Слово в Неделю 23-ю, 1845 г.

И моли Его весь народ страны Гагаринские

отъити от них (Лк.8:37).

Странный поступок жителей гадаринских! Господь исцелил собрата их, страдавшего ужасными мучениями, исцелил того, кто наводил ужас на всех их своим состоянием и поступками, кто рвал цепи как нитки, не жил в доме, а в гробах, и никому не давал проходить мимо жилья своего. И, однако, гадаряне молят Господа, дабы удалился из пределов их. Гадаряне слышат рассказ, как исцелен человек, в котором жил целый легион бесов; и этот опыт могущества нечеловеческого давал им видеть, что страну их посетил необыкновенный гость, Иже проходит, благодетельствуя и исцеляя вся насилованная от диавола (Деян.10:38). И, однако, вместо того чтобы благоговейными и благодарными сердцами принять и удержать врача душ и телес, какого не видал еще мир, они просят, чтобы Он удалился от них! Что за странное состояние гадарян? Евангелист говорит, страхом велиим одержимы беху. Но что это за страх? Отчего он? Не тот ли это страх, который вынудил и бесов вопиять к Сыну Божию: что нам и Тебе Иисусе, Сыне Божий? пришел еси семо прежде времени мучити нас. Страшно подумать, а на деле было так. Гадаряне испугались, что лишились стада свиней, и в страхе, не лишиться бы и еще подобных сокровищ, просят Господа удалиться от них. Как груба неблагодарность гадарян! Как велико невежество омраченных сердец их!

Братия! Чтоб не пасть и нам в какое-либо искушение неблагодарности пред Господом, подумаем о долге благодарности.

Апостол поучает нас, о всем благодарите, сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1Сол.5:18). Воля Божия о нас такова, чтобы мы благодарили Его. Это не означает того, что Он имеет нужду в нашей благодарности, но означает, что благодарность пред Ним – дело правды и дело спасительное для нас.

Что такое благодарность? Благодарность есть то сладостное расположение любви к Богу, по которой душа благоговейная видит и чувствует различные благодеяния Божии, дорого ценит каждое благодеяние Божие и обращает их в славу Божию.

И так не естественно ли, имея глаза, видеть представляющийся глазам дар? Не естественно ли, имея чувство, чувствовать радость о получаемых дарах? Не естественно ли, имея волю, хотеть воздавать за дар? Да, и на суде людей неблагодарный считается человеком низким, менее чем человеком, – и справедливо; ибо судите, человек ли тот, кто, имея глаза не видит, имея уши не слышит, имея сердце не чувствует, имея душу не дышит? Нет, это истукан, подобие человека, а не человек живый. Если камень не принимает или мало принимает в себя воды, это в порядке вещей; если на твердой скале не растет и слабая травка, и брошенное зерно превращается в прах, это также в порядке вещей. Но Бог не создал сердца человеческого камнем, и та душа, какую Бог нам дал, дана со способностью приносить плоды под влиянием света и влаги Божией. Так низко, противно и Богу и природе – быть неблагодарным к кому бы то ни было.

Но сократилась ли для нас благодеющая десница Божия? Ужели не на что посмотреть, не на что порадоваться, не за что поднять признательной руки при мысли об отношениях к нам Бога? О! легче измерить пространства небес и поднебесья, и глубины бездн морских, – легче исчислить дыхания, выдыхаемые из сердца и вес вдыхаемой жизни, чем измерить и дознать величие и число благодеяний Божиих. Кто дал нам жизнь? И какую жизнь? Каким прекрасным созданием вышел человек из рук творческих! По образу и по подобию Своему сотворил его Бог, умалил малым чим от ангел (Пс.8:6). Как мы живем? Тот, кто не дал себе бытия, не в состоянии сохранить его. Им и только Им всеблагим и вседействующим мы живем, движемся и есмы (Деян.17:28). От Господа исправляются стопы мужа. Им зиждутся наши домы, наши города и царства. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс.115:3) Падшее создание я пред Тобою, Отче небесный! Чего мне ждать себе, как не суда и осуждения? Возмездие за грех смерть (Рим.6:23). Но, о беспредельная благость! Мы удалились от Тебя, а Ты ищешь нас и зовешь, Адаме! Где еси? Сыне Отца вечного! Ты обрел и взял на рамена Свои овцу погибшую. Сладчайший Иисусе! Лики ангелов изумляются любви Твоей, пожертвовавшей Собою для искупления нас грешных (Рим.9:33). И кто, как не дух благодати, дух Христов созидает в человеках сердце чистое и дух правый? Братия! Каждый может знать и чувствовать, как расстроенная грехом душа наша тогда только и оживает для Бога, когда усердная молитва низводит на нее росу благодати; все. довольство наше от Бога.

Как же не благодарить нам Господа своего? Как тяжка, как чрезмерно велика неблагодарность наша, когда не благодарим Его. Столько благодетельствующего нам! Сия ли Господеви воздаете, людии буии и немудри – укорял Моисей Израиля. Не сам ли сей Отец стажа тя и сотвори тя и созда тя. Мы. христиане, еще более, чем Израиль, получили даров от Отца небесного. Как же велико неразумие наше, как велика жестокость сердец наших, когда не сознаем благодарным умом и сердцем благодеяний Божиих! Душа христианская! внемли, как жалуется Отец небесный на неблагодарного Израиля; Он небо призывает в свидетеля и землю в слышателя жалобы Своей. Слыши небо, внуши земле, сыны родил и возвысил; тии же отвергошася Мене. Он обличает разумного нзраиля примером неразумного животного. Позна вол стяжавшего его и осел ясли господина своего, Израиль же Мене не позна, и людие Мои отвергошася Мене (Ис.1:2–3). Вол узнает хозяина своего потому, что тот с ним обходится как хозяин, осел угадывает господина по яслям, в которые кладет тот корм для него. А Израиль не признает Господа и по благодеяниям Его. Какая сильная укоризна Израилю! Душа христианская! не тягчае ли падает на тебя укоризна сия? Пробудись, восстань из унижения, в которое поверг тебя грех ожесточения сердечного. Исповедуй Господу несчастье твое и моли Его, да просветить ум и воспламенит сердце твое любовью благодарною.

Братия! целой жизни не достанет нам, всех сил души и тела слишком мало, чтобы достойно воздать Господу за благодеяния Его к нам. Отчего же так мало чувствуем мы благодеяния Божия?

Благодарность зрит и признает благодеяния Божии, не опускает из вида того, что получено от Господа. Итак, если мы мало благодарим Господа, то, конечно, потому что не видим благодеяний Божиих. Как же это бывает с нами? Ум гордый сознает только в себе достоинства и себе приписывает, что имеет, даже и то, что только думает иметь. Можно ли же ожидать от гордости благодарного благоговения пред Господом? Гордость на многое, что получено свыше, вовсе не обращает внимания, как на малость, недостойную внимания, а при взгляде на другое утешается собою, это, говорит, приобретено моими расчетами, это доставило мне мое уменье. Жалкое самообольщение! И беден, и нищ, и слеп, и наг я пред тобою, Господи! Душа христианская! Обличай в себе помыслы гордости размышлением о необозримой немощи нашей природы; повторяй себе слово апостола, кто тебя отличает от других? Что имеешь ты, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получал? (1Кор.4:7).

Сильно и часто ослабляет в нас чувства благодарности пред Господом и то помышление человеческое, которое считает виновниками счастья людей великих по уму, по знатности, по власти. Но если все, и великое и малое – дар единого Владыки нашего, если и великие ни больше, ни меньше того делают для нас, что угодно даровать Отцу небесному, то не странно ли воздавать почесть слуге и забывать господина, или отдавать ту почесть слуге, которая следует господину? Не то же ли это значит, что творить себе кумиров на земле, изменять славу нетленного Бога в подобие тленного человека? Ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог, говорит апостол (1Кор.3:7). Нашею ли рукою, или рукою других брошено в нас семя добра; нашею ли рукою, или рукою других напоено посеянное семя? Если Бог не возрастит в нас доброго семени, напрасны все труды. Земледелец бросает зерно в борозду. Как многое надобно для того, чтобы явился зрелый колос! И это многое вовсе не во власти земледельца. Свет, теплота, влага, без которых зерно останется мертвым, во власти Владыки природы. Точно так и в делах наших. Легкомысленная беспечность нашей гордости проходит мимо дел Божиих без мысли о Боге, с уверенностью, что это дела ежедневного порядка, вызванные нашими силами, или силами людей даровитых. Накормлены, напоены, одеты мы, но кем? Не знаем, кажется нам, тому надлежало быть и было. Мы пробуждаемся от бессознательности своей, мы скорбим и оскорбляемся только тогда, когда что-нибудь бывает не по нашим желаниям; тогда предъявляем мы в душе какие-то права в свою пользу, как будто кто-то обязался нам вести дела наши без нас, не обязав нас ни к чему; тогда открывается, что и мы готовы признать Бога подателем всего, только почему-то очень не довольны бываем на тот раз, как Он, кажется, забывает нас, – нас, которые до той минуты вовсе не думали о Нем. Какая легкомысленность дерзкая! Какое бессмыслие гордости!

Апостол Павел пишет о язычниках, занеже разумевше Бога, не яко Бога прославиша или благодариша, но осуетишася помышлении своими и омрачися неразумное их сердце, тем же и предаде их Бог в неискусен ум творити неподобная (Рим.1:21, 24, 28). Вот путь, по которому нисходили до глубины нечестия и разврата. Неблагодарность здесь занимала слишком важное место. Народам древним известен был Бог. Но они не стали чтить Его достойно славы Его, не стали благодарить Его достойно благодеяний, которые получали от Него. Сердце их стало холодно к милостям Вышнего и любовь к Нему слабела, знание о Нем терялось; мрак и запустение, пороки и нечистота увеличивались; человек становился в ряд с бессловесным, которое ест досыта корм и ничем более не озабочено, как только грубым насыщением. Своевольное нечестие неблагодарности наказано наконец самою крайнею нечистотой, которую полюбила душа языческая. Братия! То же самое происходит может и в сердцах христианских. Осмотритесь. Если Бог благ, чтобы изливать благодать и на безблагодатных, то Он же и правосуден, чтобы карать нечестие, презирающее дары благости Его, беззаботное о том, чтобы приносить плоды достойные милостей Его. Иначе, казнь Божия есть естественный плод неблагодарности; потому что неблагодарность вносит в душу духовное опустошение, заглушает в ней лучшие расположения её и поселяет в ней дикость. На оборот, душа благодарная, чем чаще обращается с благодарностью к Богу, тем более расширяется в любви к Нему, озаряясь животворным светом совершенств Его; а чем свободнее открывается она пред Богом, чем пространнее отверзается пред Ним, тем более становится способною к принятию даров благодати Его. Дело несомненное, что во всяком случае и должно и нужно отверзать сердце, чтобы принять что-либо свыше: расшири уста твоя и исполню я, говорит нам Бог. Бог – благ, Он ожидает только того, чтобы мы приближались к Нему за дарами, и Он не медлит дарить их нам. Так, неблагодарность наша только награждает нас нищетой, тогда как благодарность привлекает к нам свыше обильную росу новых милостей и щедрот.

Как нам не благодарить Господа? Или точнее, как нам благодарить Его достойно? Мы бедны, бедны во всем. Все, что имеем, не наше, – ни блага, ни силы, ни время. Но Он столько благ, что Его же дары принимает за дар благодарения нашего.

Он столько благ, что с любовью взирает и на наше сознание в своей немощи и в величии любви Его. Он столько благ, что упражнение сил и способностей, им же дарованных, и при Его же благодати упражняемых, благоволит принимать за благоугодную жертву нашу. Итак, желаешь ли быть благодарным пред Господом? Освящай силы твои служением Господу; не ленись, не отказывайся по зову храма приходить в храм для возношения хвалы и благодарения Господу; нужнее Господа ничего для тебя быть не может; не забывай Его. Аще ясте, аще пиете, аще ино что творите, вся во славу Божию творите. Желаешь ли не быть землею неблагодарною, определенною на погибель? Посвящай Господу то, чем благословил Он тебя; приноси Ему плоды трудов твоих, да ниспошлет Он вновь благословение на труды твои. Имущему дано будет и преизбудет. Желаешь ли быть признательным к любви Его? Твори Его волю и спеши заглаждать грехи покаянием, оставляй желания неугодные Ему. Не пренебрегай богатством благости Его и кротости, и долготерпения, как будто не знаешь ты, что благость Божия ведет тебя к покаянию (Рим.2:4). Господь сам говорит нам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф.25:40). Итак, вот и еще средство и средство самое близкое – изъявлять благодарность Богу! Наделяй брата бедного, чем можешь, в лице брата Господь примет от тебя дар твой, как благоприятную жертву благодарности к Нему.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет со всеми нами (Рим.16:24). Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх