Слово в неделю о блудном сыне
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Уже вторую неделю готовит нас, братья и сестры, устав церковный к Великому Посту, которым мы должны подготовиться к светлому празднику Пасхи. Нынешний воскресный день и неделя будущая – седмица – называется «Неделя о блудном сыне». Повествуется, как Господь сказал притчу окружающим Его людям о судьбе как бы одного человека – на самом деле, она касается всех нас. Для тех, кто привык читать Евангелие, это не ново, для тех же, кто не знает, я коротко напомню содержание этого образного рассказа – притчи Господа Иисуса Христа. (См. Лк.21:12–19). У некоего богатого человека было два сына, и младший сказал: «Отец! Ты умрешь – останется наследство, и часть его будет принадлежать мне. Отдай мне сейчас – и я употреблю по своему разумению». И отец не стал спорить. Он отдал причитавшуюся ему часть имущества, его наследство, и тот ушел в далекую страну, и там, живя разгульно, потратил все среди друзей, множества водившихся с ним, участвовавших в пиршестве и веселии. Но когда потратил все и стал нуждаться, никто не помог ему из тех, кто щедро пользовался его богатством. И вот тогда он решил пойти на работу. Но никто не брал его – он ничего не умел делать. И он нанялся на самую черную работу свинопаса, не для того, чтобы заработать, а для того, чтобы часть свиного корма употребить в пищу. Но и здесь ему не удалось, потому что свиньи отталкивали его. На Востоке есть дерево с большими, вкусными, сладкими, питательными стручками, – вроде гороха, но только во много раз больше. Вот эти стручки созревают, падают и свиньи с удовольствием их едят. Так что уже даже не на корм от хозяев рассчитывал этот неразумный, заблудший сын: он хотел насытиться хотя бы падающими с дерева, найденными стручками. Но и их ему не доставалось, потому что свиньи опережали его и с восторгом пожирали эти стручки.
И вот тогда он вспомнил о том, чего он лишился. И сказал: «Я пойду домой, обращусь к отцу, чтобы он меня взял на самую черную работу, самым низшим слугой, – лишь бы только не помереть с голоду» (можно было бы употребить и более сильные выражения, но мы с вами в храме). И он пошел. И отец, увидев его издали, – видимо, много времени сидел отец, в тоске глядя вслед ушедшему сыну и ожидая его возвращения, – и отец увидел его издали, выбежал ему навстречу, и возвратил ему и любовь, и достоинство, и более того – сделал большой пир, и все начали веселиться, как сказано в Евангелии.
Во время этого празднества вернулся старший сын отца, спросил, в чем дело, почему такое торжество и пиршество, и ему слуги объяснили, что вернулся младший сын, и отец, радуясь, устроил этот праздник. И старший сын с упреком сказал отцу: «Отец, я все время тружусь с тобой, а ты мне даже козленка не дал, чтобы повеселить с друзьями. А тут целого упитанного тельца заколол по случаю возвращения этого бродяги!» И отец сказал: «Сын мой! Ты всегда со мной, и все мое – твое. А о том нам надлежит радоваться и веселиться, что сын мой – брат твой младший – пропадал и нашелся, погибал – и спасен!» И заканчивает Христос словами: «И начаша веселитися».
Обычно так и выходит.
Подчеркивают мысль о том, как благотворно влияют бедствия на человека, заставляя его задуматься. Христос, продолжая в другом месте эту мысль, говорит: «Велика бывает радость на небесах о едином грешнике кающемся» (Лк.15:7). Да, мы знаем, что праведники и ангелы радуются о возвращении человека с греховного пути на праведный путь. И на этом, как правило, останавливается наша мысль, и мы прилагаем к себе этот яркий образ заблудившегося – и возвратившегося, нагрешившего – и покаявшегося человека. Для того и дано нам постное время. Для того и даны нам исповедь и таинство покаяния, которые совершаются всю жизнь человеком, за множество ведомых и неведомых ему самому грехов. Это все правильно.
Но я хотел бы, братья и сестры, остановиться на другой мысли – о покаянии мы еще будем говорить, о покаянии мы еще будем молиться и слышать в течение всего Великого Поста, взывая: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» (Триодь Постная. На утрени по 50‑м псалме) – «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» – в Великом покаянном каноне. У нас еще много впереди тем о покаянии.
Но я хотел бы сказать о том, что мы должны особенно быть радостны. И не потому, что возвращаются в Церковь люди – не только потому. А потому, что мы – вот вы, стоящие здесь! – не покидали Церковь. И вот тут то и знаменательны слова отца, обретшего заблудшего сына, или – скажем выше – Господа Иисуса Христа от имени Отца Небесного, Господа Бога нашего, Которого мы призываем в молитве «Отче наш, Иже еси на небесех»: «Сын мой! Ты всегда был мой сын и все мое – твое!» Действительно, братья и сестры! Церковь – это тот великий Дом, где обитает единый Хозяин – Бог, со множеством святых, и все то, что имеет Церковь, имеет каждый входящий в нее и находящийся в ней. Можем ли мы, православные христиане, иметь хотя бы тень, хотя бы мгновение скорби от тех бед, которые разрешаются над землей в течение многих и многих веков?! Да, все эти беды – это знаки милосердия Божия, напоминание нам о том, что мы вдруг потеряли чувство этой общности и того огромного богатства благодати, которое изливается человеку, находящемуся в общении с Богом и пребывающему в Церкви. Вот об этом, братья и сестры, не нужно много говорить, и чем короче, тем лучше, – чтобы каждый из нас осознал и понес в Церкви во всю оставшуюся жизнь: какое великое сокровище, какое неиссякающее богатство, какая сила Божия принадлежит всем тем, кто держится за край ризы Господней. «Все мое – твое!»
Итак, братья и сестры, возблагодарим Господа, что Он привел нас во Святую Православную Церковь, одарив нас бесчисленными благодеяниями, и главное – общением с Ним, единством с Ним, ибо все, что Господь имеет, Он отдал человеку через святую Православную Церковь. Аминь.