Слово в Неделю Крестопоклонную 1903 г.
«Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).
Невольно, братие, воспоминаются в сей день эти слова Господа Кресту Христову, «ныне возносиму». Должно было вознесену быть от земли на Крест Сыну Человеческому, прежде чем Он вошел в ту небесную славу, которую имел у Отца «прежде бытия мира» (Ин. 17, 5). Он должен был отдать душу Свою в жертву умилостивления за грехи людские (Ис. 53, 10), прежде чем увидеть многих сынов Божиих, возводимых в небесную славу (Евр. 2,10). Он должен был «во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принести молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти и потом уже услышанным быть за благоговение. Хотя Он и Сын, однако страданиями должен был навыкнуть послушанию и, свершив это, сделаться для всех послушных Ему Виновником спасения вечного» (Евр. 5, 7–9).
Почему же было необходимо быть вознесенным на Крест Сыну Божию? Потому ли, что Бог, оскорбленный неправдами человеческими, не хотел принять людей в общение с Собою без столь великой и ценной жертвы? Но Сам Он говорит чрез пророка: «Гнева нет во Мне» (Ис. 27, 4), и не Он прекратил Свое общение с нами, а мы неправдами жития своего удалились от Него. Превосходящая всякое человеческое разумение любовь Божия (Еф. 3, 19) – она была причиною, по которой должен быть «искушен по всяческим, кроме греха» (Евр. 4, 15), Сам Сын Божий. Когда мы все «ходили путями своими» (Деян. 14, 16), «блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Ис. 53, 6), что делает любовь Божия, чтобы уврачевать наше непослушание, чтобы «рассеянных собрать воедино» (Иез. 34:11, 24; Ин. 10, 16) и всем концам земли дать «увидеть спасение Бога нашего» (Ис. 52, 10)? Когда среди людей не нашлось никого, кто мог бы уврачевать их отпадение, происшедшее чрез непослушание, Сын Божий говорит Отцу: «Се, прииду; в главизне книжне писано есть о Мне, еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева Моего» (Пс. 39, 8–9; Евр. 10, 7). Какую же волю? «Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил Ми еси», – говорит об этом Сын Божий Отцу (Пс. 39, 7; Евр. 10, 8–9). Это и есть «священство по чину Мелхиседекову» (Пс. 109, 4; Евр. 5, 10). Он должен был, сделавшись «причастным плоти и крови», по всему подобитися братии, да милостив будет и верен Первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския (Евр. 2:14, 17).
Не единство, конечно, только плотского происхождения у Христа с нами спасает нас, хотя, будучи обложены немощною плотью (Рим. 8, 3), мы не могли войти в общение с Богом, пока Сын Божий не явился во плоти. Единение по плоти временно и не существенно, посему и вводит нас Бог чрез Сына Своего в духовное с Собою единение, теснейшее и существенное, уподобляемое единению виноградной лозы с ветвями своими.
«Аз есмь лоза истинная, – говорит об этом единении Сам Господь, – и Отец Мой делатель есть. Всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю; и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет. Будите во Мне, и Аз в вас. Иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 1–5).
Но такое единение Христа с нами совершается чрез Его страдания. Ибо то общий закон, что болезни и скорби душ наших врачуются чрез сострадающую любовь других. Итак, должно было Христу, Искупителю нашему, низойти в самые глубины душ, пораженных болезнью греха, в самые мрачные обиталища скорби и отчаяния, «исходища смертная» (Пс. 67, 21), чтобы, претерпев «болезни адовы», возвести с Собою всех к Богу. Если сострадающая любовь другого человека исцеляет болезнь нашей души, вселяя в нашу душу надежду на возможность ее уврачевания, то какую надежду может вселить всеобъемлющая любовь Сына Божия? Ибо в Его Промыслительной Деснице все скорби и радости наши.
Поистине, Он привлек всех к Себе, когда вознесен был на Крест, и есть Тот Единый Пастырь душ наших (Иез. 34, 23), Который пасет овец стада Своего «жезлом благоволения» и «жезлом уз» любви, по слову пророка (Зах. 11, 7), «возвестивший мир ближним и дальним» (Деян. 2, 39; Еф. 2, 17). Он уничтожил средостение, бывшее дотоле между иудеями и язычниками, «приведши обоих во едином Духе к Отцу» (Еф. 2, 18). Он заключенные во аде до Его пришествия души извел оттуда. На Него уповали и будут уповать люди всех времен, когда, познавши бессилие любви человеческой уврачевать все мучительные скорби и болезни души, обращаются к Нему. Ибо где найдет утешение скорбная, всеми отвергнутая душа человека, кроме сладостной и неизъяснимо утешительной, все прощающей и все объемлющей любви Христовой?
Но, братие, будучи привлечены ко Христу сладостными узами любви Его, неужели снова отпадем от Него, подобно тем слушавшим Христа ученикам Его, которые хотели отойти от Него, когда «жестоко» показалось им слово Его о восхождении Сына Человеческого в славу чрез страдания (Ин. 6:60–62, 66–71)? Неужели уподобимся тем отступникам от Него, которые, по слову апостола, «Сына Божия попрали... и Духа благодати укорили» (Евр. 10, 29)? Да не будет этого с нами! Напротив, привлечем и других в единение со Христом, особенно если кто-либо поставлен будет пастырем Его словесного стада. И если тогда мы со скорбью увидим, что овцы стада нередко, вопреки всем заботам и попечительной любви нашей, будут ходить по своей воле, как некогда ходили и мы путями своими, пока не привлекла нас любовь Христова, то не впадем в уныние. Воззрим тогда на Крест Христов, чтобы в нем найти утешение. Ибо если молитва матери за неверующего сына, соединенная со скорбями, с великою силою влечет и может действительно привлечь последнего к Богу (на что указывается даже в конце повести «Отцы и дети» у Тургенева), то во сколько раз сильнее молитва пастыря! Вспомним, что всесильная благодать Божия не перестает невидимыми узами привлекать к Богу тех, за кого мы страдаем и молимся.
И она не посрамит наших упований. Мы увидим, по прошествии иногда многих лет, возвращающимися в ограду церковную тех, кого начали считать как бы потерянными.
Радость вселится в наше сердце, когда увидим исполняющимися слова пророка: «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Ис. 54, 1).