Проповеди на праздники:


Слово в неделю 7-ю по Пятидесятнице. Побеждай благим злое. 1848 г.

Побеждай благим злое (Рим.12:21).

Говорят скорбному сердцу, к чему скорбеть? В мире все прекрасно, на земле все в порядке; если есть неустройства, неправды, насилия, это только разнообразит картину, но не портит. Бесполезное утешение! Не умное умствование! Сердце, пораженное скорбями, не верит ни утешению, ни умствованию, потому что опытом дознает несправедливость умствования, потому что чувствует, осязает не только действительность, но и едкую силу зла. Умное ли умствование, когда идет на перекор опыту? Земли проклятой не сотворят раем наши мнения; своекорыстной, злобной мудрости нельзя признать стоящею любви. Нет, вместо того чтобы скрывать от себя зло, надобно помышлять, надобно заботиться о том, как побеждать зло, чтобы оно не поглотило и нас и других. Где ж взять нам оружие против зла? Где научиться искусству – побеждать зло? Побеждай благим злое, учит апостол. Возможно ли это? Приведет ли это к победе?

Побеждай благим злое. Казалось бы, надлежало сказать, побеждай злом злое. Тогда победа как будто вероятнее. Испытайте, возьмитесь за оружие, с которым на нас нападают. Платите за клевету клеветою, за обиду обидою, за удар ударом. Что выйдет? Вместо одной клеветы – две клеветы, вместо одной обиды – две обиды, вместо одного удара – два удара. Пусть продолжают возмездие, что выйдет? Одно умножение обид, одно торжество зла. Одна сторона ослабеет и зло кончится? Нимало. Ослабевшая соберется с силами, и размножение зла продолжится. Одна сторона потеряет жизнь? И тогда зло не побеждено, потому что восторжествовало самое страшное зло – убийство. Таким образом, плата за обиду обидою не только не уничтожает зла, не только не останавливает хода его, но усиливает зло. Вот почему апостол говорит, аще друг друга угрызаете и снедаете блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете (Гал.5:15). Не приведут к цели попытки исправлять согрешившего гневными словами, бранью злости и ненависти. Согрешивший видит тогда в самом наставнике грех и неправду, и таким образом обращает все внимание не на себя самого, не на свои ошибки, озабочивается не тем, чтобы исправить себя, а тем, чтобы лучше рассмотреть неправду другого; мало того, несправедливым поступком другого он возбуждается только к гневу против неправого наставника, и таким образом к прежним ранам сердца своего прибавляет новые раны греха. Вот к чему ведет брань зла со злом!

Ты скажешь, желал бы победить зло добром, желал бы примириться с врагом; но он не хочет мириться? Но полно так ли? Полно, желаешь ли искренно того? Всмотрись в себя. Ты считаешь его врагом твоим, а он тебя считает врагом. Кто из вас прав? Осмотрись. Если и тем началось зло, что ошибочно понято твое доброе слово и тогда необходимо спокойное объяснение делу, а не злоречие, а не гнев. Но что, если с твоей стороны больше сделано? Что, если вражда началась тем, что он сказал несколько слов неприятных, хотя и справедливых, а ты за непонятую правду осыпал его, как градом, колкими упреками? Быть может, он, сказал неприятное, хотел потом загладить неумышленную неприятность ласкою любви, а ты оттолкнул его холодностью и даже презрением. Может быть, еще ты отозвался о нем обидно для его чести, незаслуженно по его делам и расположениям. Если все это так, то в ком надобно побеждать зло? В тебе самом. Побеждай же его сознанием своего проступка, спеши загладить его делами любви. Побеждай благим злое.

Ты говоришь, «ближний не примирим, к чему тратить слова для него?» Но с чего ты взял думать так обидно о ближнем твоем? С чего взял думать будто, только у тебя доброе сердце, что только ты великодушен, а другой вовсе не хочет быть добрым? Если ты не остаешься бесчувственным к бескорыстной любви, к безмолвному терпению невинного, с чего отказываешь ближнему в той же способности нравственной? Не приличнее ли для христианина ожидать лучшего от другого, чем от самого себя? Если гордость удерживает тебя сделать первый шаг к примирению с братом, христианин ли ты? Положим, враг не легко примирится с тобою. Но подумай, что он – человек, и снизойди к немощи человеческой. Подумай, что доброе не дается даром. Победа не приобретается без подвига. Сей семена мира и не забывай, что надобно время, чтобы семя сперва дало росток, потом взойдет стебель, и за тем уже явится плод. Болезнь не вдруг уступает силе врачества; повторяй не раз возливать елей и вино на израненное сердце. Легко ли тебе заметить в себе ошибку? Легко ли, увидав ее, сознаться в ней искренно? Легко ли сознавшись, поправить ее? Почему же не прилагаешь ты того же к другому? Почему ты требуешь, чтобы другой был, или вдруг стал ангелом? Не требуй от другого более, чем ожидаешь от себя. Не забывай при том и того, что если ты худ, если ты молишь, чтобы Бог простил тебе грехи, чтобы Он сам научил сердце твое добру, так мало покорное добру, ты точно так же должен прощать другому некоторое упорство его; так же как за себя, ты должен молить за него Господа, чтобы смягчил сердце его? Где источник всякого добра? У одного и того же Господа, для тебя и для него. В тебе и в нем чистое добро совершает единая благодать.

Как же, подумает иной, зло может быть побеждено, когда оно действует наступательно, а христианин не любит дозволять себе и оборонительного противоборства? Не только может быть побеждено, но и было побеждено, именно тем самым путем, который. считают столько неверным. Какое громадное зло сражалось против первенствующего христианства! И владыки пол вселенной были против него, и судьи, и жрецы, и толпы народные вооружались всем против него; политика и религия, философия и слепая чернь кричали, смерть христианству! А какое малое стадо было стадо учеников Христовых! Как бедно оно было внешними пособиями для борьбы с мудростью и силою озлобленного мира! «Бог избрал безумное мира, дабы посрамить мудрое, и немощное мира избрал Бог, дабы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего незначащее избрал Бог, дабы разрушить значащее» (1Кор.1:27–28). Как же побеждено крепкое немощным и знаменитое ничтожеством? Против гонения стояло терпение, против неверия – вера, против злобы мучителей безмолвно преклоняли главы под меч. И язычество исчезло. И христианство овладело миром. Вы скажете, то были времена необыкновенных даров благодати, необыкновенного действия силы Божией? Правда; но зачем же забывать и то, что ныне не жгут на кострах за имя Христово? Между тем прекратилась ли благодать? Отнюдь нет. И Христос Господь обещался всегда пребывать с верующими. И Дух благодати неотступно пребывает в церкви. И молитве сказано, проси и приимешь. За чем же дело стало? За тем, что малодушны мы, за тем, что малодушием допускаем неверие в сердце свое. Иначе – когда же, Господи, не был Ты близок всем призывающим Тебя? Чья молитва осталась неизвестною Тебе всеведущий? Чью мольбу не выслушивал Ты, всеблагий? Какой помощи не могла подать всесильная рука Твоя?

Положим, любезный мой, что враг твой слишком упорен в зле, чтобы сделаться добрым от твоей любви. Снимается ли тем с тебя обязанность побеждать благим злое? Нимало. Любовь Божия не престает изливать свою милость на злых, как и на добрых. Точно так поступай и ты. Победа и тогда будет оставаться за добром, так как вражда ближнего будет покрываться твоею кротостью, так как, не смотря на скорби, которыми будет стрелять в тебя неприязненность, ты будешь стоять твердо в вере и любви, не уступая ни пяди злу. Что сделает тебе враг твой своею враждой? Зла истинного, действительного, он не может причинить тебе, напротив – много может принесть пользы. Друг твой столько любит тебя, что не видит всех твоих недостатков. Но стань пред лицом врага твоего, и никто подробнее его не опишет тебе слабостей твоих; он зорко на них смотрит, не упуская ни одного проступка, и говорит о них, не уменьшая их виновности. Итак, слушай врага твоего спокойно, внимательно, – и тогда к скольким победам над злом приведет тебя враг твой! Чем менее мы будем давать места греху в сердце своем, чем более внимательны будем к себе самим, чтобы скорбями очищать нечистое сердце свое и страданиями пользоваться для преспеяния духовного, тем любовь божественная выше и выше будет возносить нас над бедствиями мира и над злобою зла. Послушайте, что говорит о себе крепкая любовь к Господу? Кто ны разлучит от любви Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Во всех сих препобеждаем за возлюбльшего ны (Рим.8:35–37). Видите, нет в мире зла, нет бедствий, которые могли бы победить любовь, над которыми она не торжествовала бы победы.

Еще один вопрос, если только благим надобно побеждать злое, как же будет наказан преступник? Но моей личности не давали права суда ни над кем. Если оскорблено одно лице мое; предаю дело Господу, Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (Рим.12:19). Если дело касается не одного лица, а общества; и тогда не мне судить об этом, – мой долг только сказать Божиему слуге, который не даром носит меч. Власть установлена Богом; ей вверено право сражаться с злом наказаниями. Но и самая власть, если она христианская, не желает мстить злом за зло; она только защищает невинного от зла, и предупреждает или пресекает злодеяние, чтобы не погиб злодействующий и не гибли другие. Она управляется не злом мщения, а благом человеколюбия и правды. Таким образом, если наказывается преступник, то не испытывает он зла мщения со стороны власти, а ему преграждает путь к злу человеколюбивая правда.

Бог мира и любви да укрепит в сердцах наших любовь, для временного и вечного мира. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх