Слово в Навечерие Богоявления. Зачем крестился Христос и о Богоизбранности
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Светел праздник Богоявления. Трисолнечный Свет, просиявший некогда над Иорданом, просвещает сердца христиан познанием чистоты и святости, высочайшей истины и вечной жизни. Явлением Отца и Сына и Святого Духа совершилось Крещение Христово и явилась благодать Божия, спасительная для всехчеловеков (Тит.2:11). В этом главная суть этого праздника как Богоявления.
Зачем погружался в речные воды Воплотившийся Сын Божий? Зачем крестился Пречистый Богочеловек? Нужна ли была Ему еще какая-то чистота, какое-то прощение былой или врожденной греховности, как тем толпам, которые спешили креститься от святого Иоанна Предтечи?
Святитель Григорий Палама говорит: «Христос даже и как Человек не нуждался в очищении – как рожденный от непорочной Девы и в течение всей жизни непричастный греху. Но ради нас Он родился и ради нас очищается. Господь от Себя перестроил Иоанново крещение, таинственно внедрив от Себя в это крещение приснотекущий источник благодати», то есть преемствующее ему церковное Таинство Крещения. А как писал о Христе святой Игнатий Богоносец: «Он… крестился для того, чтобы… очистить и воду» (для нашего Крещения). Освященная Телом Господним, вода приобрела способность перерождать, освящать, духовно воскрешать людей. Величайшей ценою оплатил Иисус Христос это дарованное человечеству Таинство, ибо схождение Спасителя в воды было образом грядущей смерти Его.
А вот как толкует события Богоявления святитель Николай Сербский: «Христос погружается в воду не для того, чтобы очистить Себя, но для того, чтобы символически потопить ветхого человека. Своим погружением в воду Он мысленно повторяет всемирный потоп во времена Ноя и потопление фараона и его египетского войска в Чермном море. При всемирном потопе утонуло грешное человечество, в Чермном море утонул фараон, враг Бога живаго. Христос взял грехи людей на Себя. Добровольно Он согласился потопить Себя вместо грешного человечества; добровольно Он принял на Себя судьбу потонувшего фараона, врага Бога живаго. Он погружает в воду Свое тело словно полагает его во гробе. Он погружается в воду на мгновение, а потом восстает и выходит из воды. Этим Он повторяет тот страшный урок, который Бог дал людям, потопив грешников во времена Ноя и потопив фараона в Чермном море. Этим Он видимым образом, но безмолвно говорит то, что позднее сказал словами ученому начальнику иудейскому Никодиму, а именно: Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (Ин.3:3). А свыше еще в жизни сей может родиться тот, кто умрет для ветхого человека, или, иначе говоря, в ком умрет ветхий, грешный человек. Тот, кто погрузится со своим грехом, а восстанет чистым от греха. Кто погрузится плотию как плотской человек, а восстанет духом как духовный человек. Кто погребет себя со Христом в крещении, как во гробе (Кол.2:12). Кто потопит гордость, непослушание, себялюбие и всякую нечистоту ветхого, грешного человека, воздвигнет же смирение и кротость, послушание и любовь. Кто умрет для себя, оживет же для Бога. Одним словом, кто похоронит себя как грешник и вновь родится как праведник – тот последует примеру, который Христос подал ему Своим крещением в водах иорданских».
Пришествие в этот мир обещанного Богом через пророков Спасителя началось в день Рождества – но окончательно осуществилось в день Богоявления, когда Бог Отец перед всеми явил Божество Христа – Своего Предвечного Сына, ставшего ради нас человеком. То есть этот праздник можно назвать праздником Христа как Бога, в отличие от праздника Обрезания Господнего – Христа как человека, хотя и различая, но не разделяя в Нем Божества и человечества – двух природ, но не двух Сынов. Потому-то в первые новозаветные века Церковь праздновала Рождество Христово и Богоявление в одно и то же время и все вместе нередко называлось Богоявлением.
Для чего пришел в мир Спаситель? Чтобы уготовить Себе народ Божий. Об этом воссоздании и возрождении народа Божиего говорит и апостол Павел в тех двух отрывках Послания к Титу, которые будут читаться на утрене Богоявления.
Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит.2:11–14) …банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни (Тит.3:5–7).
Очистить Себе народ особенный. Как? Водой и Духом.
Почему вода символизирует очищение? На первый взгляд, ответ очевиден, потому что она смывает с тела грязь. Отчасти это действительно так – но для людей древнего мира не это было главным в символике водного погружения. Прежде всего вода для них символизировала смерть.
Вода в небольших количествах необходима для жизни – но она же в виде озера, реки или моря издавна внушала людям страх. Ведь человек не может жить под водой; а погрузившись в нее всего на несколько мгновений дольше положенного, он рискует больше никогда не вынырнуть на поверхность. Поэтому «погрузиться в воду» можно перевести с языка символов как «утонуть» или «умереть».
И так же, как богоизбранный народ, прежде чем вступить сначала в пустыню Аравийскую, а затем и достигнуть земли обетованной, должен был сначала пройти через огромную общую смерть – Красное море – чтобы окончательно умереть для прошлой рабской жизни у котлов египетских и словно родиться заново для наследования обетованной земли Палестины.
И потому совсем не случайно на Великой Вечерне в сочельник Богоявления мы с вами услышим в храме чтение Книги Исход – той ее части, где повествуется об исходе из Египта. Ибо и Крещение Господне есть начало нового исхода, теперь уже всего человечества – из духовного Египта в обетованную землю вечного Царствия Божия через проповедь Христову и Таинство Святого Крещения в основанной Христом Церкви.
И точно так же, как в дни Исхода Бог не только выводил народ Свой из рабства, но и собственно завершал создание этого народа – так же и новозаветный Исход, Крещение Господне, становится подлинным началом призыва и создания нового, обновленного и возрожденного народа Божиего, в который отныне входит не одна лишь племенная общность, но все без исключения люди, верующие в Истинного Бога-Троицу.
О том, что народу Божиему предстоит быть созданным заново, предупреждал людей Креститель-Предтеча: Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: …Сотворите достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Лк.3:7–8).
Такими в прошлом бесчувственными и бездушными камнями, а теперь по милости Божией оживотворенными и соединившимися по усыновлению с потомками Авраама – народом Божиим, через несколько лет стали язычники, отвергшие мрак язычества и присоединившиеся к новозаветной Церкви. Это и наши с вами предки, дорогие братья и сестры, некогда обратившиеся ко Христу вслед за святым равноапостольным Владимиром Киевским!
Именно так – как своего рода новое сотворение мира и новое призвание избранного народа – толкуют события Богоявления и православные святые. Вот, например, что говорит об этом святитель Димитрий Ростовский в своем Слове на Богоявление Господне: «Празднуя Богоявление Господне на водах Иорданских, припомним, что Господь Бог наш и прежде являлся над водами для того, чтобы сделать различные дивные дела. Так когда Он явился над водами Чермного моря, то “глубины скрыли все дно”, и провел Своих людей посуху. Когда в ковчеге переходил через Иордан, то возвратил вспять воды этой реки, Иордан, – сказано, – обратился назад (Пс.113:3). Наконец, вначале, когда Дух Божий носился поверх воды (Быт.1:2), Бог создал небо, землю, птиц, зверей, человека и вообще весь видимый мир. И ныне над водами иорданскими является Бог единый в Троице, Отец – во гласе, Сын – во плоти, Дух Святой – в виде голубя. Что же Он производит в этом Своем явлении? Он созидает новый мир, и все обновляет, как и в предпраздничном тропаре, сделать новый мир, отличный от первого».
Итак, дорогие мои, празднуя Крещение Господне, мы не только вспоминаем о некоем событии, происшедшем на берегах Иордана две тысячи лет назад. Мы с вами и наши общие предки, как и все человечество, подобно народу еврейскому во времена Авраама и Моисея, из разрозненных племен, не знающих Истины и прежде словно овцы без пастыря, духовно родились как единый народ, Церковь, Христова семья – некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы (1Пет.2:10), стали избранным народом Божиим.
Несомненно, это событие – длящееся по сей день, ведь призыв Господа стать народом Божиим по-прежнему обращен ко всему человечеству – достойно всяческого ликования и торжества. Но, радуясь своему призванию и тому, что мы ответили на него, – необходимо задуматься вот еще о чем.
А что это такое – избранность? Что значит – быть народом Божиим?
К сожалению, многие люди уверены, что «род избранный» – это некие привилегии, превознесенность над всеми прочими людьми-«нечестивцами». Некоторые такие «избранники» очень гордятся своей «избранностью», своим Православием и внешним благочестием – «отстаиванием» всех служб, соблюдением всех праздников и связанных с ними обрядов и обычаев… Они никогда не пропустят Великого освящения воды на Крещение и непременно наберут ее как можно больше, чтобы каждое утро непременно начинать со вкушения «святой водички», – но при этом совсем не по-христиански презирают тех, кто живет иначе, кто еще не пришел в Церковь или вовсе не верит в Бога.
Проблема эта далеко не нова, именно так понимали свою избранность и многие иудеи в ветхозаветные времена. Подобно современным «благочестивцам», они также усердно соблюдали все религиозные обычаи – вот только воспитывать при этом свою душу словно забывали. Из этого пренебрежения подлинной жизнью в Боге и замены ее на обрядоверие, из этой гордыни и превозношения своей «избранностью» и родился впоследствии столь горький плод, когда самые «усердные в благочестии» священники, фарисеи и их последователи из народа не захотели узнать в смиренном сыне плотника – обещанного Богом Спасителя… Сам же Бог еще до Своего Воплощения не раз открыто и прямо высказывал через пророков Свое отношение к подобному ложному и горделивому благочестию:
Новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть, беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя, они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову… Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас (Ис.1:13–17, 19–20).
Да, дорогие мои, избранность и призвание – это, прежде всего, не привилегии, а обязанности. Это – большая ответственность. Помните, что говорит апостол Павел в Послании к Титу, отрывки из которого мы будем читать на Богоявление? Господь в Крещении своем не просто так призывает Свой народ, но хочет очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам… чтобы мы жили целомудренно, праведно и благочестиво (Тит.2:14 и 12). Об этой праведности – не внешней, но внутренней – как главной обязанности избранного народа Божия единогласно говорят и пророки Ветхого Завета, и апостолы Нового: Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго… чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр.3:12–14).
Без этого воспитания собственной души и собственного сердца по заповедям Господним немыслимо наше личное спасение, сколько бы служб мы ни отстояли и сколько бы литров крещенской воды ни выпили – но дело не только в этом. Своей праведностью, светом своей подлинной жизни в Боге мы должны являть Христа тем, кто еще не верит в Него, помогать им также услышать Божественный призыв и ответить на него, войти из неверия или язычества в народ Божий. Об этой цели избранного народа говорит нам и Ветхий Завет, и Новый: Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1Пет.2:9).
А как же нам тогда следует относиться к отпавшим чадам народа еврейского, но и просто к неверующим, и к людям иных вер? Да, они пока не со Христом – но точно так же и мы с вами или наши предки когда-то были далеки от Него, может быть, даже озлобленно отрицали Его… Однако Господь не переставал обращать к нам Свой призыв, и однажды мы все же услышали Его голос – а значит, точно так же могут в конце концов услышать Его и эти отпавшие или пока не пришедшие к Нему люди. Они ничем не хуже нас – а мы ничем не лучше их. Мы просто счастливее, потому что уже вошли в народ Божий – а они все еще ищут путь к Богу, возможно, сами того не осознавая. И наш долг – не насмехаться над ними, не презирать их и тем более не ненавидеть, а с братской и сестринской любовью помочь им найти этот путь и также войти в радость Господа Своего. Помочь не одними лишь правильными словами, вычитанными из книг – но, прежде всего, на деле являя им радость и чистоту праведной жизни во Христе на собственном примере. В этом мы должны уподобиться Спасителю, приводящему все падшее человечество к купели покаяния и возрождения в Крещении во имя Святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа – Единого Бога, Которому слава во веки веков.
Аминь.