Слово в неделю 9-ю. Господи, спаси мя, погибаю. 1843 г.
Господи, спаси мя, погибаю (Мф.14:30).
Больному человеку нельзя не чувствовать боли, и естественно желать освобождения от болезни. Впавшему в беду естественно тяготиться бедою и искать избавления от беды. Какова бы ни была рана, живой хочет жить и отклоняется от всего, что грозить опасностью, вредом жизни. Так молился и апостол Петр, когда начен утопати.
Но, при различии бед жизни, естественно прежде и более всего желать избавления от такой беды, которая тяжелее других. Иначе, часто можно быть и малодушным. Узнать более или менее тяжкую беду, по-видимому, не трудно, что сильнее давит нас, то и тяжелее. Но как часто ошибаются! Как часто малодушествуют! Отчего же? Оттого, что не довольно верно понимают и помнят, какая угрожаемая сторона жизни более стоить того, чтобы мы берегли ее. Какая тяжесть, если не физически, то нравственно, сильнее может оскорблять нас?
Подумаем же внимательно, против какого бедствия надобно нам всего более просить помощи свыше? Какое в мире есть самое ужасное зло?
Какое множество бед встречает бедного странника земли! Ах! так много, что не легко составить им и разряды. Однако, как бы различить их? Пусть на первый раз, по двойственности нашего организма, разделим их на два вида, на одной стороне поставим беды, поражающие организм видимый, физическую жизнь нашу, на другой – беды, оскорбляющие душу. Что-ж? Признаем ли первые более тяжкими, чем последние? Если душа ценнее тела, дороже земли, то беды душевные, конечно, важнее бед жизни внешней. В самом деле, что все прочее наше в сравнении с душою? Душа – образ Божий; он составляет то самое, что возвышает человека над всеми видимыми тварями, что поставляет его в общении с самим Богом. Можно ли же беды душевные ставить наравне с бедами, поражающими видимую нашу жизнь, исчезающую как пар?
Однако, не каждое оскорбление душевное более важно, чем скорбь физическая. Так, если легкомыслие предпочитает оскорбление чести потере жизни, то не предпочитает – здравый смысл. Почему? Потому, что оскорбление чести бывает наказанием тайным грехам души, и, следовательно, может быть принято, как прекрасное врачество больной душе; а самовольная потеря жизни, не возвращая ничего грешной душе, составляет бессмысленное самоубийство.
Как же узнать нам, какое зло должно считать нам самым ужасным злом?
Не трудно согласиться с тем, что зло, которое составляет источник, причину всех других зол, важнее других зол. Удержите это начальствующее зло, вы заградите источник зол и останетесь спокойны от прикосновения всех других бед. Напротив, допустите до себя начальствующее зло, вы будете страдать не только от него, но к вам придут, как неминуемые спутники начального зла, все другие бедствия.
Что ж это за зло, начальствующее над всеми другими?
Это есть грех, братия! Откуда все бедствия в мире? Откуда болезни? От греха, породившего смерть и болезни. Откуда нищета и недостатки? От греха, до греха во всем было довольство. Откуда стыд бесчестия? От греха, согрешили и стали стыдиться, стыдиться, собственно, греха же, которого нет бесчестнее. Каков был человек, прежде чем согрешил! Он был покоен, здоров, весел, счастлив, без всяких нужд, без всякого горя. Согрешил, и земля стала приносить ему колючую траву, тварь начала воздыхать вздохами землетрясений, громов и бурь, в муках стали раздать детей, встретились с болезнями, дряхлостью, смертью. Отовсюду окружили и стали теснить человека беды, – беды на море и на суше, в пустыне и в городе, беды от своих и от чужих. Что приносит нам грех каждый день? Откуда расстройства семейной жизни? Откуда расстройства гражданской жизни? Не от страстей ли, воюющих в сердцах наших? Не указываю на те страсти, которые так очевидно лишают людей и здоровья, и имущества, и доброго имени. Самое тонкое злоупотребление сил сопровождается тонким, но едким злом. Гордость предается пьянству и убивает рассудок; мудрость, не искусившаяся имети Бога в разуме, предается в неискусен ум творити неподобная (Рим.1:28). Корысть не столько наполняет дом богатством, сколько душу заботами. Коварство падает в яму, которую готовило оно другому. Стало быть, не будь греха, не было бы и бед в мире? Да, это так. Испытайте и уверитесь. Пусть не будет неправды в приобретении богатства. Сколько умолкнет жалоб и стонов! Тысячи будут одеты и сыты, оттого что жадность немногих не будет у множества отнимать хлеб и покой. Пусть прекратится роскошь. Вместо беспокойств и тревог водворится в доме довольство. Сколько предотвратите вы зол, удержав одно неудержимое зло – язык ваш! Что бы видеть, какую силу имеет жизнь святая над физическим злом, читайте историю святых. Им и яд не вредил, и звери лютые служили, их и огонь не жег, и вода не топила. О! грех – самое ужасное зло в мире. Бегите греха по крайней мере для того, чтобы как можно менее тяготели над вами бедствия земные. Молитесь всего более не о том, чтобы вы были богаты, здоровы, в чести и уважении, – молитесь о том, чтобы Господь помогал вам избавляться от страстей, от привычек худых, от греха.
Правда, в жизни временной нам не всегда бывает приметно, как грех собирает нам бедствия, как оброк свой. Даже случается видеть, что страдает на земле и праведник, тогда как неправедные успевают в предприятиях, волове их толсты, несть им падения. Но не тревожьтесь, – не завидуйте творящим беззаконие. Если не здесь, то там придет к ним доля их. Не смущайтесь страданием праведного. Временные лишения, потеря здоровья и богатства, неизвестность для людей служат тому, кто умеет ими пользоваться, только средством к приобретению лучших благ, к преспеянию в совершенстве духовном, без которого все прочее – ничто. Если же, и по земным опытам, видимые потери – только врачевство против греха и средства к совершенству, то, стало быть, и по земным опытам – зло в собственном смысле есть только грех. Что ж откроется за гробом? Чем явится там грех? Там ад и геенна покажут, что плата за грех не так мала и легка, как казалось легкомыслью до гроба. Там откроется, что скорби добродетели приготовили для добродетели вечный покой, тогда как роскошному богачу негде взять и капли для прохлаждения жгущего его огня. О! тогда скажут люди, лучше бы вытерпеть тысячи смертей, чем гореть в геенне огненной; лучше бы кипеть в червях целую жизнь на земле, чем сносить, как точит червь неусыпающий; лучше бы гнить в ранах смрадных от колыбели до гроба, чем терзаться во тьме безотрадной целую вечность. Если бы могли мы, братия, представить себе страшную лютость мук геенских, бренная жизнь ваша не устояла бы от страха. К горам будут взывать тогда грешники, чтобы пали и покрыли их от лица Седящего на престоле. Но горы не скроют от взора Его, и ярость гнева Божия будет поражать беззащитных, и дым мучения их будет восходить во веки веков (Откр.14:11). О, вечность, вечность! как грозна ты для несчастного грешника! Что значит самое продолжительное время скорбей земных, что – самое тяжкое страдание времени в сравнении с вечностью мук грешника? Год мучительной болезни кажется нам несносным. Но прилагайте тысячелетия к тысячелетиям, ряды тысячелетий к другим рядам и – все это еще не вечность, грозная для грешника. Умилосердись, умилосердись, Господи, над созданием Твоим; спаси, спаси меня, имиже веси судьбами, от погибели греха!
Скажут, «не каждый же грех так ужасен; есть грехи малые; они, конечно, могут уступать тяжестью грехам тяжким». Ах братия! Если и правда, что есть разность между грехами, но правда и то, что мнения людские о грехах во многом не согласны с истиною. Люди говорят, не важное дело солгать иногда, пошутить на счет другого, позабавить собою других. Важное ли дело не быть ныне или завтра в храме, не соблюсти поста, не молиться утром или вечером, и т.д.? Не будем разбирать, точно ли каждый из этих грехов легок и мал. Подумаем о том, что каждый грех, если повторяем его не раз и не два, но не очищаем ни разу покаянием, никак не может быть признан малым. Нет, в таком виде он так не легок, что может увлечь нас в геенну, как нераскаянных грешников. Считая то и другое малым, не доходят ли до того, что никакого греха не считают великим? Бросьте с вершины горы камешек, он ударами своими увлечет два другие, а три – соединясь сталкивают и не малый камень; чем далее покатится камешек, тем более наберется число спутников, в том числе и очень великих. Точно тоже бывает в душе нашей от так называемых малых грехов. Осмотрись, бедная душа моя, сколько у тебя таких грехов, которые включены только в число малых, и сколько грехов вызвано теми малыми грехами! Сочти потом, сколько у тебя великих добрых дел, которых тяжесть могла бы удержать тебя от падения в геенну! Легкомыслие шутить грехом, а грех, как червь, более и более точит душу; легкомыслие смеется над набожностью и доходит до безбожной жизни; легкомыслие пренебрегает уставами церкви и скоро начинает пренебрегать христианством; легкомыслие считает за малость – не посвящать Богу дней воскресных и праздничных, и начинает проводить их не только в праздности, во в разврате. О, Господи! спаси нас, погибаем.
Отчего же так мало чувствуем мы тяжесть греха, тогда как беды времени бывают невыносимы? Братия! каждому из нас, вероятно, случалось видеть или слышать, что пред самою смертью больные начинают чувствовать легкость. И в частном каком-либо члене болезнь бывает иногда так странна, что член готов отпасть от тела, а боли не чувствуется никакой. Да избавит Бог всякого от предсмертной бесчувственности по духу. Привыкая к крепким напиткам, замечают ли разрушительное действие их на организм телесный? А между тем – чем далее, тем более приближают они его к разрушению, к смерти. Привычка к греху точно тоже производит в душе нашей. Мы рождены во грехах, и лишь только начинаем пользоваться употреблением сил, начинаем привыкать ко греху. Привыкая к греху, мы начинаем пренебрегать действиями его на нас, а вместе с тем начинаем любить то, чего бы не должно любить. Таким образом мысли тупеют, чувства развращаются; великое становится малым и малое великим; временные блага, временный покой, временная честь, временное богатство становятся так важны, что за ними не видят ничего важного. Вот почему боятся потерей временных и не думают о грехе, поражаются, волнуются, выходят из себя, если лишаются детской забавы, а ни мало, не озабочены тем, что не с чем явиться в вечность, на суд Божий. Потому-то так часто надобно слушать слово Божие, где показано значение временного и вечного. Духа не угашайте, а возгревайте его молитвою и добрыми подвигами.
Братия! пока есть время, пока в нашей власти способы спасаться от греха, воспользуемся способами спасать себя от самого грозного для нас бедствия – от греха. Не будем малодушны, не будем малосмыслены при встрече с временными скорбями. Прежде всего и более всего будем молить Господа, чтобы дал нам силы спасаться от греха, в славу святого имени Его – Отца и Сына и святого Духа. Аминь.