Слово в неделю мясопустную. 1845 г.
Святая церковь посвящает настоящую неделю воспоминанию последнего суда Божия. Заботливая о нашем спасении, она желает пробудить в нас раскаяние в грехах наших и подкрепить слабое усердие наше к подвигам спасительным. Последуем её голосу. Выслушаем слова Божии о суде великом, о суде страшном. Подвигнем сердце наше к сокрушению. О, как велик сей день – день греха и отмщения Божия!
Пусть не обольщают себя мечтами, пусть не питают в душе греха своевольными помышлениями о несбыточности грозного – будущего. На пагубу себе говорит своеволие, «где есть обетование пришествия Его?» Неверно слово человеческое, но верно слово Божие, придет день страшного явления Христова, день откровения суда Божия, день великий, день последний, после которого не будет дней (Рим.2:5; Мф.13:40, 49). Пусть не спешат грешить, а поспешат каяться. Жизнь – поле, где растет пшеница, растут и плевелы. Не вырывают плевелов по осторожному снисхождению. Придет время жатвы, тогда не пощадят плевелов (Мф.13:39–40). Не медлит Господь исполнением обещания; Он только терпит и ждет, не придут ли люди в себя, не одумаются ли, не решатся ли оплакать грехов своих горькими слезами раскаяния? Будет суд. Бог сказал о том. Небо и земля пройдут мимо. Не прейдет слово Божие. Пророки Божии возвещали о суде всеобщем (Ис.34:1–6, 66:16–21; Иоил.3:7–17; Дан.7:9–10; Мал.3:14–18). Псалмы поют о суде вселенной: Той судити имать вселенней в правду (Пс.9:9, 93:23). Апостолы проповедовали: всем явитися нам подобает пред судищем Христовым (2Кор.5:10). Сам Сын Божий, столько полный любви и милости к нам, повторял много раз: приити имать Сын человеческий со ангелы Отца своего со ангелы своими, и тогда воздаст комуждо по делам его (Мф.16:27, 10:15).
Страшен будет сей день для всех, страшен особенно для отвергших Христа или не исполнивших верности своей Ему. Кто будет судиею на том суде? Господь наш Иисус Христос – Он, Который пролил за нас кровь Свою, вытерпел столько мук за грехи наши, чтобы мы более не жили для греха, Он, которому обязались служить мы от купели до гроба. О, как страшно будет предстать пред Него нам, столько неблагодарным к Нему! Каково бы то ни было явление Его, оно уже само по себе будет грозно обличать бесчувствие христиан. Тогда явится знамение Сына человеческого на небеси, и тогда восплачутся вся колена земная (Мф.24:30). Воззрят нань, егоже прободоша (Ин.19:37; Зах.12:10).
Пришествие Господа Иисуса на суд будет уже не то, что пришествие Его на землю для спасения нашего. Оно будет величественное и грозное, так что смятенная ужасом вселенная примет новый вид. Сын Божий явится, окруженный сонмом ангелов, в полном величии славы Сына Божия. Узрят Сына человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою (Мф.24:30), во славе Отца своего со ангелы своими (Мф.16:27). И видех, говорит тайновидец, престол велик был, и Седящего на нем; от лица Его бежали небо и земля, и не нашлось им места (Откр.20:11). Цари земные и вельможи, наравне с последними рабами, с ужасом и воплем обратятся к горам и камням, и возопиют: падите на ны и покрыйте ны от лица Седящего на престоле, и от гнева Агнча, яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати (Откр.6:16–17). Други мои! Может ли мысль обнять славу Бога, являющегося в грозной правде своей? Может ли сердце тесное вместить весь ужас, которым дрогнет вся вселенная от явления сей славы Беспредельного? Покайся, омойся слезами, бедная душа моя; обратися ко Господу Богу твоему, да правда сокрушенной веры поддержит тебя бедную в день гнева и откровения суда Божия.
Какой суд! Какой всеобъемлющий суд! От земли до ада область его; от людей до духов отпадших все явятся выслушать последнее изречение о вечной, непеременяющейся вечности (Иуд.1:6; 1Кор.6:3). Живые и мертвые, язычник и иудей, верующий и неверный, – люди всех времен и всех стран предстанут дать ответ в делах своих (Мф.25:22; Рим.2:6–12; Деян.10:42, 17:31). Как много здесь между нами таких, которые согласятся лучше умереть, чем вынести обличение в грехе пред подобными себе! Какой же ужас поразит этот лицемерный стыд, или точнее, это нечестивое самолюбие, когда пред целою вселенною откроются дела темные? Смирись, бедная душа моя, открой искренно посреднику между тобой и Богом грехи твои, чтобы не подвергнуться тебе позору всемирному.
Содрогается сердце, трепещет внутренность, когда представим, что там обнаружены будут все тайные и явные дела наши. А это будет, несомненно будет. Предметом суда будут все дела наши, добрые и худые, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2Кор.5:10), и каждому воздастся по делам его (Рим.2:6). Злость, обман, ненависть, гнев, хищение, пьянство, нечистоты плотские, гордость, тщеславие – все будет предано позору. Сколько льется из уст наших слов праздности! Их принимают даже за милые шутки. Там не так будут смотреть. Там, за каждое слово праздное, придется давать ответ (Мф.12:36). Все тайные мысли, все тайные намерения. все движения сердечные, все желания, бережно хранимые от глаз другого, все будут открыты, как бы они ни были черны, как бы ни были грязны, все подвергнутся обличению и суду. Приидет Господь, иже во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечные (1Кор.4:5). Как не плакать, как не рыдать нам о такой ужасной, угрожающей нам будущности? Сколько лицемерия скрывается здесь в наших делах! Сколько притворства, сколько лукавства в замыслах! Гнусные дела прикрывают самою красивою наружностью, и на цену нечестия сердечного покупают одобрение людей. О! там снимут с дел и намерений наших эту маску нечестия, и их гнусность откроется в точном, безобразном их виде. Там откроется, что эти моды времени, эти наряды изысканные – не только суета, но и грязные следы грязных похотей сердца. Отец неразумный! мать легкомысленная! сын века забывчивого! товарищ рассеянный! Сколько вы сеете соблазнов на пагубу сердец! сколько уроков нечестия даете вы душам незрелым и неосмотрительным. О! остановитесь. Жена суетная! понимаешь ли, видишь ли ты, что твои уборы, твоя роскошная одежда, твоя красота придуманная – сеть человекоубийцы диавола, если не по твоему намерению, то по твоему легкомыслию. Как ты будешь отвечать там за погибель душ соблазнившихся, от твоего ли намерения, или от твоего легкомыслия? Иже аще соблазнит единого малых сих, лучше ему, если бы повешен был на шею его жернов, и он потонул в море (Мф.18:6). Настанет время, – ангелы Божии coбepут вся соблазны и творящих беззаконие, и ввергнут их в пещь огненну (Мф.13:41–42). Сокрушайся, душа моя, пока есть время небесплодного сокрушения, сокрушайся о всех дарах, которые приняла ты от благодати Божией и растеряла! Грозный ответ отдашь ты за таланты, вверенные тебе. О! горе мне грешному, приявшему так много и от промыслительной руки Божией, и от благодати Христа моего Иисуса. Что принесу, что возвращу Тебе, Владыко мой щедрый! Леность моя и нерадение держат меня на покойном ложе греховном, в праздности и суете. Горе мне, осквернившему чистую одежду крещения! Сколько раз, Владыко мой, возбуждал Ты меня к покаянию и болезнями телесными, и скорбными встречами жизни! Едва просыпался я от сна моего, как опять засыпал Спасителю мой! прежде суда Твоего страшного, обрати сердце мое к Тебе – Богу моему, не отрини мене уклоняющегося от Тебя, не остави Мене, оставляющего Тебя, Боже Спасителю мой!
Не думаете ли, други мои, что там затруднятся испытанием всех дел и всех народов земли? Тайновидец говорит нам: И видех мертвецы малые и великие, разных состояний, стояща пред Богом, и книги разгнушася, и ина книга отверзеся, яже есть животная, и суд прияша мертвецы от написанных в книгах по делом их (Откр.20:12). Что это за книги разгнутые, по которым судятся мертвецы? Что за книга иная, называемая книгою жизни? Это – знаки всеведения Божия, не имеющего нужды в книгах, для которого известны все наши дела. Всегда праведный и всеведущий – Он строго отличает дела праведников от дел грешников. Всегда благий – Он не оставляет без внимания ни одного подвига повиновения Его воле, не сокрыта от Него ни одна слеза раскаяния, известна Ему чаша студеной воды, поданная во имя Его; Он уже назначил награду жизни любящим Его. Но, увы! Как не много праведных, как много неправедных значится в Его праведном всеведении. Первых одна часть, одна книга; последних много частей, много книг. По сему-то всеведению, праведному и благому, Он будет изрекать последнее решение о вечной участи людей и племен. И совесть каждого покажет там каждому дела его. Если она здесь у нас темна, если здесь многое забывает, многого не досматривает, омрачаемая страстями и суетами, там просветится. Свет правды Божией рассеет мрак её. Приидет Господь, иже во свет приведет тайная тмы, и объявит советы сердечные (1Кор.4:5). Озаренная сим светом совесть покажет нам все ряды прошедшего, ряды мыслей, движений, желаний и дел. Не забудьте еще, тогда как настает великая жатва для поля дел мира, – жателями будут ангелы, которые отделят плевелы от пшеницы, нечестивых от благочестивых.
Пробудимся – спящие в грехах, восстанем от сна самоугождения, да осветит нас Христос, прежде того страшного озарения правдою (Еф.5:14).
Как строг, до какой точности справедлив будет суд последний! Если Господу все известно, если Он столько же справедлив, сколько и мощен, то как грозен будет суд Его! В пламенеющем огне совершит Он отмщение над незнающими Его и не покоряющимися благовествованию Господа нашего Иисуса Христа (2Сол.1:8). Не будут смотреть там на лица, Судия будет святый и праведный (Рим.2:11). Никто и ничто не защитит нас на этом суде, – ни друзья, ни сродники, ни те, которым льстили мы в надежде на силу их, каждый из них за себя будет отвечать (Еф.4:9). Повелитель народов будет стоять там, как и последний подданный, в трепетном ожидании приговора. Там каждый будет значить столько, сколько значат его добродетели. Мы привыкли покоить беспечность свою надеждою на благость Божию. Там сретим одну правду, – она отличит в нас святую надежду от надежды беспечной и хульной. Откроет нам и меру сил наших, и меру немощей наших; примет в расчет меру способов, и нищету нашу. Горе и беда всякой души, делающей зло, но прежде иудею, потом еллииу (Рим.2:9), – прежде христианину, потом незнающему Христа. Много взыскано будет с меня несчастного, которому дано больше, чем другому (Лк.12:47–48).
Други мои! смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими; бдите во всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих, и предстать пред Сына человеческого (Лк.21:34–36). Не дано нам знать, когда настанет страшный, день, но то открыто, что он несомненно настанет, – и мы все предстанем судищу Христову. Запасемся же елеем добрых дел, чтобы светильники наши не погасли тогда, как негде будет взять елея (Мф.25:7).
Припадаю к Тебе, Господи мой Иисусе Христе, Сыне Бога живого! Не воздай нам по делам нашим, и да не прогневают Тебя дела наши. Помилуй нас по милости Твоей; даруй узреть Тебя в мире и веселии, хотя бы в числе самых последних рабов Твоих, к славе Твоей и единосущного Тебе Отца и святаго Духа. Аминь.