Слово в Неделю о слепом и в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Духовная слепота
Сегодняшнее евангельское повествование об исцелении дивным образом слепорожденного навсегда связало в уме нашем представления о двух великих бедствиях в жизни человеческой: слепоте телесной и слепоте духовной. Евангелие учит нас не останавливаться на чувственном, а от чувственного возводить свой взор к духовному.
Великое несчастие для человека слепота телесная, но гораздо более тяжкое бедствие - это ослепление духовное, настолько более важное, насколько душа человека выше и важнее тела его. Грех затмевает очи души нашей: ум, совесть и сердце - и ослепляет их до такой степени, что человек, видя, не видит и, слыша, не слышит и не разумеет. И притом эта страшная болезнь духовного ослепления овладевает сразу значительными общественными массами до целых племен и народов и даже до всего человечества.
После грехопадения первого представителя и родоначальника человечества тотчас же появляется в человеке духовная слепота и становится потом постоянным недугом в роде человеческом.
Человек, как известно нам, по телесной своей организации тесно связан с видимой природой, с чувственным миром; по внутреннему же существу, как образ и подобие Божие, он естественно должен тяготеть к иному, сверхчувственному духовному миру. Как личность, отражающая в себе Божеские свойства - разум и свободу, человек по тесной связи своей с внешним чувственным миром должен был явить этому миру Бога - Творца его, вдохнуть в подчиненную законом необходимости природу разум и свободу. Несомненно, он исполнил бы свою миссию, если бы не согрешил. Грех так извратил порядок, что человек, вместо того чтобы одухотворить слепую неразумную природу, сам подчинился ей, из царя природы стал жалким рабом ее. Чем дальше шло время, тем сильнее действовал грех в человеке и тем слабее в нем проявлялась духовная сторона его существа, тем более он погружался во тьму и поражался болезнью духовной слепоты.
Пред пришествием Христа Спасителя на землю, прежде чем возсия мирови свет разума.. с высоты востока (тропарь на Рождество Христово), мы видим, что страшная болезнь поразила почти весь род человеческий. Весь мир объят был глубокою тьмой идолослужения и неведения Бога. Люди, седящии во тьме... и сени смертней, осуетилисъ (Мф. 4, 16), скажем далее словами Апостола языков, в умствованиях своих, и омрачилосъ несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся (Рим. 1, 21-23). Заменили истину Божию ложью (Рим. 1, 25), люди стали боготворить бездушную тварь вместо Творца, поклоняться ей и приносить ей жертвы. И как они не заботились иметь Бога в разуме (своем), то предал их Бог (за то) превратному уму - делать (всяческие) непотребства (Рим. 1, 28). С падением веры в Бога пала и нравственность. В нравственном состоянии дохристианский языческий мир дошел до такого падения, что люди были хуже скотов несмысленных, утопая во всевозможных пороках и преступлениях. По свидетельству одного языческого моралиста-философа того времени, «было прямо чудовищное состязание в порочности. Ежедневно возрастала страсть ко греху и ослабевал стыд. Отбрасывалось всякое уважение к возвышенному и святому».
Духовная слепота, таким образом, достигла высших пределов. Человечество не знало, куда идти, так как всюду царил полный мрак. Лучшие из язычников с великою тоской искали потерянную истину, добро и счастье и, в отчаянии когда-нибудь выйти на свет, порой лишали себя жизни.
Не избежал духовного ослепления и еврейский богоизбранный народ. Сам Бог устами пророка Исаии наименовал жестоковыйным народ Свой и непокорным (Рим. 10, 20-21), еще и слепым, хотя у него есть глаза, и глухим, хотя у него есть уши (Ис. 6, 9-10; Ин. 12, 39-40). Кто так слеп, как раб Мой?.. - говорил Господь о Своем народе. Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал (Ис. 42, 19-20). В отвержении Мессии слепота еврейского народа достигла высшего своего предела.
Но вот явился наконец на землю к несчастному, блуждавшему во тьме и лежащему во зле миру Тот, в Ком была жизнь и жизнь была свет человеков (Ин. 1,4). Пришел в мир свет миру, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме, но имел свет жизни (Ин. 9, 5;12, 46, 35-36; 8, 12). Сидящие во тьме увидели свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4, 16); искавшие истину и правду жизни нашли ее в Том, Кто был Сам путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Утомленное предшествующими блужданиями и бесплодными попытками выйти на свет, измученное сомнениями, исстрадавшееся человечество обратилось к источнику света и жизни - Христу, туда, где и досселе находят пристанище и покой душевный все труждающиеся и обремененные (Мф. 11, 28).
Началось чрезвычайное религиозное воодушевление всюду, куда проникал свет Евангелия и доносилось слово искупления. Так что на заре христианства мы видим целые сонмы ярких светильников - героев истины, добра и любви, затеплившихся от Источника Света - Христа. Апостолы, святые отцы Церкви, мученики, преподобные пустынножители и подвижники, которые испытали поругания и побои... узы и темницу... скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь .мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11, 36-38), - своею пламенной верой в Бога и высоким религиозным чувством вдохновляли одряхлевший мир, вливая новую жизнь в жилы человечества. Настало Царство света и веры.
Но и в новом, христианском мире нашлись невосприимчивые к свету, такие, которые более возлюбили тьму, нежели свет; они не пошли к свету, ненавидели этот свет, чтобы не обличились дела (их), потому что они злы (Ин. 3, 19-20). Свет духовный, воссиявший от Христа, люди могли воспринимать только духовным зрением веры, имея чистое сердце и благоугодную волю, а не плотскими очами и не силой только отвлеченного разума.
Типичными представителями слепоты духовной еще при жизни Христа Спасителя на земле явились книжники и фарисеи. Эти «слепые вожди слепых», как назвал их Спаситель, гордясь своей убогой богословской мудростью, чуждой любви и здравого смысла, вообразили себя единственными носителями и хранителями истины (Ин. 7, 49; Лк. 11, 52; Мф. 23, 13). Присвоив себе ключи разумения, они возомнили себя «наставниками невежд» (ер. Ин. 7, 49), «учителями младенцев» (Рим. 2, 19-20). Всех считали они невеждами и слепцами, а себя - видящими, но на самом деле сами-то и были духовно слепы (Ин. 9, 39-41).
С легкой руки этих самообольщенных слепцов страшная болезнь духовной слепоты продолжала существовать и в последующих веках христианской эры, включительно до того времени, в котором и мы с вами живем. Обратимся мысленным взором к недавно прошедшему XIX веку. Этот век, можно сказать, был веком господства на земле науки и просвещения, веком разного рода открытий и изобретений как в области науки и просвещения, так и искусства, веком пара, электричества и железа. Человек сумел за это время овладеть могучими и страшными силами природы и подчинить их своему влиянию. Наука сделала такие гигантские шаги по пути прогресса, что природа с каждым годом открывала человеку все новые и новые тайны, а человеческой мысли - необъятные горизонты для нового исследования. Но зато высшие и благороднейшие потребности человеческого духа как бы заглохли. Наука, гордая своим прогрессом, вытеснила веру и вытравила в человеке религиозное чувство. Началась неслыханная дотоле анархия мысли и жизни, отрицание всяческих авторитетов и преданий старины глубокой. Человек, поддавшись шепоту лукавого обольстителя: будете яко бози, настолько возгордился своими научными победами и открытиями, до того забылся и обезумел, что забыл Бога, перестал носить Его в своем разуме (Рим. 1, 28), а вместо живого личного Бога стал поклоняться своему разуму. «Я сам бог» - вот что дерзнул сказать современный человек. Дальше такого духовного ослепления идти некуда!
Забыв Бога, порвав всякую связь с небом, люди стали жить по тем идеалам, какие предлагала наука. А наука, материалистическая большей частью, говорила человеку, этому образу и подобию Божию: живи, как живут все животные, наслаждайся жизнью и ее благами, пока жив, потому что завтра будешь достоянием могильных червей - тут конец твоему бытию! И стал человек «есть, пить, веселиться по вся дни светло», не думая ни о Боге, ни о загробной жизни, ни о Страшном Суде. А раз полюбил человек наслаждение плотской жизни и роскоши, то начал искать обогащения и золота - на земле и подземлею. К этому сокровищу люди нашего века прилепились всем сердцем и к нему направляют современное образование. Результаты такого заблуждения печально отразились и отражаются на современной жизни людей. Картина нравственного состояния современного человечества весьма напоминает темные, печальные времена язычества пред пришествием Христа Спасителя. Такое же, как и там, поразительное умножение пороков и преступлений, то же стремление к роскоши, та же погоня за наживой и удовольствиями, разрушение семейных начал, бесстыдство и т.п.
Наше отечество, в котором вера Христова крепче стоит, чем в других странах Европы, наша Русь святая, как ее принято называть, не избежала также недуга духовной слепоты. Это почти повальная болезнь и у нас. Мы, русские люди, очень нуждаемся в расширении и усовершенствовании просвещения, исцеления от слепоты своей. Точно как бы нас имел пред умственным взором своим один из древних пророков Израиля, когда говорил о состоянии современного ему еврейского общества: ждем света, и вот тьма, - озарения, и ходим во мраке. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки (Ис. 59, 9-10).
Десятки миллионов людей в нашем отечестве, призванные природой своей к свету разумного человеческого существования, лишены даже зачатков просвещения, ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как; пьяные (Иов. 12, 25; 24, 16). По грамотности наше отечество стоит гораздо ниже даже отсталых в культурном отношении Греции, Болгарии, Испании и других. Там на тысячу жителей приходится шестьдесят учащихся, а у нас - только двадцать!
Недостаток просвещения мешает русскому народу усвоить все блага христианской веры и света Христова. Разве может ярко светить Христов свет в глубоких народных потемках, когда там до сих пор еще для весьма и весьма многих «Книга Жизни и Света» - святая Библия остается книгою запечатанною? Не горит свет Христов и в темных дебрях раскола и сектантства, расширяющихся все более... Печальнее всего то, что и в образованных слоях русского народа духовная слепота существует, - и эту, интеллигентную часть народного организма не пощадила страшная болезнь! И здесь, если присмотреться и прислушаться к современному состоянию умов и нравов, царит сумрак неверия и сомнения, религиозного и нравственного безразличия! Крепость веры и теплота религиозных убеждений сменились здесь холодностью и тупым равнодушием к делу веры, проникающим даже в стены учебных заведений. Юношество гибнет от потери веры, а вместе с верой теряет и устои жизни. Молодая жизнь отравляется безверием и безнравственностью прежде, чем успеет созреть. Очевидно, религия потеряла для образованного общества руководящее значение. Заметно в наше время все более усиливающееся оскудение церковности, отчуждение от Церкви - хранительницы Света Христова, просвещающего всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1, 9). Церковные установления и порядки все чаще и чаще стали пренебрегаться, церковно-религиозные обычаи все меньше и меньше становятся нормою жизни, дисциплина церковная не выполняется. Результатом пренебрежения церковностью является развращение общественных нравов. Благодетельное влияние Церкви на общество все более затрудняется, а враги церковности увеличиваются в числе... Жизнь нравственная, согласная с требованием Церкви, нередко подвергается различного рода насмешкам со стороны представителей современного ложного просвещения: искреннее благочестие объявляется ханжеством, целомудрие и воздержание - насилием собственной природы и т.д.
Удаляясь из-под опеки Церкви и от света Христова, который просвещает всякого человека и который есть единственный свет истинный, наша интеллигенция начинает блуждать в потемках. В наши дни заметно тоскливое искание истины, добра и счастья, разочарование настоящей жизнью и полная неуверенность в будущем. Но есть в наше время и явные враги света, которые не ограничиваются тем, что сами не знают света и путей его и нe ходят по стезям его (Иов. 24, 16, 13), а стараются в других погасить последние искры света. Есть еще, к великому сожалению, такие поборники тьмы, которые из борьбы со светом Евангелия и разума сделали себе профессию и кормятся ею...
Что же делать при такой страшной болезни духовного ослепления, поразившей все народные слои от низших до высших в нашем отечестве? А что делают обыкновенно, когда постигает кого-нибудь телесная болезнь? Обращаются к врачу. Так и в духовной болезни - обратимся все к Небесному Врачу Господу нашему Иисусу Христу, Который сказал о Себе: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12); веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12, 35-36). Постараемся не бежать от Его святой Церкви, как делают ныне многие образованные сыны нашего отечества, а теснее прижиматься к ней, как духовной Матери нашей, возрождающей, укрепляющей и питающей нас духовно, как единственно надежной воспитательнице человеческой семьи по пути к нравственному совершенству и истинному счастью, возможному для человека на земле. Святая Церковь - единственная хранительница света, просвещающего всех, и непогрешимая истолковательница вековечной истины.
Чествуемые и ублажаемые сегодня равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, первоучители славянских народов и наши просветители, должны служить добрым примером для нас. Эти светильники света Христова всю жизнь свою посвятили на распространение света Христова среди темных славянских народов, для которых изобрели азбуку и перевели священные и богослужебные книги с греческой на славянскую речь. Плодами трудов их мы пользуемся до сего времени. Будучи во время земной жизни своей ревностными подвижниками веры и благочестия, боровшиеся всю жизнь свою со страшной болезнью духовной слепоты путем распространения евангельского света и истины среди современников своих, святые Кирилл и Мефодий и теперь ходатайствуют пред Отцом светов об обращении заблуждающихся, об утверждении в вере колеблющихся и с любовью и радостью готовы помочь своими молитвами всем продолжателям их апостольского дела на земле. Присоединим к их святым молитвам к Богу и свои грешные молитвы о просвещении верою и светом Христовым нашего отечества. Пусть рассеется мрак и исчезнет духовная слепота в нашем дорогом отечестве и во всем мире! Да будем все сынами света (Ин. 12, 36). Аминь!