Проповеди на праздники:


Слово в неделю 2-ю святого поста. 1843 г.

Вскую испаде лице твое?

Предлагая в сии дни историю первых времен мира и людей, святая церковь недавно читала нам и печальную историю Канна и Авеля. Подлинно, мрачная история! О, если бы нам оставалось только воскрешать в памяти такие печальные примеры прошлого! К несчастью, они не далеки и от нашего времени, от нашей жизни. Что это за дикая страсть, пролившая в первый раз кровь человеческую на землю и что ужаснее, кровь брата своего? Зависть, зависть к преимуществам брата! Так как нельзя нам сказать, чтобы эта страсть не являлась между нами, остановимся на ней размышлением.

Что такое зависть? Это скорбь, которую чувствуют, смотря на счастье ближнего; это душевная мука, которую испытывают при взоре на благополучие другого. Ближнего хвалят, радуются благополучию его; а другой ближний на то досадует. Ближнего позорят, ближнего унижают; а другой ближний радуется тому. Вот положение зависти. Труды, таланты, успехи, богатство, чести, добродетели другого – предмет муки для завистливого. Действительное ли, или только воображаемое, настоящее ли, или еще будущее возвышение ближнего, но оно тяготит, терзает душу завистливую. Скорбят при взгляде на высших, не видя себя равными им; томятся при виде равных себе, желая преимуществ пред ними; грустят при взоре на низших, опасаясь, чтобы они не сравнялись с ними, или даже не превзошли их.

Вскую испаде лице твое? говорит Бог Каину. И как не предложить этого вопроса завистливому? Невоздержный, сладострастный, мстительный – увлекаются приманкой удовольствия. Скупой, убийца, вор прельщены корыстью. Каждая другая страсть обещает какую-нибудь приятность, хотя и ненадежную, хотя и преступную; зависть только мука для души. Моль костем сердце завидливое, говорит премудрый (Притч.14:30). Часто сравнивают зависть с адом. И точно, для человека завистливого она есть предварительный ад. Она на земле для людей завистливых есть то чувство, которое терзает демонов в пламени. Видеть и завидовать – вот их мука. Зависть не дозволяет наслаждаться тем, что имеет, потому что терзается желанием того, чего не достает. Горесть и досада терзают, как коршун добычу, душу завистливую. Пожалей себя, брать мой; зависть – лютый враг твой; лишая тебя покоя, она делает тебя неспособным устроят твое счастье, дела твои, чувства твои встревожены, мысли помрачены; ты не в состоянии ни обдумать дел твоих, ни выполнить их, как следует. К чему так жесток ты к себе самому? Превращать в бедствие для себя счастье чужое – это варварство безумное!

Вскую испаде лице твое? Честолюбие, гордость, самолюбие – вот главные причины зависти! Честолюбец, домогаясь возвышения, считает врагом каждого, кто отличен вниманием других; он скорбит, видя успех другого. Гордый считает одного себя способным ко всему; каждый должен стоять ниже его, так по его суду о себе! Странно ли, что ненавидит он того, кого возвышают другие? Самолюбивый любит только себя, занят только собою; для ближнего он не желает ничего и, если ближний получил то, чего он желал, – это удар для самолюбия. Как это низко!

Вскую испаде лице твое?

Я не имею того, что имеет другой. Другой богач и в почестях, у меня нет ни того, ни другого; мои труды не награждены, труды другого отличены вниманием, – говорит в душе своей завистливый. Остановись, несчастный! Понимаешь ли, чувствуешь ли ты, против кого восстаешь ты! Ты восстаешь против Господа Бога. Богатство, почести, красота, добрая слава, добродетели, таланты – не дары ли Божия? Не Он ли разделает их по своей воле? Не Он ли наделяет одного тем, другого другим? Он печется о благе, о спасении ближнего твоего; а ты хочешь разрушить счастье и спасение ближнего. Не враг литы Божий? Не возмутитель ли ты против дела Божьего? Ужаснись положения, в какое ставишь себя. Тяжело видеть, что не всех оделяют поровну? Выслушай ответ евангелия на твой ропот. Работавшие в винограднике завидовали плате, какую получил один из них. Что сказал им хозяин виноградника? отвечает Господь, что за обида вам из того, что даю я вашему брату? Вы получили свое, получили, что следует за труд; будьте же спокойны. Или вы имеете право распоряжаться моею волею, моею собственностью? Или несть ми леть сотворити, еже хощу в своих ми? Если твое оно лукаво, не хочет доброго другому, я хочу быть благим (Мф.20:13–15). Дары земные, дары духовные разделяются не поровну. Но дивись благой мудрости раздаятеля. Прекрасен организм оттого, что самая малая часть его выполняет свое назначение. Ах! если бы ты чаще думал о себе самом, ты нашел бы для себя другой предмет скорби. Выполняешь ли ты твое назначение, умножаешь ли ты данный тебе талант, трудишься ли ты по мере сил и способов в винограднике Божием? Что, если ты слуга самый худой, – что ни прикажут тебе, делаешь не так, а еще не доволен распоряжениями Господа? Что, если ты не умеешь распорядиться и малостью, данною тебе, а терзаешься тем, что другому дано назначение великое? Не безумие ли – твоя зависть? Не безумие ли – твой тайный ропот на Господа?

Вскую испаде лице твое? Заповедь Божия говорит, не укради. А завистливый глаз алчет похитить чужой покой, чужую честь, чужое имущество. Скажи, пожалуй, на чем ты основываешь права на собственность ближнего? Чем виноват пред тобою тот, к кому пылаешь ты злобою? У него больше отличий, больше преимуществ, чем у тебя? Но он не отнимает у тебя твоих. Он богаче, он счастливее тебя в торговле? Но он не лишает тебя твоей собственности. Твои труды не успешны? Если и так, это – твое дело, а не дело брата. Он наделен прекрасными талантами? Но не берет у тебя твоих. Он не стоит того места, которое занимает? Положим, что и правда, пожалей о нем, что возложили на него тяжесть, которой не снесть ему; а зачем горечь в сердце твоем против брата? Но, правда ли, что не по нем место? Припомни расположение к этому брату, какое имел ты, прежде чем зависть вкралась в сердце твое. Ты уважал его, ты любил его, находил в нем прекрасные качества; а теперь? Не перечтешь, сколько находишь ты в нем пороков. Его любовь к благу общему – стала честолюбием; осторожность – притворством, благочестие – лицемерием, бережливость – скупостью. Отчего это? Он весь тот же, он ни в чем не переменился. Отчего же перемена в твоих отзывах, в твоем взгляде на него? Зависть надела на глаза твои зеленые очки, и твой брат кажется тебе не в прежнем виде. Кто же виноват? Одна зависть, которой нечем и извинить своего заблуждения.

Спаситель говорит, аще любите любящыя вы, кая вам благодать есть? А зависть не только не имеет любви ко врагу, не имеет любви и к любящим. Она готова терзать и терзает, если может, того, кто осыпал ее благодеяниями. Она разрывает самые крепкие узы, – узы родства, вооружает братьев против братьев, родственников против родственников. Какая низость души! Какое помрачение смысла! Ты, который называешься христианином и завидуешь ближнему, понимаешь ли что ты ниже язычника? Если бы ты пролил кровь врага твоего, Господь не оставил бы её без отмщения, свойственного убийце. А ты высасываешь каплю за каплею кровь не сделавшего тебе никакого вреда? Чего ты ждешь себе?

Идеже зависть и рвение, ту нестроение всяка зла вещь, говорит апостол Иаков (Иак.3:16). Сколько бед, сколько слез, сколько разрушения вносит в мир зависть! Это – страшная язва для счастья семейств, для счастья обществ. Из неё возникают эти ядовитые растения, заражающие мир, жалобы, вражды, клеветы, вероломства, которые, перерождаясь в ненависть, опустошают честь, покой, жизнь людей. До чего довела она сыновей Иакова? Невинный, юный брат Иосиф брошен в добычу зверям, отец растерзан скорбью! Там, где следовало бы быть союзу искренних, простых сердец, увидите людей, которые почти тем только и заняты, что наблюдают друг за другом, отыскивают недостатки друг в друге, следят за каждым шагом, за каждым словом другого и, лишь заметят одно пятно на платье другого, разводят пятно желчию, разбавляют клеветой, и обливают другого грязью.

Чем врачевать эту страшную болезнь? Первое средство – смотреть на все земные блага, как велит смотреть св. евангелие, как велят смотреть самые блага. Что значит земное богатство? Гниль и прах. Что слава земная? Звук в воздухе. Что красота земная? Цвет полевой. К чему же столько скорбей о земном? Умрем, и все земное останется на земле; ничего не возьмем с собою во гроб; только дела наши пойдут с нами. Не цените же мишурного блеска выше того, чего стоит он, и он не станет тревожить покоя вашего. Где наши блага? На небе. Где наша честь? У престола Судии вселенной. Забудьте же землю и помните небо!

Бог раздает дары по планам Своей премудрости. Твое дело смотреть за тем, что тебе дано. Не озирайся же на чужое, не мешайся в чужое дело. Много надобно тебе труда, много надобно сил, чтобы быть достойным даров, не заслуженных тобой.

Покой, счастье внутреннее может доставить тебе любовь. Старайся приобрести ее. Любы не завидит. Любовь соединяет все, что разделяет зависть. Просите любви у Господа любви. Уничтожайте искушения зависти мыслями любви. Брат утешен счастьем. Благодарите за него Господа и желайте ему большего счастья. Вам хочется говорить о его недостатках? Смотрите на хорошие качества его и на свои грехи. Вам представляется случай нанести ему вред? Воспользуйтесь случаем принесть ему пользу. Если имели несчастье уступить движениям страсти, не прощайте себе того, просите прощения у Господа и спешите загладить вину пред ближним делами любви. По той мере, как укрепляться будет любовь в вашем сердце, зависть будет слабеть и исчезать.

Бог мира и любви да соблюдает сердца наши. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх