Проповеди на праздники:


Слово в неделю 2-ю по Пятидесятнице. Берегитесь лжепророков

Берегитесь лжепророков, которые

приходят к вам в овечьей одежде,

а внутри суть волки хищные (Мф.7:15).

Лжепророки, в словах Спасителя, тоже, что лжеучители, или такие учители, которые, под видом истины, передают ложь и, под видом добра, наделяют пагубою.

Берегитесь, говорит Господь, таких учителей, как берегутся яда, который может скрываться и в красивом цветке; берегитесь, как берегутся змеи, которая, укрываясь в кустарнике или под листьями, может нечаянно напасть на вас и нанести смертельную рану.

Нельзя не удивляться тому, что оказываются охотники быть в числе учителей лжи. Согласитесь! что это не великая честь им... Истина дорога для каждого; а люди изобретают ложь. Странно. Но не думайте и того, что эти люди действуют по твердому убеждению. Убеждение можно иметь только в действительном, а ложь – вымысел, призрак, ничто. Ложь не может иметь силы убеждения для того, кто изобретает и распространяет ее. Основание её для души только в самой душе, в её порче. Апостол убеждает держаться благой совести, юже нецыи отринувше, от веры оптадоша (1Тим.1:19). Видите, под каким условием можно отказаться от истины и принимать ложь? Под условием отречения от благой совести. Бессовестность вот основание лжеучителей! Печальное состояние!

Что касается до нас, проповедники лжи, как и всякое другое зло/ попускаются с тем, чтобы мы не спали, если не хотим потерпеть вред от зла. Итак, наше дело быть зоркими.

Как узнать лжеучителя?

Бог истина и он один источник истины. Потому то, что возвещено Им для нас, есть несомненная правда. Все же мысли происхождения земного, человеческого, непорочны, перемешаны с недоумениями, с ложью и неправдою. Итак, не может быть истиною то, что несогласно с истинами созерцательными и практическими, открытыми в слове Божием и проповедуемыми церковью. Вот главная мера для поверки всех учений! Потому не слушай тех учителей, которые или льстят страстям человеческим или под видом новых открытий передают мысли несогласные с догматами церкви. Хотя бы мы или ангел благовествовал вам не то, что мы вам благовествовали, да будет анафема (Гал.1:8). Так говорит апостол Божий.

«Так говорит Иегова воинств, не слушайте слов пророков сих. Огорчающим меня твердят, мир будет у вас, и всякому ходящему по упорству своего сердца говорят, не придет на вас зло» (Иер.23:16–17).

Ныне говорят, «у нас есть судья в голове, следуй ему; на что тебе еще другой закон? Ты не ребенок, чтобы ходить в школу, т.е. в церковь и учиться у людей, которые не имеют ни образования, ни звания света». Так говорят называющие себя людьми просвещенными.

Понимаете ли, что это голос ложных пророков? Понимаете ли, что этим учением вовсе отвергается откровение Божие? Ах! внутренний закон ваш уже давно стал потемнен и бессилен. При нем одном чем были бы мы и по ныне? Тем же, что и предки наши – язычники; мы были бы людьми, ходящими во мраке (Ис.9:2); жили бы в похотях своей плоти и были бы безбожными в мире (Еф.2:3, 12). Ужели этого желать надобно? Избави, Боже, от такого страшного ослепления! Нет с одним законом внутренним, с одним разумом нашим, нельзя быть безопасным даже и при руководстве слова Божия. Тогда каждый будет понимать писание по-своему, и слово Божие превратится в игрушку страстей, как это и видно на опыте. Потому-то Отец небесный дал есть овы апостолы, овы же пастыри и учители, к совершению святых в дело служения, Дóндеже достигнем еси в меру возраста исполнения Христова (Еф.4:11–13). Потому-то церковь есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Пусть, по примеру вавилонян, поднимают на смех сионские песни. Не тревожьтесь, они погибнут по примеру вавилонян.

Разум, говорят, по естественному развитию своему, дойдет до истин высших, самых чистых, к чему откровение? Разум дойдет ... но ныне не дошел! А сколько времени прошло, как начал он идти? Более 7000 лет... Есть же надежда на то, что дойдет. Чтобы рассеять мечты свои, пусть посмотрят на действительность пусть зорко рассмотрят, до чего успел дойти разум, по естественному развитию своему, в продолжении 5000 лет, до пришествия Христова? «Надобно ждать, говорил лучший мудрец того времени, надобно ждать, пока возвещено будет, как должно вести себя в отношении к богам и людям». Алкивиад спрашивал, «когда же это будет, Сократ, и кто будет этот наставник? Со всею радостью последовал бы я ему, кто бы он ни был».75 Лучший теоретический ученик лучшего практического мудреца рассуждал, «благочестью учить никто не в состоянии, если не будет предшествовать сам Бог, как вождь и наставник».76 Вот лучшее, что находите вы в долгой жизни язычества! Разум дойдет... Требуют веры в слова и обещания! Но как же это? То говорят, что вера дело неумное; то требуют веры. И кому же доверят велят? Людям! Когда? Тогда, как не велят доверять Богу. Пусть извинять, но заносчивость доходит до нелепостей.

Апостол Петр пишет, «были и лжепророки в народе (иудейском), как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаюсь искупившего их Господа, навлекут сами себе скорую погибель» (2Пет.2:1).

По этому наставлению апостола, если бы пришлось вам слушать человека, который стал бы отвергать нужду в искупителе, Христе Иисусе, или учить о Нем, несогласно с словом Божиим, отвергая Его божество или человечество, будьте твердо уверены, что это учитель пагубной лжи, которого не следует слушать. Пусть он владеет даром слова, пусть он умен и с познаниями обширными, не обольщайтесь тем, – участь его решена апостолом, он погибнет.

Тот же апостол возвестил, «знайте, что в последние дни появятся наглые учители, которые станут поступать по собственным своим похотям и говорить, где обетование пришествия Его?» (2Пет.3:3).

Не слышите ли ныне таких, которые говорят, «добрым человек бывает тогда, когда для того, чтобы получить приятное себе, делает приятное другим». Иначе это значит, что надобно жить только в свое удовольствие; другого начала жизни нет, как удовлетворение влечениям природы; пока жив, пользуйся жизнью наслаждайся всем, чем и как можешь. Не правда-ли, что это те люди, на которых указал апостол, как на учителей наглых, забывших и об уме, и о совести? Это люди, для которых нет ничего высокого, ни честности бескорыстной, ни жизни загробной, ни духа свободного, ни Бога.

Апостол Иуда писал: вкрались некоторые люди, давно предназначенные к осуждению, плоть оскверняют, начальства пренебрегают и злословят высшие власти (Иуд.1:4, 8, 11).

Итак, встретятся ли вам люди, для которых ни почем все власти, ни почем законы, для которых свобода означает необузданную вольность жить, как кому угодно, твердо помните, что это люди, назначенные к осуждению, которым давно возвещено горе. Ныне нередки проповедники такой свободы. Как и в давнее время они «злословят то, чего не знают» Иуд.1:10 и хвалят то, чего вовсе не понимают. Не слушайте их и помните слова апостола, «начальники не страшны для добрых дел, а для худых» (Рим.13:4).

Ап. Павел писал: Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, слушаясь духов обольстителей, запрещающих жениться (1Тим.4:1, 3).

Итак, если услышите, что будто ныне нет благословенного брака и будто дозволительно вооружаться железом против плоти, не отказываясь от её похотей, твердо знайте, что это говорят духи-обольстители, отступники от веры, проповедники учения бесовского.

Дух лжи изворотлив, в разные времена является в разных видах и всегда прикрывая пагубный дух свой наружностью приличною и даже обольстительною. «Приходят к вам, говорит Господь, в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Иногда не легко узнать лжеучителя по содержанию учения его. Почему же узнать, что под овечьею шкурою скрывается волк? «Но плодам их узнаете их», говорит Господь (Мф.7:16). Это значит, что, если не узнаете их по содержанию учения, можете узнать по их делам. Дела на языке писания не редко называются плодами, например: сотворите плоды, достойные покаяния, т.е. дела (Мф.3:8). Узнайте лжеучителей по делам их, частью тем, которые сами они делают, частью по последствиям учения их. Ложь не может внести успокаивающего света в нашу жизнь, потому что в ней самой нет света, она мрак. Таковы же плоды учителей лжи. Мысль свою Господь объясняет далее так: собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? (Мф.7:16). По общему правилу, всякое растение или дерево приносит свои плоды, репейник репьи, а не виноград, и виноградная лоза виноград, а не репьи. Точно так дела учителей лжи непременно пагуба. Собственные дела их или гордость сатанинская, или разврат; последствия учения их таковы же. Если они успевают закрыть от глаз людских свои нечистые дела, следствия учения их откроют их. Дела плоти, говорит апостол, известны, они суть блуд, нечистота, вражда, ссоры, пиянство и тому подобное (Гал.5:19, 21). Если не все вместе, то многие из дел таких непременно украшают жизнь учителей лжи, или являются следствиями учения их. Так описывает лжеучителей и апостол, «люди, говорит, самолюбивые, сребролюбивые, гордые, злоречивые, клеветники, невоздержные; враги добра, преданные более сластолюбию, нежели Богу, имеющие вид благочестия, но силы его отрекшиеся» (2Тим.3:1–4). Итак, «по плодам их узнаете их». Учители лжи говорят, мир, мир! но это только слова. Они говорят, что желают общего блага. Но это только слова. Смотрите на дела их, они ищут только своего (Флп.2:4). Разделяют людей в мыслях, поднимают их друг против друга, заводят войну, доводят до сцен кровавых и печального расстройства. Так всегда было! Так всегда и будет!

Еще одно слово о нас самих. Берегитесь лжеучителей, говорит нам Господь... Я не отвечаю, говорит иной, за те понятия, которым научен, в которых воспитан; мое дело быть верным этим мыслям, а за неверность их даст отчет Богу тот, кто сообщил мне их. Да, лжеучитель будет строго отвечать за передачу ложного учения. В этом нет никакого сомнения. Но несомненно и то, что не оставят в покое и того, кто принимал ложь. Тебе дан смысл, чтобы отличать истину от лжи? Дан. Тебе дана любовь к истине, чтобы отрекаться от лжи и принимать чистые, святые мысли? Дана. Как же ты считаешь себя не подлежащим ответу за то, что держишься лжи, принятой от другого? Слепец слепца водит, оба в яму впадут, сказал Господь (Мф.15:14). Слышите, оба будут в яме, а не один. Апостол говорит, истины не прияша, во еже спастися им. И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд примут еси неверовавшии, но благоволивший в неправде (2Сол.2:10, 13). Страшные слова! Появление учителей лжи вызывается не одною их волею, а волею слушающих, они являются с их пагубою оттого, что не хотят принимать истины, любят неправду, благоволят к нечестью. Как же нужно беречься! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх