Проповеди на праздники:


Слово в неделю 3-ю по Пятидесятнице. Грех или не грех – пытливость?

Он же (Фома) рече им, аще не вижу

на руку Его (Христа Господа) язвы гвоздинные

и вложу перста моего в язвы гвоздинные

– не иму веры (Ин.20:25).

Простота веры – прекрасное дело, с нею так покойно душе. Но не один ап. Фома не довольствуется простым доверием словам других. Многие также, как и Фома, не прежде хотят верит, как испытают и дознают. Грех или не грех – пытливость?

И тем, и другим быть может.

Разум – дорогой дар Божий. Пренебрегать им грешно надобно усовершать его, надобно питать его приличною пищей – познаниями, надобно расширять деятельность его упражнением. Вот главное оправдание пытливости! Но разум есть ли в нас высшая способность, или же служебная? Без сомнения воля выше разума, она располагает всею деятельностью души, а, следовательно, и деятельностью разума. Итак, пытливость не должна быть целью для самой себя. Потому-то она может быть и делом святым и делом грешным. Потому-то апостол не с похвалою отзывался об афинянах, «в том только и проводили время, что говорили или слушали что-нибудь новое» (Деян.17:20).

Когда домогаются испытывать не открытое в откровении о Боге, не грех ли это? Зачем касаться того, о чем не сказано там, где сказано все нужное для спасения нашего? Не значит ли это не доверять благости Божией? Не значит ли это увлекаться, сознательно или без сознания, мыслью, будто разум наш может проникнуть глубже и взойти выше, чем мудрость слова Божия, чем ум Божий? Так грех и грех допытываться ответов на вопросы, что творил Бог, прежде чем сотворил мир? Как Христос Иисус преподается в тайне евхаристии всем и везде весь? Сколько потрачено времени и сил на разрешение подобных вопросов! И все понапрасну, все без плода для души, или точнее со вредом для нее, потому что за бесплодный труд и трату времени будут взыскивать с нас.

Грех допытываться будущей судьбы своей, далее предела положенного. Нам сказано в писании и говорит здравый смысл, что хорошо нам будет, если будем жить хорошо и худо, если станем жить не по воле Божией. Вот открытая судьба наша! Допытываться более подробных ответов – дерзость никогда не безвредная, как оскорбление доверия к промыслу Божию, и как пустая трата времени. Чтобы узнать будущую участь, обращаются к картам, к цыганам, к ворожеям, к магнетизерам, к вызывателям духов, или к стологаданию. Что все это значит? Грешное малодушие, на минуты дерзкое. Да не обрящется в тебе волхвуя волхвованьем и чаруяй и птицеволшебствуяй, есть бо мерзость Госповеди Богу твоему творяй сия (Втор.18:10–12). Вот ясная воля Божия!

Грешна любознательность, жадно читающая книги опасные для души. Кто званием своим обязан узнавать пути лжи и нечестия, например, учитель веры, наставник юношества, тот, хочет или не хочет, читай подобные книги; да и он может безвредно читать их, частью потому, что у него уже готовы против яда лекарства, частью же потому, что помощь Божия обещана служителю Божию. Но к чему всем другим читать опасные книги? Для того, чтобы предостеречь себя от падений самим знакомством с низостью лжи и нечестия? Но в таком случае необходимы твердость ума и твердость воли, чтобы лукавое изложение лжи не увлекло за собою слабой мысли, и обольстительные картины греха не завлекли воли в смрадную гряз. Есть ли у вас твердый им и твердая воля? Пусть не оскорбятся, если скажем, что самая большая часть страстных охотников и охотниц до книг опасных развратом и пустотою вовсе не знают себя, что они такое, дети ли слабые, но по крайней мере простодушные, или дети, довольно уже испорченные капризами страстей? Если допускаете первое, то надобно согласиться, что безбожно грязнить чистые детские души всякою нечистотой людских глупостей, тем более что так нужно нам время для занятий лучших. Предположим второе? Тогда должны согласиться, что бесчеловечно отравлять больное дитя снадобьями вредными. Хотят лечить себя? Почему же не посоветоваться с доктором, вместо того чтобы глотать, не понимая, что глотают? «Не будьте детьми умом, говорит нам апостол, будьте на злое младенцами; а по уму будьте совершеннолетними» (1Кор.14:20).

Не умна, не честна, пытливость, когда стараются узнавать тайны ближних своих, не быв обязанными к тому званием. У иных пытливость эта доходит до того, что подкупают служащих у соседа деньгами, ласками, обещаниями, чтобы выпытать то и другое. Отчего это? Отчего эта хлопотливость о другом? Оттого, что о себе вовсе не думают, если бы занимались своею душою, если бы узнавали свои грехи, свои душевные болезни, свою нищету, то не взошло бы и на ум узнавать о соседе. Когда свой дом горит, спешат спасти в нем, что можно, если нельзя спасти всего; не время хлопотать о соседе. Далее, к чему эта пытливость о другом? Для того только, чтобы узнанное недоброе о соседе разгласить везде, передать и другим соседям и каждому встречному. Подобные люди большею частью бывают болтливы и пусты до того, что неспособны говорить ни о чем полезном. Иные же и еще того хуже, дознают о тайнах соседа, с тем чтобы иметь способы вредить ему. Это – уже злость сатанинская.

Свята любознательность, направленная к открытому нам в писании о Боге. Се же есть живот вечный, да знают тебе истинного Бога и Его же послал еси Иисус Христа (Ин.17:3). Жизнь вечная – в том, чтобы знать Бога и Спасителя нашего. Как важно для нас такое знание! Для всех ли? Без сомнения для всех. Для кого же не нужна вечная жизнь? Хочется или не хочется нам, вечность ждет каждого и вечность не одинаковая, – покойная для истинно и искренно знающих Христа, знакомых с ним не одною мыслью, а полною душою, – и очень неспокойная, страшная, для не желающих знать Христа. Итак, чего хотите? Без сомнения, покойной вечности! Узнавайте же Христа искреннею душою. Умный христианин не пропускает дня, если не мешают другие обязанности, чтобы не выслушать или не прочитать св. книги, проповедующей о Боге и Христе. Слушать или читать слово Божие – для него самая питательная пища. Для иных скучно, не питательно слово Божие? А что значит, когда и хорошая пища не принимается желудком? Желудок засорен, – надобно поправить его. Итак, полечите душу вашу покаянием и вам слово Божие покажется райскою пищей. Иначе встретитесь с судным приговором Господа, «люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы» (Ин.3:19).

Свята пытливость допытывающаяся тайн души своей, для её спасения. Дороже душевного спасения, конечно, нет ничего для нас. Но не зная себя, можем ли спасти себя? Нет. Как лечить больного, не зная, что за болезнь у него? Какие поражены его части? Какова степень её? От каких причин явилась она? Надобно узнать все это и надобно потом сообразить, какие и в какой мере дать лекарства. Так многое надобно нам узнать о себе самих. Душа наша больна и при том у каждого своею болезнью, у иных весьма сложною и весьма мудреною, так что много надобно употребить времени, чтобы допытаться до полного значения болезни. Как долго надобно всматриваться в свое сердце, чтобы дознать свои склонности и свои страсти! Надобно доведаться, что в нас есть и чего не достает, какие есть добрые качества и каких нет, как охранять в себе доброе и как ослаблять худое. Казалось, так как никого нет ближе к нам, как мы сами, то легче всего нам узнать самим себя. Но беда в том, что от верного самосознания заслоняет нас наше самолюбие с его отпрысками, ему очень не хочется видеть нас в нашем подлинном виде, весьма ненарядном, и оно всячески закрывает нас от нас самих, пороки наши выставляет в виде слабостей извинительных, сомнительные дела называет подвигами геройскими и чего – чего не творить оно с нами! Извольте допытаться правды.

Не грешна любознательность наша и тогда, когда стараемся собрать познания нужные по нашему званию. Если ученый новыми исследованиями усовершает свою науку, художник – свое искусство, ремесленник – свое ремесло, это – занятия добрые. При таком занятии каждый из них служит своим дарованием людям и Богу, уменьшает нужды бедного человечества и себе доставляет честным трудом средства жизни. Премудрый говорит, «мудростью строится дом и уменьем укрепляется... Прошел я по полю ленивца и по винограднику глупца, и вот все наполнено дурною травою» (Притч.24:3, 30).

Само по себе понятно, что познание предметов нужных и полезных для жизни временной имеет важность очень ограниченную. Дни нашей жизни – коротки, а предметы не грешной пытливости – не одинаково важны. Не умно не только наполнять голову сведениями пустыми и вредными, но и не делать выбора между полезными.

Каковы бы ни были предметы нашей пытливости, надобно полагать меру пытливости. Если жажде пытливости хотят удовлетворять столько, что не достает времени выполнять другие обязанности, например, обязанность молитвы, обязанность звания, это – уже дело страсти и, следовательно, не дело святое, а грешное. Надобно всегда помнить, что мы живем не для себя, не для своих прихотей, а для Господа Бога. Апостол говорит, «если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею все познания и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, я – ничто» (1Кор.13:2). Значит, без святой любви самые блистательные познания – ничтожны. После того нет нужды говорить о том, что грешно жаждать познаний только для земной известности или для земной корысти. Гоняться за ветром занятие неблагодарное, пустое до досады.

Будем жить так, чтобы жизнью нашею славилось великое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх