Слово в неделю 5-ю по Пасхе. Горе миру от соблазн. Горе человеку тому, им же соблазн приходит
Горе миру от соблазн. Горе человеку
тому, им же соблазн приходит (Мф.18:17).
Казалось бы, с чего людям соблазнять людей? Грех так отвратителен для общего чувства! И, однако, соблазна приходит по милости человека. Как это бывает? Грех точно – вещь, не стоящая желаний. Однако люди любят грех и предпочитают его добрым делам, когда не делают доброго и делают худое. Одни не принимают на себя и труда подумать, что они делают худое; другие смутно и кое когда видят, что делают худо, но продолжают делать худое. Таким-то образом происходит, что в мире господствуют похоть очес, похоть плоти и гордость житейская (1Ин.2:16). Люди мира, предпочитая для самих себя худое доброму, точно также поступают в отношении к другим. Отселе в мире не только пагубные примеры жизни, не только слова, сочинения, картины соблазняющие, но и домогательства вовлечь другого в грех то ласками, то насилием. Так приходит соблазн. Иные думают, что под соблазном разумеются только грехи грубые и всенародные, и так как сами они не творят подобных грехов, то ставят себя вдали от горя соблазнителей. Напрасно! Как бы ни мал казался грех, как бы ни незначительно было слово или действие не согласное с законом; но, если подает оно повод к греху, вызывает другого на грех, оно уже соблазн.
Братия! соблазн, угрожающий горем, не так далек от круга действий наших, как кажется, как хотелось бы иным. Потому в предостережение свое надобно обратить внимание на горе. возвещенное соблазнителю.
Горе человеку тому, им же соблазн приходит. И как быть иному? Делая вред другому, соблазнитель вредит себе, наносит пагубу своей душе. Проклят всяк, прельщаяй слепого в пути (Втор.27:8), говорит слово Божие. Если же проклят обманывающий слепого в пути его, или бросающий камни слепому под ноги, то не более ли тяжкому гневу Божию предает себя тот, кто ставит преткновения другому на пути вечного спасения? Ахар строго наказан был за похищение одной золотой монеты из приношения посвященного Богу (Нав.7:20–25). После того страшно подумать, какой казни будут преданы те, которые похищают у Христа Господа души, купленные кровью Его. Для кого назначена геенна? Для соблазнителя диавола. Если же так, то в геенне место и соблазнителям людям. Их нравственное омрачение, их нравственное расстройство подобны злости диавола, они также вовлекают другого в гибель, также тешатся злом, как он. Потому и в вечности должна ожидать их участь диавола. Страшно, но верно.
Страшно состояние соблазнителя. К бремени собственных грехов прибавляет он бремя чужих грехов. Какая ужасная тяжесть на нем! Если трудно отвечать за свои грехи, как устоят, как уцелеть пред судом правды Божией, когда еще лежит на нас ответственность за грехи чужие, содеянные при нашем участии? Давид в страхе и трепете молился пред Господом, от чуждих пощади раба Твоего (Пс.18:14).
Если что особенно грозит погибелью соблазнителям, то это часто встречающаяся невозможность исправить жизнь людей, соблазненных ими. Легко произвести пожар самый страшный, но не легко потушить его. Легко соблазнителям возбуждать в других пламя страстей; но не легко гасить его. Пусть пришедший в себя соблазнитель искренно желает обращения соблазненному, пусть искренно советует ему прийти в себя и остановиться на пути греха. Но легко ли увлеченные в грехи принимают к сердцу самые добрые советы? Ах! чаще всего обращаются спиною к добрым советникам, если только не восстают на них с ненавистью оскорбленного самолюбия. Прибавьте к тому, что лице развращенное соблазнителем, одичав в разврате, уже передало разврат свой другому и третьему лицу. Мало и того для муки соблазнителя. Бывает, что, когда он, придя в себя, рвется душою исправить зло, возвратить к раскаянию погрязших во грехе, по его вине; те уже перешли и. другую жизнь, оставив детей, обученных одному разврату. После того естественно, что неисправленный грех, но грех разлившийся по земле в виде страшной заразы, наказывается правосудием Божиим еще на земле. Соблазнители Израиля погублены были в числе 24 тысяч (Чис.25:9). На детях Илия отяготела десница Божия, собственно, не за хищение, а за то, что поведением своим служили они соблазном для народа (1Цар.2:17). Дом Иеровоамов подвергся истреблению за вину Иеровоама. Начальник рода согреши и введе в грех Израиля (3Цар.15:30).
Особенно близки к погибели те соблазнители, которые, по званию своему, должны заботиться о спасении других, а между тем губят других соблазнами. Как добродетели, так и пороки людей низшего сословия умирают вместе с ними и только всемирный суд откроет их пред взором вселенной. И – они соблазняют других, но не многих, и пример их не производить неизгладимого впечатления. Другое дело – люди высших сословий. Их дела переходят из уст в уста, из одного круга людей в другой круг, из одной страны в другую и третью страну. Их жизнь пред глазами общества со всеми мелкими её чертами. Никакая слабость их не укрывается от других. Своею знатностью и силою они придают блеск и силу своим порокам. Потому соблазны их производят разрушительные действия на общество, их окружающее. Часто по одному тщеславию низшие стараются подражать высшим, – даже в явных пороках. Люди низкие думают положить печать благородства на преступные поступки тем, что подражают они порокам лиц знатных. Какая печальная доля высших соблазнителей.
Так соблазнители жестоки против самих себя, нарушают обязанности в отношении к себе самим и тем губят свои души.
Они же жестоки и в отношении к ближним своим. Вводя других в грехи, они показывают в себе сердца черствые, незнакомые с чистою любовью к ближнему. Возлюбленный ученик Христов говорит, всяк любяй брата своего во свете пребывает и несть в нем соблазна (1Ин.2:10). Значит соблазнители не ходят во свете истинной веры и незнакомы с истинною любовью к братьям. Соблазняющие других возмущают и уязвляют совесть ближних своих, лишают их самого драгоценного сокровища – душевной невинности. «Невинность души, говорит св. Василий, есть как бы поверхность чистой и прозрачной воды. Брось в нее один камень, и ты приведешь в движение не только точку соприкосновения, но и всю окружность. Волнение распространится из круга в круг до самого края потока; а достигши до дна, камень подымает ил дотоле покойный, и, взволновав воду, вызовет на вид грязную и мутную лужу».9 Какое жалкое занятие соблазнителя! Это занятие дикаря. Соблазняющие других – похитители душевных сокровищ у братий. «Похитителями мы можем назвать, говорит св. Григорий, не только тех, которые расхищают земные сокровища наши, но и тех, которые соблазнительным худым поведением, худыми примерами, отнимают у нас душевные приобретения и достояния.10 Мало того, соблазнителей надобно считать человекоубийцами, так как они отнимают у соблазняемых жизнь души, вливая в нее яд духовной смерти и губят того, за кого пострадал Христос Господь (Рим.14:15). Диавол называется человекоубийцею, так как он сеет злое и убивает им человека. Не думай, чтобы и ты не был человекоубийцею, если ты подаешь худой совет брату; если склоняешь и доводишь его до греха, ты убиваешь душу его. Так тяжко грешат соблазнители против ближних своих!
Соблазнители нарушают обязанности свои и в отношении к Богу. Мы обязаны жить так, чтобы другие, видя добрые дела наши, прославляли Отца нашего небесного (Мф.5:16). Соблазнители своими делами бесчестят Бога, которого исповедуют устами. Они не только не показывают в делах своих благоговения пред Отцом небесным, но, увлекая других в грехи своею жизнью явно противятся воле Божией, столько заботливой о спасении всех и каждого (1Тим.2:9). Они нагло разрушают дело спасения человеческого, которое так дорого стояло Сыну Божию, – убивают людей смертью вечною, как бы насмехаясь над Господом Спасителем людей. Как ужасно преступление их! Не считают ли великим преступником того, кто осмеливается опустошать царский дворец? Человек – творение рук Божиих, некупленное кровью Сына Божия, здание, превышающее красотою и величием все, что ни есть в видимом мире чудесного и прекрасного. Не весте ли, яко храм Божий есть вы, и Дух Божий живет в вас, учит апостол (1Кор.3:16). И этот, в высшей степени художнический, храм Божий оскверняют и опустошают соблазнители. Какого гнева Божия не стоят они! Аще кто растлит храм Божий, говорит апостол, растлит сего Бог (1Кор.3:17).
Братия! страшно состояние соблазнителей! Как много надобно стараться о том, как много надобно трудиться для того, чтобы были мы беспреткновенны для каждого, даже до дня Христова (1Кор.10:32). Аминь.