Слово в Неделю Православия (1892)

Слово в Неделю Православия


                                                                                                                                                  Сия вера православная вселенную утверди.

  Св. Церковь совершает ныне торжество православия, – вспоминает то чудесное распространение Веры Христовой, которая через триста лет, по явлении Спасителя в мир, утвердила вселенную, уничтожила язычество и во всей Римской империи, которая далеко разветвилась тогда от своего центра в разные стороны, сделалась господствующей. В настоящий день мы, благочестивые слушатели, остановим наше внимание на распространении Веры православной в нашем отечестве, дабы видеть, что и у нас на св. Руси Вера апостольская и отеческая проявилась не менее чудесно, чем в других странах и произвела в ней совершенный переворот в жизни государственной и семейной, установила новый и благодетельный порядок жизни для ее граждан, порядок тот, который на благо св. Церкви, Государства, общества и семьи, существует и до наших дней.

  Когда христианство появилось в нашем отечестве, предки наши находились на низшей ступени своего развития умственного и нравственного, служили идолам, обоготворяли силы и явления природы, в своих отношениях общественных и семейных были грубы, жестоки и мстительны. Вера православная, появившись на св. Руси, совершила обновление в умственной и нравственной жизни русского человека, подчинила своему влиянию и водительству все духовное его развитие и проявление. Разительный пример благодатного возрождения мы видим первее всего в жизни св. Владимира Равноапостольного. Прежде сластолюбивый идоложрец не только животных, но и людей, жестокий в своих отношениях к подчиненным, по принятии Христианства, в своей нравственной жизни он совершенно изменяется, ценит чистоту супружеской жизни, является сострадательным и милостивым к ближним. Все бедные и несчастные имеют свободный доступ к нему и получают от него вспомоществование, в чем только нуждаются. «Больные, говорил он, не в силах дойти до двора моего» и велел развозить им все необходимое. Кротость и христианская любовь проявлялись в нем настолько, что не желал он даже наказывать преступников, к войнам приступал только по необходимости – для защиты пределов своего отечества. Так проявилась благодать св. Духа в сердце и во всем нравственном поведении Благоверного князя Владимира.

  Народ русский по зову своего князя без различия возраста и состояния идет на берег Днепра для принятия св. крещения. «Если бы новая вера не была лучше, князь и бояре не приняли бы ее», говорил он. Богатые и бедные, знатные и простые, старцы и юноши, мужчины и женщины с грудными младенцами на руках стоят благоговейно в благодатных струях Днепровских; перед ними на берегу усердно возносит свои молитвы равноапостольный ко Господу, просит Его призреть на новых чад своих, дать им уведать «Тебя – истинного Бога», как уведали Его страны Христианские, утвердить в них веру правую, твердую, – а вместе с ним служители Божии молят о ниспослании благодати возрождения и укрепления жизни духовной избранного Им народа. Отселе – все духовное существо наших предков наполняется верой православной. Служение истинному Богу стало теперь главной целью в жизни народной, и местом этого служения является христианский храм со своим многознаменательным богослужением, он стал единственным училищем веры истины и добра для наших предков, – в чтении и пении, живом проповедном слове пастырей, в священных изображениях, они слышали учение веры и нравственности, знакомились с историей христианства. Кроме сего, храм явился для них живой благодатной силой. Этой силе новопросвещенные приписывали все свои удачи, победы над врагами, избавление от бедствий. При нападениях вражеских шли туда защищаться, в день зол своих скрывались здесь – в селении Господа, считали счастьем в крове Бога небесного принять смерть от неверных рук. – Для бедноты и нищеты, а равно немощным и болезненным этот дом Божий был прибежищем, – вообще же наши предки смотрели на храм, как на мать и кормилицу, которая услаждает душу словом спасения и правды, наполняет сердце высоким чувством, питает тело в случае нужды и крайности и защищает в несчастьях и опасностях. – Украшать храмы христианские и свои жилища просвещенные православной верой наши предки начали св. крестом и св. иконами. Первый явился символом нашего спасения и жизни, ношение его на груди отличало возрожденного благодатью Божией человека и вошло во всеобщий обычай на Руси. Вера в силу креста и надежда на его помощь была столь сильна в русском человеке, что он, вооружившись крестом, бесстрашно шел в бой с врагами. Св. иконы составляли также необходимую принадлежность наших православных храмов и лучшее украшение жилищ наших предков и здесь имели сильное влияние на религиозно-нравственное улучшение быта семейного. Посетители при входе и выходе из дома творили перед ними молитву и набожно крестились, члены семейства утром и вечером, перед обедом и после него усердно со слезами, коленопреклонением совершали перед ними прошения и благодарения, и чего-либо предосудительного в присутствии их никогда не позволяли.

  Высшим образцом истинно-христианской жизни избрали они себе житие «иноческое». В течение всего существования на земле их не покидала мысль о пострижении. Поэтому весь строй семейной жизни созидался по образцу монастырскому. Уставы церкви соблюдались в совершенстве. Пастыри церкви пользовались великим уважением у народа, который во всех своих важных делах непременно советовался с ними и ни одного предприятия не начинал без пастырского благословения. В дальнейшем времени – этой верой во святую истину Христову всегда жила наша св. Русь, Ею она крепла. Собрала она многочисленные слабые народности в один состав Российского Государства, скрепила этот состав единством языка, Богослужения и священной власти Государя. Она дала Русским силу перенести страшные бедствия, с ней выходили они лицом к лицу против врагов своих и являлись победителями, Ею распространяли государственные пределы на необозримое пространство. Она научила прощать обиды, любить врагов, жертвовать самой жизнью для блага ближних. Она доселе просвещает умы, смягчает нравы, улучшает обычаи, водворяет порядок и благоденствие в жизни семейной и общественной, доселе составляет свет и радость, опору и утешение для нашего православного народа ибо православие «чисто, мирно, кротко, послушливо, исполнено миролюбия и добрых плодов, беспристрастно и нелицемерно» (Иак.3:17).

  Но так ли тверда и крепка в настоящее время наша вера православная во всех ее членах, носящих имя сынов и дочерей Российской Церкви? Так ли они чтут и исповедуют веру апостольскую, как исповедали ее наши предки, и как учит св. Церковь? Не с сердечной ли болью следует нам сказать, что наша спасительная вера, утвердившая отечество, многими неразумными людьми колеблется в ущерб нашему мирному и безмолвному житию на земле? Сколько ныне расколо-учителей и еретиков – не из массы только народной и необразованной, но и из среды просвещенной, премногоученой. Каких нелепостей не проповедуют они, дабы увлечь за собою других – на погибель душевную и на разрушение благосостояния общественного.

  Как много ныне таких просвещенных христиан, которые в храм Божий не ходят, обязанностей православных христиан не исполняют, считая для себя это или маловажным или же совершенно не нужным. У таких лиц и в жилищах их нет ничего такого, что располагало бы их к молитвенному настроению. Тех св. изображений, какие мы ныне прославляем и которые в древнем нашем быту составляли священное украшение жилищ, перед коими молились и в часы счастья и в годину искушений, отцы и праотцы наши, этих священных изображений не существует, или же они настолько малы, что едва заметны, дабы не обличали хозяина дома в недостатке благочестия. А между тем кто не испытал благодатной силы от сих св. изображений? Не очень давно дошло до нас известие из царственного нашего града о совершившемся дивном чуде от иконы Владычицы нашей Богородицы, об исцелении Ею 15-ти летнего отрока от болезни, которой страдал он от дней рождения и в последние минуты перед явлением над ним помощи Владычней приготовлен уже был по православному обряду в загробный мир. Такие осязательные проявления милости Богоматери к нам грешным для неверов нашего времени не имеют, по-видимому, никакого значения.

  Благочестивые слушатели! История нашего отечества – от начала его существования и до наших дней – дает нам назидательный урок к тому, чтобы жить нам по Вере православной, которая утвердила наше отечество, доселе дает ему силу и крепость, привела нас к Богу Господом нашим Иисусом Христом (Рим.5:1,2), обновила и освятила наши отношения гражданские и семейные, водворила мир и порядок в быту житейском. Будем крепко держаться ее наставлений для своего благосостояния душевного и телесного, – тогда не коснется нас то осуждение, какое ныне возглашается повсеместно в храмах при епископском служении, – тогда Св. Церковь нам – как ревнителям Православия – благолепно будет петь «многая лета», а по отшествии в мир загробный «вечную память». – Но при этом на нас лежит священный долг благовествовать истины православной Веры и другим заблуждающимся, отрекающимся так или иначе от них и обрядов веры, проповедовать и словом и своим житием благочестивым. Наша духовная помощь нужна не для одних близких нам по вере и месту, но также для отдаленных наших соотечественников, до сих пор сидящих во страхе и сени смертной. Для просвещения их существует веро-проповедническое общество. На всех нас лежит священный долг содействовать ему, если не личными трудами, то пожертвованиями в пользу веропроповедников. Усердием к сим пожертвованиям должен быть ознаменован преимущественно настоящий день, назначенный повсюду для принятия их. Да благословит всех нас Господь приступить к сему святому делу во славу Его имени. – Аминь.

Любимов Неофит, свящ., Уфимские епархиальные ведомости. 1892.






Наверх