Слово в неделю 24-ю. Харьков, 1852 г.
О Нем же всяко создание составляемо
растет в церковь святую о Господе, о
Нем же и вы создастеся в жилище
Божие духом (Еф.2:21–22).
Прекрасную картину представляет апостол. Он изображает церковь Христову в виде здания, стройно построеваемого из разных частей, и в виде растения, постепенно поднимающегося выше и выше. Так говорит он о целой церкви Христовой. Так он говорит и о каждом верующем! Силою Господа Иисуса все здание церкви, по слову апостола соединяемое из частей в одно стройное целое, растет в церковь святую для Господа, церковь чистую, непорочную, совершенную, какова церковь небесная. Сплою того же Господа и вы, верующие, созидаетесь, приходите от совершенства к совершенству, чтобы быть вечным жилищем самого Бога.
Так, слушатели мои, пусть неравны силы у нас, пусть неравны обстоятельства земной жизни нашей; но каждый должен стремиться к почести высшего звания Божия, возрастать более в добродетелях христианских.
Будите совершенны, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф.5:48). Кому это сказано? одним ли пустынникам? Одним ли девственникам? Одним ли членам клира священного? Нет, всем сказано; всем повелено возрастать в духовных совершенствах, чтобы приближаться качествами души к Отцу небесному. Будите совершенны, якоже Отец ваш небесный совершен есть. Совершенства Отца небесного – вот образец для нашего совершенствования! Какой это высокий образец! Кто же смеет думать после того, что он живет довольно хорошо? Как позволяют себе считать всякое напоминание об исправлении жизни несправедливостью против личности, всякий совет любви – оскорблением душе их? Будите совершенны, якоже Отец ваш небесный совершен есть. Почему? С одной стороны потому, что истинное совершенство наше состоит в сообразности наших действий с благою и всесовершенною волею Божией, с другой стороны потому, что человек создан с способностями жить сообразно воле Божией. Человек, дотоле и человек, пока стремится к Богу своему. Иначе – человек ли он, когда выполняет только потребности бессловесного?
Слушатели мои! Апостол хвалил в язычнике добродетели языческие. Но он не хвалил и не хвалит языческих добродетелей в христианине. Христианину дано более сил и средств к совершенству, чем язычнику или иудею. Потому от него более и требуют. Огня приидох воврещи на землю, и как Я хочу, чтобы он уже возгорелся! говорил Спаситель наш. Видите, чего ожидает Господь Иисус от своих последователей! Он ожидает любви пламенной, любви неугасимой, ревности неизменяющейся, стремления постоянного к совершенствованию для вечной жизни. Для чего распялся пред очами нашими Сын Божий? Для чего пролил на кресте кровь свою Богочеловек? Ужели с тем, чтобы ругались своею жизнью над Его страданиями за грехи наши? Страшно подумать, что мы делаем, беспечно веселясь в упоении страстей, считая за малость грехи каждой минуты жизни нашей.
Богочеловек кровавыми страданиями испросил у Отца небесного Духа благодати, готового вести нас к ангельской чистоте, и при всей нашей немощи. Ужели все это понапрасну? Страшно нам будет на суде Божием, если явимся туда только с честностью языческою. Нет, мы не свои здесь (1Кор.6:19). Мы не имеем права употреблять ни времени, ни сил на что-нибудь другое, как только на служение Богу нашему. Мы должны преуспевать со дня на день в любви к закону Божию, возрастать в благодати и познании Бога нашего (2Пет.3:18), усовершаться более и более в добродетелях благоугодных Ему – Владыке нашему (2Кор.3:11). Вот почему и невинная любовь родителей к детям и естественное желание охранять свою жизнь и здоровье преступны – в нас, если для них замедляем или оставляем служение Господу. Вот почему тот, кто боится быть осмеянным за благочестие людьми легкомысленными и по ложному стыду не идет вперед по пути благочестия, покроется вечным стыдом на суде всемирном (Мф.10:23).
Говорят, «мы слабы, нам ли идти все выше? Пусть трудятся над тем те, кому даны силы, у кого есть желание жить только для Бога!» Нет сомнения, что кому дано больше сил, тот должен больше и трудиться. Но слабость наша никак не увольняет нас от обязанности стремиться к высшему совершенству. Напротив, если мы чувствуем свои слабости, то потому-то и должны бодрствовать над собою, чтобы одерживать победу над своими слабостями. Отчего грех, каждый час, каждую минуту берет над нами верх? Оттого, что даем ему волю делать с нами, что ему угодно. Несчастье наше не от того, что мы немощны; против немощей готова для нас сила Божия. Все могу во укрепляющем мя Иисусе, говорит апостол, такой же человек, как и все мы. Но мы оттого не подвигаемся вперед на пути спасения, оттого становимся хуже и хуже, что худо чувствуем свои немощи, веселы и покойны, как совсем здоровые, довольны собою, как ни в чем не имеющие нужды. Богат есмь и обогатился и ничесоже требую, говорит забывчивый грешник, тогда как он и беден, и нищ, и слеп, и наг (Откр.3:17). Требует ли пищи, кто не чувствует голода? Плачет ли тот, кто не ощущает никакой боли, или потери? Где же наши слезы о наших язвах душевных, если мы ощущаем их? Где наши вздохи, где стоны мытаря о грехах наших, если сознаем мы себя грешниками? Где молитвы о небесной пище, если ощущаем мы голод душевный?
Так слушатель мой, кто искренно чувствует свои немощи, тот при помощи благодати Божией, всегда будет идти по пути к совершенству. Он не остановится ни на какой степени совершенства, потому что знает, что очень много еще не достает в нем. Он не остановится ни на минуту, чтобы любоваться пройденным путем, оконченными делами, поскольку помнит, что берег далеко, а назади много ошибок. Задняя убо забывая, в предняя же простираясь со усердием гоню к почести вышнего звания, так говорил о себе тот, кто с земли восходил на небо. Грех не оставляет никого до гроба. Потому до гроба надобно бодрствовать, до гроба очищать свое сердце. Грех ослабляется в нас усильными трудами. Но дело освящения души не есть дело дня, оно есть подвиг целой жизни. Блаженни алчущий и жаждущий правды, яко тии насытятся (Мф.5:6). Тоже точно должно сказать и о каждой частной добродетели. Не может быть ни одного доброго дела в нас, которое не могло бы быть лучше, в котором не было бы недостатка или чистоты, или искренности. Если Бог дал тебе сколько-нибудь усердия к молитве, – приобретай еще более усердия к молитве, и никогда не думай, что ты порядочный молитвенник. Иначе ты будешь и несправедлив пред правдою и повредишь себе в подвиге молитвы. Никто же возложь руку свою на рало и зря вспять управлен есть в царствие Божие. Нельзя нам, нравственно нельзя, стоять на одной степени добра, если не простираемся вперед; поскольку, останавливаясь на сколько-нибудь для добра, мы живем уже для греха, не упражняя чувств и воли в добре, слабеем в любви к добру; не заботясь об употреблении талантов, данных нам, становимся преступниками. Поминайте жену Лотову. Беги, не оглядываясь назад, от соблазнов греха. Иначе грех обольстит душу, и вы пострадаете. Бегите от внушений страстей, чтобы поспешать к небесному отечеству, ожидающему вас. Возгревайте любовь к нему чувством страха окружающих нас опасностей.
Лень легкомысленная может увольнять себя от долга идти вперед по пути спасения. Но не увольняет от того святая воля Божия. Слово Божие ясно указывает нам «на обязанность нашу непрестанно возрастать в совершенстве духовном, когда представляет состояние наше на земле то в виде плавания, которое должно продолжаться непрерывно, чтобы достигнуть цели; то, в виде растения, которое постепенно должно развиваться; то в виде брани, которая ни днем, ни ночью не должна затихать, в виду сильного в злобе и коварстве врага. Неумные девы заснули на несколько часов, как неожиданно зазвучал голос, се жених грядет. Бедные бросились покупать светильники; а жених уже в чертоге и им сказано у дверей затворенного чертога, поздно. Нам велят постоянно бодрствовать, постоянно возрастать в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа (2Пет.3:18). Совершенства духовной жизни – лествица, которой нижний конец на земле, а верхний на небе. «Упражнение в добродетели, поучает св. Василий, подобно лествице, той лествице, которую некогда видел блаженный Иаков, которой одна часть близка была к земле, и касалась её, а другая простиралась даже выше самого неба» (Творения, I, 184). Не думают ли, что Господь может быть доволен кое какою теплотой служений Ему? Напрасная, преступная, мечта! «Поскольку ты тепл, а не холоден и не горяч, то изблюю тебя из уст Моих», так говорит Он верный в своем слове (Откр.3:16).
Заключаю слово – словом апостола, сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати (Еф.4:13). Аминь.