Слово в Неделю о Страшном суде
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Православная Церковь вспоминает Страшный суд Божий. Евангелист Матфей свидетельствует нам в сегодняшнем чтении Евангелия о пришествиях Господа — первом и втором. О том же свидетельствуют другие книги Священного Писания, но только для нашего малого детского ума эти свидетельства непонятны, так как написаны они иносказательно.
Самая главная книга, которая говорит нам о втором пришествии Господа Иисуса Христа и о Страшном Его суде над миром — это Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова, которая запечатана печатями для умов человеческих. Так как эта книга написана разумом Божиим, то ее и надо читать, имея разум, просвещенный Святым Духом. Но многие прежние и современные богословы избегают ее читать, так как находят ее очень непонятной, неудобной для ума человеческого. Но я не советую вам избегать этой книги, пусть многое в ней непонятно, но ее надо читать, так как в начале этой книги написано: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего» (Откр. 1,3). Ее надо читать и молить Господа о том, чтобы Он открыл и объяснил ее содержание, и Господь откроет. В основном, в ней говорится о Страшном суде Божием.
B четырнадцатой главе Откровения говорится о скошенной траве, что означает уничтожение народа. У ветхозаветного пророка, кажется, Иезекииля, также говорится об этом. Этот пророк вышел в поле, где был царский покос. Он был весь скошен. Тогда пророк стал просить Господа, чтобы Он пощадил малый Израильский народ. Господь на это ему сказал: «За то, что этот народ малый избранный Мной, и за то, что ты болеешь за него душой, Я пощажу его». Вот как ветхозаветные пророки болели за народ. Вообще, в Священном Писании жизнь человека сравнивается с жизнью травы. Так, пророк Давид в своем псалме говорит: «Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его» (Пс. 102, 15-16). Жизнь травы в руках Божиих, и жизнь человека — в Божиих руках.
Во второе пришествие Христово все будет уничтожено. Небо и земля сгорят, и будет новое небо новая земля, и будет определена участь каждого из живущих на земле по делам их. А что небо и земля сгорят — в этом нет теперь никакого сомнения ни у кого из живущих на земле. Всего лишь 20—30 лет тому назад, не больше, наука утверждала, что кончины мира не будет, но с открытием атомов это сомнение устранилось, и теперь все боятся и трепещут этого страшного всемирного пожара, который обязательно произойдет. Будем все гореть, но все же те, которые в этой жизни веровали в Единородного Сына Божия и оправдали свою веру делами, будут подняты на облаке на небо, а те, которые отвергали учение Иисуса Христа и приняли учение сатаны, внушившего им, что ничего не случится, а потому ешь, пей, веселись в этой жизни в свое удовольствие, такие люди будут гореть в этом пламени во веки веков, и никакого помилования не будет, потому что прошло время помилования, а настало время суда Божия.
Как толкуют святые отцы, источником мучения будут в основном угрызения совести, сознание того, что я мог бы избежать этого мучения, мог бы принять учение Христа, веровать в Него, жить по Его святой воле, но я не хотел, я добровольно отверг все это как легенду. Вот это сознание своей добровольной погибели и будет источником мучения каждого, попавшего в адский огонь.
Сегодня евангелист Матфей нам повествует: суд Божий идет, Господь разделяет людей направо и налево. Право стоящих Он благословляет и говорит им: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ибо алкал Я, и вы дали есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили или жаждущим, и напоили, когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице, и пришли к Тебе?» (Mф. 25, 34-39).
Посмотрите, как скромны эти благословенные праведники, они спрашивают Его: как мы все это сделали Тебе, когда мы не видели Тебя. Но Господь им говорит на это: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).
Тогда Господь скажет и тем, которые по левую сторону от Него: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф 25, 41-44). Господь скажет им B ответ: «Истинно говорю вам: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 45-46)
Человек есть разумнейшее и прекраснейшее из всех существ на земле. Он сотворен по образу и подобию Божию, вмещает в себя всю вселенную. Внутри каждого человека живет Святая Троица - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Живут в нем и ангелы. Сатана со своими служителями - бесами - также проникает внутрь человека и навязывает ему свое господство. Все, что человек делает доброго, это не он делает сам, это доброе творит Святая Троица. Скромный человек ничего себе не приписывает; все доброе, что он делает, для него есть обыкновенное, привычное дело, и делает он его тайно, не для славы людской, но для славы Божией, как говорится «левая рука не знает, что делает правая» (Мф- 3). А все злое происходит от сатаны и его служителей. Бог дал человеку свободную волю, и от самого человека зависит обречь себя на вечные муки или вечное блаженство. Это явится следствием того, с кем человек подружится — с Богом или сатаной, кому он захочет служить. Итак, от тебя самого зависит, чью захочешь ты творить волю — Божию или сатаны. Если будешь исполнять волю сатаны, то и будешь вечно мучиться с ним и его служителями — бесами в вечном пламени. Сатана за свою гордость ниспал с неба и увлек за собой третью часть ангелов. Вместо павших ангелов Господь восполнил их число святыми угодниками, которые за свою праведную жизнь на земле и царствуют теперь на небе с Богом и ходатайствуют за нас пред Ним, а во второе пришествие Иисуса Христа они будут судьями.
Но низверженный сатана со своими ангелами — бесами в своей ярости и зависти обрушился на людей, чтобы и их погубить Он вообразил себя богом и хочет, чтобы люди воздавали ему божеское поклонение, и этим он старается привлечь людей к вечной погибели. Успех он имеет большой, но не над всеми людьми, а лишь над третьей частью всех людей. Он помрачает их умы и внушает им, что нет Бога и нет никакой совсем вечной жизни. Это самое страшное направление человеческой мысли. Как жалок и несчастен человек, который имеет такое направление и внушает его другим. От этого происходят всякие неустройства, всякое неблагополучие на земле; и, напротив, как блажен человек, который поверил слову Христа: «Верующий в меня имеет жизнь вечную».
Христос сошел с неба на землю и возвестил людям, что Eгo послал Бог Отец возвестить всем живущим на земле о вечной жизни тех, которые будут веровать в Единородного Сына Божия, то, что Он сошел неба на землю, Он подтвердил многими чудесами. Тысячи, десятки тысяч, миллионы святых своей праведной жизнью доказали, что есть другая, лучшая блаженная вечная жизнь. Многие из них еще при жизни в теле были восхищены на небо испытали райское наслаждение. Например, апостол Павел, Серафим Саровский, Андрей, Христа ради юродивый.
Но диавол, клеветник, завистник и льстец, клевещет на Бога, будто Он неправильно сказал, что есть вечная жизнь. Дьявол внушает людям, чтобы они не верили словам Иисуса Христа о вечной жизни, а верили ему, сатане, что совсем нет никакой вечной жизни. Горе тем людям, которые верят этой клевете! Такие люди никогда не найдут себе покоя, будут вечно кусать свои языки и скрежетать зубами в вечном пламени.
Но блаженны те, которые поверили словам Иисуса Христа и отвергли сатанинскую Ложь, такие люди буду вечно жить со Христом.
Нашлись в мире один или два человека, которые в своем помрачении ума объявили: «Нет Бога и нет никакой вечной жизни». Мир поверил им и пошел за ними. A Христу, Который сказал «будете иметь жизнь вечную», не поверили. Истину отвергли, а ложь приняли. Это самое страшное направление ума, бегите таких людей как от огня.
Такие люди обычно думают. земная жизнь короткая, каких-нибудь шестьдесят, семьдесят, восемьдесят лет обидно прожить, не испытав ничего. А чтобы испытать земные удовольствия, надо стать мошенником, надо воровать, обижать людей и не помогать никому — одним словом, жить животной жизнью, только для себя, для своего «я». Ешь, пей, веселись, ибо завтра, может быть, умрем, а потом ничего не будет. Так обычно говорят они. Око человека завистливое, хочет иметь очень много, чтобы удовлетворить свою плоть. Поэтому такие люди и пускаются на разные мошенничества, не имея страха Божия.
Как уже упоминалось выше, люди разделяются на три категории. Первая категория — это святые, которые восполнили число падших ангелов и будут нам судьями во второе пришествие Господне. Вторая категория — это те, хотя и грешные, потому что невозможно, живя в этом мире, не согрешить, но они веруют в Господа Иисуса Христа, что Он пострадал за нас, умер и воскрес. Ради этой веры Господь и оправдает их Своею кровию, пролитою на Кресте. Третья категория — это люди, которые добровольно отвергли учение Христа о вечной жизни, подружились с сатаной, утвердили себя в мысли, что нет никакой вечной жизни; это направление, свои ложные мысли, проповедали другим, за что лишили себя вечной блаженной жизни и обрекли себя на вечное мучение.
Так будем же молиться, чтобы Господь не отринул нас Своего лица, будем умолять и Пречистую Матерь Божию, Которая постоянно молится Сыну Своему, чтобы вытащить нас из пучины адской и привести к покаянию и к исправлению жизни. Будем молиться, чтобы Господь записал нас в книгу вечной жизни и причислил к стоящим по правую сторону во второе Его пришествие и даровал Царствие Небесное, которое будет продолжаться во веки веков. Аминь.
Источник: Архимандрит Алипий (Воронов) «Жизнеописание, воспоминания, проповеди, поучения, стихотворения». Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 2024 г. Стр. 116.