом. Потеряв авторитет в небесном  мире духов, диавол  перенес свою  преступную  деятельность в пределы нашей земли. Здесь ему удалось совратить на тот же погибельный путь жизни вне Бога первых людей. Так появилось в мире зло как результат гордости и своеволия высшего духа на небе и первой пары людей на земле.

Человек создан был для любви к Богу, для служения Ему. Не в себе самом, не в своем счастье он должен был видеть свое назначение, а  в Боге, в славе Его. Счастье человека обусловлено его внутренним совершенством, а  это  последнее  состояло  в  соответствии богоподобной природе, в отражении совершенств Божиих и уподоблении Богу. Через первый грех противления Богу человек извратил свою богоподобную природу, уклонился от пути служения Богу и вступил на ложную дорогу служения злу- диаволу. Так как от одной крови, от одной семьи, произошел весь род человеческий... по всему лицу земли (Деян. 17, 26), то грех и зло первых людей путем наследственной передачи распространился от Адама на все его потомство. Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков (Рим. 5, 12), Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного (Рим. 3,12; Пс. 13, 1-3).

Но по премудрому промышлению Своему Бог не восхотел смерти грешного человечества, а благоволил спасти его через Единородного Сына Своего. Сын Божий - второй Адам с небесе - исправляет горькое заблуждение первого Адама-от земли перстного (1 Кор.15, 47). Через воплощение от Святой Девы Марии и Духа Свята, через страдания и крестную смерть на Голгофе, через воскресение из мертвых Он заблудший род человеческий, разъединенный с Богом в Адаме ветхом, соединяет снова с Богом в Себе, дарует нетление, бессмертие и жизнь вечную. Призванный к новой, богоподобной жизни, очищенный от греха, проклятия и смерти, род человеческий получает в помощь себе благодать Святого Духа, подаваемую в Таинствах Святой Церкви. Возможность спасения и достижения жизни вечной предоставлена всем людям, но если не все они пользуются плодами заслуг Христовых, то за это отвечать будут пред Спасителем на Страшном Суде, когда Спаситель и Освятитель человека явится Судией и Мздоводаятелем, - это будет после всеобщего воскресения людей.

Вот это вероучение православно-христианской Церкви, кратко изложенное здесь, всякий христианин, всякий из нас, кто хочет разумно жить и действовать, обязан глубоко усвоить своим сознанием как основу и руководство целесообразной жизни на земле. Скажите мне, какой человек, если он только не совсем погряз еще в чувственности, не совсем еще подавил в себе способность к размышлению, откажется от желания узнать истину о Боге, о мире, о своем положении в мире, об отношении Бога к миру? Скажите мне, кто из людей не стремится к жизни счастливой, совершенной, жизни без горя и страданий? Кто откажется от желания жить и действовать, трудиться во имя поставленной высшей цели, на основании определенных убеждений и ясных понятий? Ум и сердце неотступно спрашивают нас, и спрашивали людей, живших до нас, и будут требовать ответа у людей, имеющих жить после нас: зачем мы живем, зачем боремся с проявлениями зла, к чему все жертвы и труды, стоит ли их наша жизнь? Без решения этих запросов нашего духа так или иначе никто не может назваться настоящим человеком, хотя бы он был замечательным математиком, профессором, историком и т.п. А где искать решения их и ответа? Человеческая мысль, предоставленная самой себе, всегда пыталась и пытается разрешить эти вечные, волнующие человечество вопросы, но всегда безуспешно, и остается всегда в процессе мучительного и вечного искания. Догматы же православно-христианской веры, как истины, облеченные высшим, чем авторитет человеческой мысли, божественным авторитетом, в общей совокупности целого христианского мировоззрения удовлетворительно отвечают на мучительные требования ума и сердца человека о смысле и цели жизни.

Что касается сознательной, высокой, нравственной жизни человека, то она прямо немыслима без признания догматов христианских. Вот уже почти два тысячелетия нравственные истины, возвещенные людям в слове Божием, остаются неизменными -  а почему? Да потому, что догматические истины, лежащие в основе их, остаются также неизменными. От начала и до сего времени всем нам жизненной путеводной звездой служат совершенства Отца Небесного: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).

Попробуйте убрать из христианского учения догматы о грехопадении людей и искуплении их Богочеловеком Христом, и вы ниспровергнете не только мораль или нравственность, но и все христианство. Тогда и заповеди Христа превратятся в одни голые слова, не объединенные ни в каком начале, без твердой почвы. Возьмем, например, заповедь о любви к ближнему. Люби ближнего твоего, как самого себя (Мф.19, 19), воздерживайся от себялюбия, подавляй чувственность в пользу духа - и будешь хорошим по жизни христианином и человеком, без всякой веры в Бога Творца, Промыслителя, Искупителя, Освятителя и Судию. Но вопрос в том, почему я обязан следовать этому правилу? Если потому, что это правило есть требование природы нашей, то я скажу, что и эгоизм, или себялюбие, плотоугодие, пожалуй, не менее сообразны с нашей природой,  так как сильнее заявляют в нас о себе. Если скажут, что любовь к ближнему- долг наш, требуемый совестью,  то опять вопрос: что такое совесть,  чтобы я ее слушал? Но если совесть - нравственное начало, которому должны мы подчиняться, есть голос Божий в нашей душе, то в таком только случае она авторитет для нас.

Итак, как видите, корень любви к ближнему, скрывается в области религиозной веры. Для христианина Бог есть воплощение любви. Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16) - положительно говорит апостол Иоанн Богослов, то есть любовь составляет определение самой Божественной природы, одно из наиболее достоверных свойств внутреннего Существа Божия, почему Бога и нельзя мыслить одиноким, а правильнее и естественнее - с различием Лиц, пребывающих в непрерывном общении любви. Взаимоотношение Лиц Святой Троицы через любовь составляет внутреннюю, сокровенную жизнь Божества; отсюда ясно, что мы, созданные по образу и подобию Божию, должны признать для себя любовь высшим нравственным благом, законом нашего нравственного существа. Пребывающий в любви пребывает в Боге... (1 Ин. 4, 16).

Укажем еще на идею братства и равенства всех людей. Древний языческий мир не знал этих идей, там были дикая вражда, вечные войны, ненужное братоубийство, насилие и рабство. Современный культурный мир ослаблением этих социальных зол обязан не гению своего ума, а христианскому учению, которое провозгласило, что все равны и братья, потому что все произошли от одной крови и семьи, все имеют одного небесного Отца, все сделались новым творением во Христе, примиренные с Богом и искупленные от грехов крестною смертию Спасителя. Современные социал-демократы, мечтающие устроить жизнь на правах братства и равенства независимо от христианских принципов, без религии и совести, по чисто материальным расчетам, для удовлетворения животного аппетита, жестоко ошибаются и приносят человечеству не благо, а зло. Не видим ли мы в переживаемое нами тяжелое время, как в стремлении сделать людей счастливыми и равными без всякого разбора одни «братья» избиваются такими же «братьями», потому что без религии и совести, с одним «желудком» человек-брат превращается в зверя-хищника.

Вывод из сказанного тот, что, вследствие полной зависимости в христианском мировоззрении нравственности от догматической стороны, всякое изменение и искажение догматов влечет за собой изменение учения о нравственности, что мы и видим в разных христианских сектах и исповеданиях, например у католиков, духоборов, молокан, хлыстов, штундистов и т.п. Вот почему православно-христианская Церковь всегда придавала первостепенное значение догмату и старалась ревностно оберегать его от отрицания или искажения (ереси), преследовала ереси как величайшее и опаснейшее зло.

Всякое заблуждение в чисто нравственной сфере, заблуждение воли или грехопадение по немощи природы, она прощала и прощает, а заблуждения ума, грехи упорства, как-то: отрицание бытия Личного, Живого Бога, воплощения Сына Божия, искупления, бессмертия души, будущего Суда и всеобщего воскресения людей, как отрицание самих основ, на которых зиждется христианское миросозерцание, - после вразумления строго осуждает, казнит анафемой, то есть отделением от Церкви.

Современным мечтателям об устройстве социалистического рая на земле только посредством изменения экономических условий жизни человечества и любящим ссылаться на первые века христианства, как образцовые в жизни, следует твердо усвоить и запомнить, что тогда, в ту эпоху героев добра, догматические вопросы христианской религии были самыми могучими двигателями духовной жизни христиан. Тогда люди ценили религиозные верования выше всего в жизни, часто жертвуя ею за свои религиозные убеждения. Мы, потомки их, должны быть им глубоко благодарны  и  благоговейно чтить память святых отцов и учителей Церкви и всех ревнителей православной веры Христовой, много и горячо потрудившихся, пострадавших за то, чтобы в целости и неприкосновенности сохранить святыню веры нашей - догматы христианские, преданные от Самого Бога Христа и Его святых Апостолов. Не о том, братие, ныне надо нам думать и заботиться, как бы сократить программы по Закону Божию или даже совсем вычеркнуть этот предмет из преподавания низших и средних учебных заведений, а о том серьезно поразмыслить и помолиться Единому Начальнику жизни Господу, как бы лучше, серьезнее, разумнее поставить в наших школах изучение основ христианской жизни и деятельности  -  вероучения  христианской Церкви, ее догматов, чтобы юноши и девицы выходили из школы с твердыми и ясными христианскими убеждениями, со строго определенным христианским мировоззрением, - тогда и нравственная жизнь и деятельность молодого поколения  станут  на ту высоту, на которой должны быть в православно-христианском государстве. Будем помнить слова Господа нашего Иисуса Христа: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Последуем за Ним в учении, житии... вере... любви... в гонениях, страданиях (2 Тим. 3, 10), а не за теми, которые противятся истине... развращенные умом, невежды в вере (2 Тим. 3, 8), да не постигнет нас гнев Божий и суд Церкви Христовой. Аминь.


Проповеди на праздники:

Наверх