Проповеди на праздники:


Слово в Неделю двадцать четвертую. Об исцелении кровоточивой и воскрешении дочери Иаира

Два чуда милосердия Божия рассказаны ныне в Святом Евангелии: исцеление больной женщины, 12 лет страдавшей тяжким недугом кровотечения, и воскрешение двенадцатилетней девицы, дочери начальника местной синагоги. То и другое чудо – равно велики; равно выходят за пределы известных нам законов природы; согласно свидетельствуют о всемогущей силе Чудотворца, и в лице Иисуса Христа ясно указывают Господа твари, полновластного Владыку жизни и смерти. Но в чуде исцеления больной женщины есть особенность, на которую желаю обратить ваше внимание. Женщина эта получила исцеление по-видимому не по намерению Господа, даже без ведома Его. Она протеснилась сквозь толпу, окружавшую Господа, когда Он шел к начальнику синагоги, и в то мгновение, как прикоснулась к одежде Господа, почувствовала, что здоровье ее восстановилось. Нет и не может быть сомнения в том, что это чудо совершилось не без ведома Господа. Что Он совершенно знал, что сделалось, это показывает и дальнейший Евангельский рассказ. Лишь только совершилось чудо, Господь остановился и спросил: Кто прикоснулся ко мне? И когда все дивились такому вопросу, а Апостолы, указывая на толпу, теснившуюся около Господа, намекали, что мудрено ли, что в этакой давке кто-нибудь не прикоснулся, Господь показал, что отличает прикосновение невежества и неосторожности от благоговейного прикосновения веры: «Прикоснулся ко Мне некто!» Господь искал и ждал признания. Ему нужно было дать народу назидательный пример веры и особенно подкрепить изнемогавшую веру начальника синагоги. Таким образом, чудо совершилось с ведома, по воле Господа, но особенность, на которую мы указали, остается в силе, и от ведения Господа совершившееся чудо нисколько не теряет своей знаменательности. Верующая страдалица получила исцеление через прикосновения к одежде Спасителя, через предмет бездушный. Она не обратилась к Господу с молитвою о помощи, искала исцеления от прикосновения к одежде Господней. Что побудило ее к тому? Скромность ли, естественная во всякой благовоспитанной женщине, уважение ли ко Господу и нежелание развлекать Его внимание своею нуждою, или свойство самого недуга, оглашать который пред толпою показалось неудобным, – это осталось ее тайною. Во всяком случае несомненно, что она смотрела на Господа как на неиссякающий источник жизни; верила, что полнота Божественной силы, обитающей в человеческом естестве Его, неизбежно сообщается и тому, кто Ему прикасается. Дело показало, что вера ее не была суеверием, надежда ее не обманула ее ожиданий. И, что особенно важно, Господь одобрил ее поступок: дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром.

Обращаю ваше внимание на это обстоятельство потому, что оно открывает надежный путь к верному пониманию православного обычая употреблять в Церкви и чтить святые иконы, кресты, священные одежды, святые мощи угодников Божиих, благоговейно поклоняться им и лобызать их. И в этих, хотя и не одушевленных, но священных предметах обитает та же Божественная сила, которая через одежду Спасителя целебно подействовала на кровоточивую.

То, что Господь оставил землю, с плотию Своею вознесся на небо, не должно смущать нас. Оставляя землю, Он не оставил нас, верующих в Него. «Не оставлю вас; Я с вами до скончания века!» – говорил Он Апостолам.

Прочтите Деяния Апостольские, вы увидите точное исполнение этих слов. Чудотворная сила Христова проявлялась в Апостолах с поразительным обилием и разнообразием. Не только они лично, как посланники Христовы, именем Его производили множество чудотворений, даже вещи, ими употреблявшиеся, платки, полотенца носили к больным и исцеляли (19:12). Даже тень Апостола Петра целебно действовала на больных! (5:15).

Пройдите мысленно все девятнадцать веков церковной жизни, от кончины последних Апостолов до нашего времени, вы везде найдете силу Божию, присущую священным предметам; везде, где есть православная вера, найдете чудотворные иконы, нетленные святые мощи и вообще священные вещи, которые напоминают собою полноту чудодейственной силы Божией в век Апостольский. А из этого можете убедиться, что Христос вчера и днесь, той же и во веки. Что Он с нами и всегда тот же; и ныне относится к нашей вере с тою же готовностью исполнить нашу надежду, как и прежде. Сила Его не слабеет от действия, любовь Его к нам не хладеет от времени. Он ищет только нашей веры, нашей преданности Ему, нашей готовности исполнять волю Его. Если человек с живою верою преклоняется перед святыми мощами угодников Божиих, перед иконами и другими священными предметами, с любовью лобызает их, но чтит в них не вещество, а силу Божию, им присущую, ожидает помощи, освящения, благодатного воздействия не от видимого предмета поклонения, а от Самого Бога, благоволившего через видимый предмет, как через хороший проводник, сообщать Свою силу, такой человек, конечно, не ошибется в своих ожиданиях. И он, как упоминаемая в Евангелии больная, услышит в обрадованном сердце своем успокоительный голос Господа: дерзай! Вера твоя спасла тебя! Иди в мире. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх