Слово в неделю Мясопустную. О страшном суде Христовом и о помиловании нас за истинную любовь к ближним
Ныне за литургийным евангельским чтением мы слышали повествование о страшном суде Христовом. Сей суд называется страшным потому, что на нем окончательно и навеки решится наша судьба. Страшной она окажется для тех, которые будут поставлены на суд ошуюю Христа. В присутствии всех Ангелов и святых Господь назовет их проклятыми и отошлет от Себя на вечную муку, уготованную диаволу и его ангелам. Невозможно себе представить сейчас это будущее вечное мучение грешников. На основании учения Христа, Апостолов и св. отцов мы можем только сказать, что оно превзойдет в несравненной мере все страдания, которые приходится переживать людям на земле. Эти адские мучения будут одинаково тяжки как для тела, так и для души. Душа будет вечно испытывать тоску, а тело мучиться в вечном адском огне и нескончаемой адской тьме. Страдания эти особенно будут увеличиваться от истязаний и злорадства бесов.
Когда мы слышим дивную церковную песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», то содрогаемся от слов: «трепещу страшного дне суднаго». Святые люди обливались слезами при мысли о дне будущего страшного суда Христова, считая себя грешными и боясь подпасть осуждению. Св. равноапостольный князь Владимир увидел картину страшного суда и был настолько потрясен, что оставил свое языческое нечестие и принял православную веру. Как же нам, грешникам, не трепетать, слыша слова Христа о страшном суде Его?! Как же нам не плакать о той горькой участи, которая может нас постигнуть?! Как же нам, взирающим очами сердца на грозный, ожидающий нас суд, не оставить своей греховной жизни? Бог знает, сколько осталось нам жить и придется ли нам еще раз услышать призыв матери нашей Церкви к покаянию через евангельское повествование о страшном суде Христовом и о вечных мучениях грешников?
Впрочем, не одними только вечными мучениями св. Церковь хочет нас побудить к покаянию и праведной жизни, когда повествует перед наступлением Великого поста о страшном суде Христовом. Она говорит нам и о вечном блаженстве для тех, которые окажутся одесную Христа во время сего суда. Это блаженство праведных также невозможно сейчас себе представить. Оно в несравненной степени превосходит всякую радость на земле. Одно только можно сказать, что, по учению Христа, мы будем блаженствовать вместе с Ним в Его небесном Царствии, а по словам Ап. Иоанна Богослова, мы будем в небесной славе Царства Христова подобны по благодати Самому Богу. По неизреченной милости Божией, это блаженство испытали еще до своей смерти св. Ап. Павел, св. Андрей, Христа ради юродивый и св. Серафим Саровский, когда они были вознесены до третьего неба. Но никто из них не мог изобразить сего блаженства словами человеческого языка. Св. Серафим Саровский мог только сказать в назидание наше, что если бы нам пришлось всю жизнь переносить самые ужасные телесные страдания, то мы должны были бы со всякою радостью на это согласиться, лишь бы не лишиться райского блаженства, которое уготовано всем любящим Господа.
Правда, Господь не скрывает, что немногие из нас унаследуют это блаженство. Узкая врата и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его (Мф. 7:14). Как мало спасающихся, об этом некогда было открыто св. Антонию Великому, а также ученику св. Василия Нового, преп. Григорию. Св. Антоний видел однажды страшного великана, голова которого касалась неба, и множество человеческих душ в виде птиц возносившихся к небесам. Как только эти птицы достигали головы великана, он ударял их рукой и они падали в адскую бездну. Лишь очень немногие перелетали через его голову, и тогда великан скрежетал на них зубами. А преп. Григорию в сонном видении явилась блаженная Феодора, послушница св. Василия Нового, и поведала ему, как она проходила воздушные мытарства и чуть не погибла на мытарстве блуда. По ее словам, на этом мытарстве большинство душ погибает навеки.
Однако, в том, что лишь немногие из нас спасаются, виноваты мы сами. Господь всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1Тим. 2:4). Спасение наше в наших собственных руках. Да, тесен и прискорбен путь ко спасению, но он возможен для каждого из нас при помощи Божией. У человек невозможно, но не у Бога; вся бо возможна суть у Бога (Мк. 10:27), сказал Спаситель. С нами Господь милосердый и всемогущий. С нами Его Пречистая Матерь, наша всесильная Заступница, с нами все Ангелы и все святые, с нами всегда опаляющая демонов и истребляющая все наши страсти крещенская благодать Святого Духа. Поэтому все мы можем спастись и оказаться одесную Христа во время Его страшного суда. Будем только всегда стараться неуклонно исполнять все заповеди Христовы.
Св. Церковь, изображая нам в евангельских словах страшный суд, показывает, за что мы можем удостоиться великой небесной награды. На правой стороне будут те, кто являет ныне любовь к своим ближним.
Может быть, некоторые скажут: из повествования Христа о Его страшном суде ясно, что для спасения вполне достаточно только одной любви к ближним и что, следовательно, вечного спасения можно достигнуть без любви ко Христу, без веры в Него и без прочих христианских добродетелей. Что нам сказать на это?
Конечно, на страшном суде Христовом получат спасение только те, которые имели любовь к ближним, разумеется, любовь истинную, а не ложную. Под ложною, не спасительною любовию, надо разуметь любовь сентиментальную и гуманистическую, которая действует в нас только тогда, когда несчастие ближних перед нашими глазами. По учению Еп. Феофана Затворника, гуманистическая любовь есть любовь эгоистическая, в которой мы, любя других, любим лишь самих себя. Она действует в нас, вследствие страстей тщеславия, корыстолюбия и в силу страха перед общественным мнением, этим современным идолом. Не такая любовь к ближним спасет нас на страшном суде Христовом, а любовь христианская, т. е. та, которая исходит из любви ко Христу. Вот почему Господь сказал ученикам: Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин. 14:15). Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14:23), а любовь к ближним есть одна из главных заповедей Христа.
Кроме того, любить Христа можно только верующим в Него, ибо как возможно любить Христа, как Бога, если мы не будем иметь истинной веры в Него? Без веры не только невозможно приобрести любовь ко Христу, но невозможно вообще все дело нашего спасения. Иже веру имет и крестится, сказал Господь, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16:16).
Но и это не все. Любовь ко Христу и ближним, вера во Христа, как и всякая христианская добродетель, рождаются в нашем сердце от благодати Святого Духа, которая изливается на нас в Православной Христовой Церкви. Вот почему Ап. Павел на любовь к ближним, как и на всякую истинную христианскую добродетель, смотрит, как на плод Святого Духа, когда говорит в послании к Галатам: Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Вот какая любовь к ближним поставит нас одесную Бога во время страшного суда. Эту любовь Ап. Павел в первом послании к Коринфянам называет самым великим даром Святого Духа, венцом всех христианских добродетелей (1 Кор. 12:31, 13:1-13). Следовательно, нас спасет та любовь к ближним, которая имеет за собою всю полноту христианской церковной благодатной жизни, та любовь, о которой Ап. Павел сказал: любовь, яже есть соуз (совокупность) совершенства (Кол. 3:14). Отсюда вполне будут понятны слова Христа: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, Аще любовь имате между собою (Ин. 13:35). А также будет понятен ответ св. Иоанна Богослова на вопрос его учеников, почему он к концу своей жизни одно только и говорил: «дети, любите друг друга». — «Потому, - отвечал Апостол, - что в этой любви заключаются все заповеди Христа, весь евангельский закон».
Поэтому, мысленно созерцая страшный суд Христов, будем стараться приобретать все христианские добродетели. Тогда мы будем иметь истинную благодатную любовь к ближним, за которую услышим на этом суде радостные и вожделенные для нас слова нашего Спасителя и Бога: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25:34). Аминь.