Слово в неделю 6-ю по Пасхе. Горе человеку тому, им же соблазн приходит.
Горе человеку тому, им же соблазн приходит.
Если страшно горе, готовое для соблазнителей, как не заботиться о мерах, которые могли бы предохранить нас от такого горя? Какие же есть средства против сего горя?
Так как соблазняют других двояким образом, – или словом или делом, то и средства, предохраняющие от греха соблазнителей, также могут быть двоякие – в слове и в деле.
Чтобы не соблазнять других словом, будь осторожен в употреблении слова, – держи язык в узде. Представляй себе чаще те гибельные последствия, причиною которых бывает даже одно празднословие; помни твердо, что на страшном суде Божием дадим мы строгий ответ в каждом пустом слове и – ты не будешь легкомыслен в употреблении дара слова ко вреду ближних твоих. Представляй себе чаще, как по милости шуток твоих, по влиянию твоих дерзких отзывов о предметах святых, твои братия то приблизились к неверию и холодности преступной, то потеряли чистоту души своей, и ты в ужасе будешь от легкомыслия в шутках, от твоей дерзости в приговорах всему, даже недоступному для тебя. Язык, по слову апостола, есть огнь, и скопище неправды, зло неудержимое, полный яда смертоносного (Иак.3:6). От него возжигается ненависть даже между друзьями. Итак, если станешь укрощать его, как много зла остановишь ты между людьми! Всякое слово гнило да не исходит ив уст ваших (Еф.4:29). Всякая нечистота ниже да именуется в нас, якоже подобает святым – и сквернословие, и буесловие или кощуны, яже неподобная (Еф.5:3–4). Отложите всякое хуление и срамословие от уст ваших (Кол.3:8). Слово ваше да будет всегда во благодати солью растворено (Кол.4:6). Преподобный Памво, услышав раз слова Давида, рех сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим (Пс.38:2), так был поражен ими, что после того во всю жизнь не произносил праздного слова и в разговорах был весьма осторожен. Когда спрашивали его о чем-либо из священного писания, или о деле важном, он редко прежде трех дней давал ответ, а иногда не давал его и прежде трех месяцев. Так он боялся вводить других в ошибки и грех словами необдуманными. Падрожай св. Памве и слово твое не будет соблазном для ближних твоих.
Чтобы дела наши не служили соблазном для других, надобно не только остерегаться грехов явных, но должно сообразовать поведение свое с нравственным состоянием людей, среди которых живем мы. Большинство людей, как известно, состоит из людей слабых, скорых на грех, мало знакомых с истинным благочестием; они часто судят о друзьях добродетели по себе, по-своему привычному образу мыслей и дел и легко вовлекаются в грех всяким поводом ко греху. Дело любви христианской – обходиться с младенцами о Христе с кроткою, но осмотрительною любовью. Имейте же любовь в душе и любовь не допустит в нашей жизни соблазна (1Ин.2:10). Чем слабее наши братья, тем большей они требуют заботливости о предохранении их от соблазнов. По слову апостола сильные должны носить немощи немощных, а не жить в свое удовольствие. Без сомнения не легко иногда переносить прихоти страстей брата, чтобы не раздражать его гнева отказом в услуге; но любовь покоит брата, не думая о своем покое. «Не будем, наставляет св. Златоуст, отказываться для братий наших ни от каких унизительных дел. Хотя бы нам пришлось послужить человеку незнатному и бедному, хотя бы это сопряжено было с великими трудами, хотя бы нам надлежало для сего перейти горы и стремнины, все это должны мы переносить для спасения брата. Бог столько заботится о душе, что не пощадил Сына своего. Будем и мы заботиться о том, чтобы спасти брата от соблазна».11 Щадя слабость людей, сам Бог применяется к их состоянию, чтобы не являть случая к соблазну. Тело Моисеево Бог скрыл для того, чтобы иудеи не обратили его в предмет обожания (Втор.4:6). Дабы распрями с Лотом не подать соблазна хананеям, Авраам отдал Лоту и часть земли, которую тот сам пожелал (Быт.13:7). Св. Киприан так изображает поступки Елеазара Маккавея, «Елеазар не только сообразовался с состоянием юношей, но и с состоянием старцев и с слабостью братий, дабы старость его не была причиною соблазна и погибели для юности. Потому-то он лучше пожелал лишиться жизни в муках, чем быть для кого-либо соблазном». Святое сообразование с недостатками немощных братий требует того, чтобы мы являлись во всем чистыми, невинными, непорочными чадами Божиими (Флп.2:15).
В частности, будь осторожен для брата твоего при совершении дел безразличных. Действия, сами по себе безразличные, бывают по последствиям причиною соблазнов, Добро, говорит апостол, не ясти мяс, ниже пити вина, ни о нем же брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим.14:21). Тем же, аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего (1Кор.8:13). Св. Златоуст объясняет слова апостола так, «апостол говорит, добро не ясти мяс, не потому, что это нечисто, а потому, что брат соблазняется и изнемогает. И что говорить о мясах? Воздерживайся, говорит, и от вина, и от всего, что только служит соблазном; потому что спасение брата не идет ни с чем в сравнение».12 Для того, чтобы не подать случая к соблазну для обратившихся к вере иудеев, апостол обрезывает Тимофея (Деян.16:3), и потом сам остриг власы по обету (Деян.18:3).
Впрочем, признавая святость применения своих поступков к образу жизни других, не должны мы доходить до крайностей. Если из известного поступка может произойти более добра, чем зла от соблазна, не надобно опускать благотворного поступка. Тем более боязнь соблазна не должна удерживать нас от исполнения наших обязанностей. В таком случае. не мы подали бы собою соблазн, а его придумают другие. Распятый Иисус был соблазном для иудеев, но для апостола, но для всякого верующего Он – Божия сила и Божия премудрость и потому ничего так не желал знать, ничего так не желал проповедовать апостол, как Христа распятого (1Кор.1:23–25). Боязнь соблазна не должна доводить и до притворства в поведении. Только нечистый совестью имеет причину скрывать себя, а непорочному не для чего скрываться. Притворство его было бы грехом против совести его и, следовательно, соблазном для другого. Преподобный Феодор сидел у дверей кельи в разодранной одежде, как пришел мирянин принять от него благословение. Ученик поспешил принесть учителю другую одежду, но Феодор остался в прежней. Когда ушел мирянин, ученик сказал авве, что ты делаешь, авва? Человек приходил к тебе получить пользу, а не соблазняться? «И впредь приказываю тебе, отвечал преподобный, сказывать о мне всем сущую правду, а не поступать так, как поступают в мире. Когда ем, говори, что Феодор ест, когда сплю, говори, что Феодор спить. Только нельзя назвать совершенно чистым в душе своей, кто имеет причину скрываться».
Богу нашему слава во веки веков, аминь.