Проповеди на праздники:

В неделю четырнадцатую по Пятидесятнице. О званых на вечерю. Просвети одеяние души моея, Господи, и спаси мя

В неделю четырнадцатую по Пятидесятнице. О званых на вечерю. Просвети одеяние души моея, Господи, и спаси мя

Глас Церкви принес нам ныне одну из притч Господа. Как часто Господь Спаситель на Своем земном пути именно в притчах обращался к людям, желая доступнее пониманию открыть перед ними пути, ведущие в Царство Божественное.

Притч много, но цель их всегда одна – подвигнуть наши хладные сердца на ревность по Богу. В предыдущее воскресенье мы слышали притчу о злых виноградарях, а сегодня притчей же зовет нас всех Господь на брачный пир веры в Царство Христово через Церковь спасительную. Между этими двумя притчами существует глубокая внутренняя смысловая связь.

В притче о виноградарях Христос напоминает людям об их ответственности пред Богом за жизнь. Радость или горе в Вечности вызревают теперь на нашей земле, и мы сами возделываем и трудимся над этим. И каждый из нас своим произволением делает выбор: жить ли ему, пресмыкаясь по земле, и видеть лишь прах под своими ногами, отвергая заповеди Божии; или стремиться к свету, льющемуся от Солнца Правды, богатея жизнью в Бога, исполнением заповедей и любовью обретая Его благоволение. Ставя себя на суд пред собственной совестью, мы и сами не ошибемся в будущем приговоре: оправдаемся мы или осудимся от дел своих.

Отеческой заботой Бога о людях проникнуто содержание и нынешней притчи. Свет милости Божией и прощения грешникам занимается над миром. Единородный Сын Божий с проповедью Святого Евангелия прошел по земле, в ней и приглашение людям на пир веры в Царство Небесное, и указание пути, и Божий неугасимый свет путникам. Брачный пир Царского Сына готов, Царство Небесное ждет возвращения своих блудных детей. Все блага и радости вечной жизни истолкованы подробно, и зов Божий обращен ко всем и каждому. «И послал рабов Своих звать званых на брачный пир». Но прижились на земле изгнанники рая. «Званые не хотели прийти». Нашлись у них дела личные, важные для них: полевые работы, торговые дела, семейные обстоятельства; да мало ли что кажется нам более важным в тот или иной момент жизни.

Но пир готов, и телец упитанный заклан, одежды брачные ждут гостей. И Царское величие, подвигнутое любовью, смиренно повторяет зов. Но что за помрачение: те, кто были приближенными, избранными друзьями, поднимают руки на посланцев царских? Схватив рабов его, оскорбили и убили их. Что же это за люди, так дерзко пренебрегшие любовью. Как страшно искажаются в человеке понятия добра и зла, временного и вечного, земного и небесного, когда интересы временной жизни и мирские дела заглушают здравый смысл. И гнев Царский отверг, истребил тех, кто не пожелал услышать голос его любви, кто забыл о своей ответственности пред Богом,  забыл о назначении своей жизни.

Но любовь Божия неиссякаема. Царство Небесное – дом для детей Божиих. И уже не ради званых и избранных, а ради грешнейших грешников снова звучит в мире зов Божий. Снова Царь – Господь, не теряя веры в человека, посылает слуг Своих – апостолов, проповедников веры, учителей Церкви на распутья жизни созывать всех, кто встретится им на пути, добрых и злых, чтобы научить и спасти тех, кто пожелает спастись. «…Рабы те… собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (Мф. 22, 10). Наполнилась Церковь Божия без разбора, вошли в нее без всякого права, без всякой заслуги по одному зову Божией любви и милосердия. Эта любовь все покрыла, сравняла богатых и нищих. Не смотрит Царь на убожество собравшихся и всем выдает в ней брачную одежду – белые крещальные ризы. Как при слышании всего этого не воскликнуть: «О, величие Божией любви! О, беспредельность Божьего милосердия!»

Но что это? Царь – Господь, покрывший Своей любовью всех и вся, простивший великие и малые грехи и заблуждения, возродивший водою и Духом в купели крещения каждого, стоит над человеком с недоуменным вопросом. Скорбь и боль в обращении Господа: «Друже! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?»

И припасть бы грешнику к стопам Отца Небесного и покаянно воскликнуть: «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!» «Он же молчал».

Смотрите, дорогие мои, уже закосневшего грешника Бог называет другом и зовет его к сыновству. Не упорствуй в грехе, не медли, откликнись на любовь Божию хоть в последний миг покаянием и сожалением о бесплодно прожитой жизни, и прощение опять не замедлит. Но нет отклика грешника и на этот последний призыв.

Громом прозвучал на пире веры суд Божий: «возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». Изгоняется душа в невыносимую муку мертвящей тьмы, туда, где нет Бога.

А Царский пир веры – преддверие вечной радости – продолжается для живущих в Церкви Божией. И мы с вами, други наши, услышали зов Божий и вошли в Церковь через купель святого крещения, облеклись во Христова. А дальше каждому из нас на своем жизненном пути надлежит позаботиться о сохранении полученных от Бога брачных одежд в чистоте, чтобы не остались мы в прежнем облачении греха и порока. Чтобы наш отклик на призыв Божий не был ни поверхностным, ни случайным. Да не окажемся в свое время безответными пред Богом, забыв обеты, данные при крещении и взятые сообразно своему земному поприщу и призванию. Одни на всю жизнь обложили себя только обетами крещенскими; другие прибавили к ним обеты супружеские; насельники монастырей, обещавшие работать Богу, взяли еще и монашеские обеты. А тех, кого Бог удостаивает священного сана, принимают обеты: кто – священнические, а кто – диаконские. Надо постоянно проверять – те ли мы, кем быть должны, те ли мы, кем Богу обещались быть. И нельзя забывать об этом, чтобы не услышать грозное и бедственное: возьмите его и ввергните во тьму кромешную.

Вот уже тысячу лет Господь зовет Русь в жизнь вечную Своим евангельским словом, Своими великими делами. Всмотримся, дорогие мои, в историю Родины нашей, где дни духовного благоденствия жизни в Боге сменяются духовным обнищанием во время нашего отпадения от Правды Божией, всмотримся, чтобы извлечь соответствующие уроки назидания.

А кто мы? Каждый сам должен ответить себе на этот вопрос. Что мы – званые, это очевидно, но вот верующие ли? Осмелимся ли, дерзнем ли отнести к себе апостольское слово: «Ибо вы тверды в вере, это составляет нашу радость апостольскую, которая перекликается с радостью вашею»? Дорогие наши, ведь можно числиться среди верующих, под общим их именем, но без веры. Можно ходить в церковь, но оставаться вне ее, и тогда двери Царства Небесного будут закрыты перед нами. «Не вем вас», – скажет Господь.

Ведь если мы не думаем о вере, словно и нет ее, то мы в среде отказавшихся. Кое-что знаем о вере, но живем в бестолковом кружении, иногда вздыхая и ахая, но не хотим решительно вырваться из оков неправды; мы еще в одежде порока. А святитель Феофан Затворник говорит нам так: Если ты веруешь, разбери, сообразны ли с верою чувства твои, дела твои, одеяние души, ради которых Бог видит тебя брачно или небрачно одетым. Можно знать веру хорошо и ревновать по ней – а в жизни работать страстям, одеваться в срамную одежду души грехолюбия… На языке: «Господи, Господи»! – а внутри: имей мя отречена.

Сам собою встает вопрос пред каждым из нас и перед всеми нами вместе: так кто же мы? Кто же мы?

Други наши! Будем возделывать души свои, будем почаще отвечать себе на вопросы: Есть ли у нас живая вера во Христа? Творим ли мы дела для Бога, ради Бога и во славу Божию? Или работаем страстям и самости своей? Исправляем ли, очищаем ли жизнь свою сообразно заповедям Христовым? Есть ли в нас ревность и решимость быть со Христом вовеки?

Эти благочестивые размышления чаще должны касаться струн нашей души и сердца, чтобы все евангельские притчи, а их много, растрогали нас и заставили глубоко призадуматься над истинным смыслом жизни, особенно в нынешнее смутное время, в наши тревожные дни.

Можно много говорить, можно пытаться давать объяснения обстоятельствам жизни, но по всему очевидно, что мы с вами вошли в апокалиптическое время. И когда мы будем напоминать себе об этом, тогда неотступно будем стоять на страже души, проверяя, в брачной ли мы одежде или в срамном одеянии грехолюбия.

Поспешим же на зов Божией любви. Потрудимся, чтобы быть не только зваными, к числу которых мы уже принадлежим, но и избранными, ради чего мы и живем на земле. Так будем стремиться, дорогие наши, стать наследниками нескончаемой радости вечной жизни с Богом.

Аминь.

19 августа (1 сентября)1991 г.

 


Проповеди на праздники:

Наверх