Проповеди на праздники:


Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице на второй день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. 1961 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, мы слышали повествование святого евангелиста о том, как однажды Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни вошел в город Наин. На встречу шла похоронная процессия, несли хоронить юношу, единственного сына бедной вдовы; мать его, убитая горем, плакала. Господь сжалился над нею и сказал: «Не плачь», (Лк. 7, 13) и воззвал к умершему юноше: «Юноша! Тебе говорю, встань» (Лк. 7, 14). От этого повеления умерший юноша ожил. Народ ужаснулся и прославил истинного Бога, творящего такие великие дела.

Из Священного Писания мы знаем, что Господь Иисус Христос совершал на земле такие дела, которых не может постичь ум человеческий. Он воскрешал умерших одним повелением, одним прикосновением, исцелял и больных, неизлечимых никакими человеческими средствами. Изгонял из людей бесов. Так нам известно, что в стране Гадаринской из одного человека Господь изгнал легион бесов. Нечистые злые духи ужасно мучили этого несчастного человека, он жил в гробах или пещерах, где хоронили покойников, сам себя терзал и избивал других, проходивших мимо этих мест.

Бесы просили Господа, чтобы Он не изгонял их из этой страны. Человек так совершенно и сложно устроен, что представляет собой целую страну. В человеке поселилось такое множество бесов, что управление этой страной нарушилось, и человек стал очень больным. Такого больного никто не мог исцелить, это мог сделать только Всемогущий Бог.

Страна и государство состоит из многих частей, так и плоть человека состоит из множества элементов, которые соединяются и живут Святым Духом. «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне» (Степенны антифоны, глас 4-й).

Так поет Православная Церковь во время Всенощного бдения на великие праздники. Но как только Святой Дух отойдет от человека, так он и умирает; его тело идет в землю, все элементы его разлагаются, но не исчезают бесследно, они идут восвояси. И наука это подтверждает, что каждая частичка сохраняется. И стоит только Святому Духу прикоснуться к этим разложившимся элементам тела человеческого, как они сразу соединятся в одно тело, и снова будет жить человек.

Так и тело этого умершего юноши оставил Святой Дух, его тело начало разлагаться, но Господь повелел, и Святой Дух вошел в него, и разложение прекратилось, юноша снова стал жить.

Во второе пришествие Господне, при трубе ангельской Святой Дух соединит все элементы тел умерших и, где бы они ни были, ни один из них никуда не затеряется, все будут собраны и соединены — каждая частичка в свое тело, и оно снова будет жить новой, духовной жизнью. Тогда вся тварь будет обновлена, нетленна духовно.

С точки зрения всемогущества Божия ничего здесь нет удивительного. Мы, люди с такими маленькими, ограниченными умами, и то вершим сами свои земные дела. Например, испортилась машина: ее сердце — мотор — остановилось, горючее в ней все сгорело. И вот человек своим умом, с приложением рук, исправляет эту машину, подливает горючего, и машина начинает работать. Так неужели Всемогущий Бог не может соединить разложившиеся частицы машины нашей плоти в одно целое и дать ей жизнь! Конечно, может! И обязательно даст эту жизнь.

Никак нельзя пройти мимо события, которое было с Андреем, Христа ради юродивым, память которого мы сегодня празднуем. Он был так свят и так совершенен, что удостоился быть вознесенным до третьего неба и видеть неизреченные красоты небесные. Так, он прошел первое небо— это рай, где должны мы быть после смерти, если удостоимся по своим делам. Затем Божественной силой он был поднят на второе небо, где живут святые, достигшие совершенства на земле. И, наконец он был вознесен к самому престолу Божию, до третьего неба. Там Сам Господь и высшие чины ангельские.

Святой Андрей потом рассказывал своему другу о том, что он не знал, был ли он в теле тогда или вне тела, так же, как и апостол Павел, вознесен был до третьего неба и не знал, в теле он был или вне тела. Причем он испытывал такую духовную радость и утешение, что это невозможно передать никаким человеческим языком.

Много мы имеем свидетельств о жизни потустороннего мира. Наше рождение на земле — это только начало нашей жизни, и она вечно будет продолжаться там.

Чтобы нам вечно созерцать красоты небесные, Господь Иисус Христос сошел на землю и совершил на земле все, дабы привлечь всех к Себе. Он основал святую Церковь для нашего спасения, нашего совершенствования. Во время ночной беседы с Никодимом Господь Иисус Христос сказал, что нужно родиться свыше, чтобы наследовать Царство Небесное (ср.: Ин. 3, 3).

Фарисей Никодим происходил от рода Авраамова, исполнял весь обрядовый закон и думал, что этого достаточно, чтобы быть членом Царства Божия. Но Господь Иисус Христос говорил ему о духовном возрождении. Никодим не понимал и ужасался, как может человек родиться свыше, будучи стар.

Господь объяснил ему, что это второе рождение совершается посредством Духа и воды, то есть Таинства крещения, в котором плотской человек очищается от первородного греха, а в Таинстве миропомазания получает дары Святого Духа, укрепляющие в духовной жизни.

С возрастом человек оскверняет свою одежду оправдания Господня произвольными грехами. Он уже не чист и не может войти в Царство Небесное. Чтобы очистить свою оскверненную одежду и получить чистую, светлую, Господь даровал нам как бы второе крещение — Таинство покаяния. Для рождения свыше не препятствует никакой возраст человека. В Таинстве покаяния может родиться заново и старый человек и быть достойным членом Царствия Небесного. Мы, крещенные во имя Иисуса Христа и не сохранившие своей светлой одежды чистоты, больше всего будем заботиться о духовном возрождении свыше чрез Таинство покаяния и святого причащения.

Будем стяжать Святаго Духа упорно, настойчиво: все зависит от нашего упорства, нашего желания. Ведь и святые угодники Божии, достигшие совершенства, были подобные нам люди, имевшие и наши слабости, и наши достоинства. Но они упорным трудом над собой с помощью Божией умели подавлять в себе плохое, а развивать хорошее. Если Господь увидит наше желание прийти к Нему, то и Он не замедлит выйти к нам навстречу, как Он вышел к блудному сыну, приняв его с радостью и одев его в лучшие одежды. Он говорит: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6,37).

Мы знаем, что в один неизвестный нам день земля будет охвачена огненным пламенем. Люди, не родившиеся свыше, не стяжавшие Святаго Духа, останутся на этой земле в огне и будут вечно гореть со всеми своими делами. Но родившиеся свыше, то есть совершенно очистившиеся от грехов через Таинство покаяния и причащения, будут вознесены на небо, их не коснется огненное пламя, и они просветятся как солнце в Царствии Отца Небесного.

Замечательно то, что святой Андрей, Христа ради юродивый, вознесенный до самого престола Божия, не видел там Пречистой Богородицы. Ангел ему сообщил, что Пресвятая Богородица сошла на землю, чтобы отирать слезы страждущим, скорбящим людям, помогать им в нуждах и наставлять на путь спасения. И этот же Андрей, Христа ради юродивый, удостоился видеть Ее во Влахернском храме, где Она, окруженная сонмом святых, молилась Сыну Своему за всех людей, бывших в храме, и покрывала их Своим омофором (покровом).

Мы очень немощны и бываем не в силах бороться с разными соблазнами в этом страшном греховном мире. Божия Матерь помогает нам в этой борьбе.

Будем же чаще посещать Божий храм и молиться в нем общими молитвами, ибо Сама Пречистая Богородица присутствует здесь и доносит их к Сыну Своему. Присутствует в храме Божием и святой Предтеча Иоанн с апостолом Иоанном Богословом и другими святыми, которые также ходатайствуют за нас пред Богом.

Будем также и поститься. Не нужно налагать на себя особых постов. Если кто трудится на тяжелых работах, то этот труд уже вменяется в пост. Но установленные Православной Церковью посты должны соблюдать все, на какой бы кто работе не был. Никто не должен вкушать в посты той пищи, которая запрещена нашей матерью Церковью Православной, например мяса. Обязательно для всех православных христиан посещение в посты храма Божия, покаяние и причащение.

Будем усердно молиться Божией Матери, и Она, несомненно, приведет нас к Сыну Своему. Аминь.

1961 r.

Источник: Архимандрит Алипий (Воронов) «Жизнеописание, воспоминания, проповеди, поучения, стихотворения». Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 2014 г. Стр. 213.       

         

Проповеди на праздники:

Наверх