Слово в неделю 27-ю по Пятидесятнице. О борьбе со страстями блуда и гнева и о достижении, при помощи благодати Божией, целомудрия и кротости
Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение... Ныне же отложите и вы та вся: гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших... совлекшеся ветхого человека с деяньми его и облекшеся в нового, обновляемого в разум по образу Создавшаго его (Кол.3:5:8-10).
Такия слова Ап. Павла св. Церковь предложила нашему вниманию сегодня за литургией на апостольском чтении. Здесь св. Апостол увещевает нас, чтобы мы умертвили, т.е. совершенно уничтожили свои страсти, перечисляя их в разнообразных видах. Но главным образом в данных апостольских словах имеются в виду две основные страсти: блуд и гнев. По учению св. отцов, от них мы более всего страдаем и губим себя. Они искажают в нас образ Божий и делают людей подобными неразумным тварям. Зато победивший эти страсти уподобляется Самому Богу, совлекаясь ветхого человека и облекаясь в нового, по образу своего Создателя.
Великого подвига требует от нас Ап. Павел. Трудность его поймет тот, кто добросовестно боролся с этими страстями. О борьбе с первой из них св. Иоанн Златоуст говорит, что здесь нужно выступать против меча и не быть раненым, идти по раскаленным угольям и не обжечься.
Но не менее тягостна и борьба со страстью гнева. Мы можем даже сказать, что здесь требуется от нас бóльший подвиг, ибо многие подвижники, сохранившие девство и достигшие целомудрия, не могли победить в себе страсти гнева. На это именно обстоятельство Господь указывает в притче о десяти девах. По словам св. Иоанна Златоуста, пять из них названы Господом неразумными не потому, что оне не сумели сохранить своего девства. Нет, они его сохранили, почему Господь и называет их девами. Свое неразумие они проявили в том, что оказались без елея, т.е. без любви, в силу своего самолюбия и его прямого порождения – гнева и злобы. И если подвиг девства является для всех поразительным, то еще более поразительным является подвиг стяжания кротости, которая совершенно уничтожает гнев.
Может быть, некоторые скажут: нельзя к нам, слабым и немощным людям, предъявлять такие требования, ибо быть девственно-чистыми и кроткими, это значит, идти против своей природы и победить ее, чего слабый, ничтожный человек сделать не в силах.
Что же сказать нам на это? Если бы, действительно, мы не могли достигать святости, то Господь не сказал бы нам: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5:48; ср. Лев. 11:44) Тогда и Ап. Павел не требовал бы от нас нравственного совершенства в ныне слышанных нами его словах. Если же Спаситель и Его величайший Апостол призывают нас к святости и, в частности, к целомудрию и кротости, то значит, есть в нас соответственно этим величайшим подвигам и величайшая сила. О ней сказал Господь ученикам перед Своим вознесением: Се, Аз послю обетование Отца Моего на вы; вы же седите во граде Иерусалимсте, Дóндеже облечетеся силою свыше (Лк. 24:49). Силу эту Он послал им в пятидесятый день в виде огненных языков. Сия божественная сила сообщается с тех пор каждому православному христианину в таинствах Церкви и прежде всего в таинствах крещения и миропомазания. Она есть благодать Святого Духа, при помощи которой мы можем совершать великие подвиги жизни христианской, чтобы совлечься ветхого человека и сделаться новою тварью во Христе. Вот почему Ап. Павел в послании к Титу сказал: Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит.2:11-13).
К сожалению, не все православные христиане, имея в себе эту благодатную силу, пользуются ею для своего спасения. Поэтому она, как божественная искра, только тлеет в нас под пеплом наших беcчисленных страстей. Да не будет сего с нами. Мы должны помнить слова Ап. Павла, сказанныe ученику его Тимофею: воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе (2 Тим.1:6). Будем через исполнение заповедей возгревать в себе эту благодать так, чтобы она горела в нас ярким пламенем своего божественного огня и мы могли быть действительно духовным светом для мира, согласно словам Христа (Мф. 5:14).
Так пользовались этою внутреннею благодатию угодники Божии. И мы видим в их жизни множество примеров, как они, при помощи благодати, совершали величайший подвиг умерщвления в себе плотской страсти, чтобы быть подобными Ангелам по чистоте и невинности. Несказáнно трудно было Марии Египетской в пустыне в течение 17 лет бороться с этой страстью, в особенности после ее нечистой жизни. Но чем более она укреплялась в решимости лучше умереть, чем изменить Христу нечистотой, тем более благодать Божия действовала в ней и, наконец, она достигла такой победы над естественным законом своей плоти, что получила от Господа дарование побеждать законы и внешней природы. Вот почему она переходила через Иордан, как по суше, а когда молилась – возвышалась над землею.
При помощи благодати святые люди совершенно побеждали и страсть гнева. Преподобный Моисей Мурин, бывший ранее разбойником, под действием благодати Божией переродился до такой степени, что своею кротостью и детским незлобием приводил в умиление всех иноков своей обители.
Несомненно, и каждый из нас мог бы так же спасительно пользоваться благодатию Божиею. И если мы не перерождаемся при помощи сей благодати, то в этом виноваты мы сами, т.к. не имеем решимости стать на бесповоротный путь святой жизни. Некогда преп.Серафима Саровского спросили, почему теперь так мало стало подвижников в Церкви Христовой. «Потому, – ответил св. Серафим, – что в людях не стало решимости, а благодать Божия одна и та же».
Да вдохнет Господь в сердца наши решимость вступить в подвиг борьбы со страстями и в особенности, с блудом и гневом, к чему призывает нас нынешнее апостольское чтение. И чем скорее воссияет в нас эта решимость, тем скорее начнет действовать в нас благодать Божия и мы по опыту узнáем всю радость и красоту жизни святой, ибо тогда исполнятся над нами слова Иисуса Христа: Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в Его любви. Сия глаголах вам, да радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится (будет совершенна) (Ин.15:10-11). Аминь.
Произнесено в Русском Посольском храме св. Николая г. Софии в 1921 г.
Источник; https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/propovedi/2