Слово в Навечерие Богоявления, перед освящением воды. О Крещенской воде

Слово в Навечерие Богоявления, перед освящением воды. О Крещенской воде

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Благословение Иорданово принимаем мы сегодня. Та же священная вода, которая некогда облегала Пречистое Тело Спасителя, освящаемая от Него, вскоре предстанет перед нами, станет нашим достоянием. Вся Церковь ныне призывает Дух Божий сойти на воды, преобразить их благодатной Троической силой. Крест Христов погружаем мы в нашу Иордань, чтобы сбылось для нас слово пророческое: В радости будете почерпать воду из источников спасения (Ис.12:3).

«Великой агиасмой», великой святыней именуется и является вода, освященная в торжественный день Крещения Господня. Это чудо, проверенное историей, длящееся сквозь годы и века, знакомо каждому христианину. Богоявленская, или Крещенская, вода в отличие от любой другой не застаивается, не портится, не утрачивает своей целебной силы, если хранить ее в чистоте и с благоговением. Об этом мы встречаем свидетельства еще из христианской древности, например, от святого Иоанна Златоуста, из IV века. Никакой земной наукой не объяснить эти свойства чудесного дара Божия.

Даже в простой воде заключена тайна, так много значения придал ей Премудрый Творец, сделав ее одной из главных основ земного мира. До того, как я возглавил Омскую митрополию, мне Господь судил возглавлять Русскую Церковь в Средней Азии. «Вода – это жизнь», – говорят на Востоке, где знают цену животворящей влаге. Создание восточного искусства – Бахчисарайский фонтан показывает, какая красота заключена в одной единственной капле воды, которая, переливаясь из чаши в чашу, отдает нашим взорам все свое сияние и свежесть. Вдохновенным гимном воде звучат слова священномученика Ипполита Римского: «Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья, умягчает маслину, услаждает пальму, украшает розу, испещряет цветами фиалку, питает лилию в прекрасной оболочке. Но ни к чему говорить много. Без воды ничто из видимого нами живого не может существовать». И это сказано об обычной воде. Что же сказать о воде Иорданской, освященной когда-то Пречистым Христом, сочетавшейся с сошедшим на Его Пречистую плоть Божественным Духом, оглашавшейся гласом Небесного Отца? Воде, ныне освящаемой Тем же Святым Духом по молитве священников, народа и, лучше сказать, всей Церкви?

Видимые источники водные – лишь капли из всеобъемлющего океана благости Небесной. Одно из великих наименований Бога Всевышнего – Источник жизни. По пророчеству, Христос, Сын Божий пришел к нам как дождь, как дождь оросил землю (Ос.6:3). Спаситель явился, чтобы даровать нам зримые и незримо текущие в душах источники воды живой. Проникая в тайну крещенской влаги, в таинство «великой агиасмы», святитель Григорий Палама говорит: «Вместе с Собою Христос внедрил в воду благодать Святого Духа, которую привлек свыше, чтобы для крещаемых в воде находился Сам Он и Дух Его».

Бесценное сокровище церковное, дарованное Господом, представляет собою богоявленская вода! И с великим благоговением относится Церковь к этому дару Божию. Крещенская агиасма употребляется в важнейших священнодействиях – при освящении Патриархом мира для Таинства Миропомазания, при освящении антиминсов, на которых совершается Божественная Евхаристия. Богоявленской воды приобщаются те, кто по какой-то причине не может причаститься Животворящих Христовых Таин или больные. Вкушению «великой агиасмы» должны предшествовать пост и молитва; в прежние времена для этого существовал особый богослужебный обряд. Сегодня священнослужители, приобщившиеся за Литургией Тела и Крови Господних, не запивают Святых Даров до совершения великого водоосвящения. Со страхом Божиим нужно обращаться к благословенным водам, не случайно и поныне именуемым Иорданскими.

Но то ли мы видим из года в год вокруг нашей Иордани? Будто бы не кроткие овцы Христовы собрались здесь, а стая хищных волков устремилась на добычу. Распихивая ближних локтями, нередко с бранью и руганью, громыхая трехлитровыми баллонами и канистрами, рвутся первыми захватить, «урвать» себе святой воды. Так ли надо приближаться к святыне Божией, так ли надо брать ее? Что сказал бы суровый подвижник святой Иоанн Креститель, если бы увидел подобную толпу у вод Иордана? Даже «порождения ехиднины» – фарисеи шли к нему, соблюдая внешнюю благопристойность. Так не отогнал ли бы прочь Предтеча Господень тех, кто с вопиющим бесстыдством ломится к великой святыне? Кажется, ничему не научило людей даже жуткое происшествие, бывшее в Средней Азии в одном году, когда толпа вокруг Иордани насмерть задавила пожилого человека и по телу его безумцы продолжали рваться за «водичкой»! Чтобы сохранить хоть какой-то порядок, мы были вынуждены на праздник Крещения вызывать милицейские наряды, и вот на глазах у милиционеров-мусульман совершалось это позорище, перед ними предавалось поруганию высокое имя христианское! А на самой Иордани из-за толкучки больше проливают святой воды, чем уносят с собой. Ногами попирают дар Божий! Принесет ли пользу, пойдет ли во исцеление души и тела освященная вода тем, кто захватил ее без страха Божия? Нет, им грозит гнев Господень, ибо то, что они делают, кощунственно.

К чему это дурное греховное стремление – взять воду первым? Иордань отличается от Силоамской купели, в которой исцелялся успевший попасть в нее первым после возмушения в ней воды Ангелом время от времени, отличается, как Новый Завет от Ветхого, – и мнение о «первой силе святыни» есть неразумное суеверие. Всещедрый Христос всем изливает равную благодать. Сила Крещенской воды не меняется в зависимости от того, возьмут ее позже или раньше, – лишь бы подходили к ней благоговейно. Можно сказать и больше, здесь «последние становятся первыми». Несомненно, великая святыня принесет больше всего пользы, утешит души и уврачует тела тех, кто смиренно выждет время и придет за ней с молитвой, не оскорбляя и не тесня по пути своих братьев и сестер о Господе.

Благочестивый человек готовит себя к принятию дара Божия, чтобы быть достойным его. Часто ли мы можем увидеть такое среди тех, кто с утра занимает очередь за «водичкой» и больше ничего знать не хочет? Благочестивый человек участвует в богослужении, предшествовавшем освящению воды, вместе с другими верующими идет Крестным ходом на Иордань с пением радостных праздничных молитв. Он не станет прежде других рваться к святыне – или подождет с христианским терпением, или вернется к Иордани в другое время, когда вокруг не будет толпы. Ему не нужно набирать «великую агиасму» ведрами и канистрами, он знает, что благодатная сила святыни не зависит от количества. А когда наконец он принесет богоявленскую воду в свой дом, то поставит ее на почетное место, у святых икон. Он не станет добавлять ее в пищу и питье, как делают невежды-суеверы (безумие подливать в земную пищу воду, освященную Духом!), нет, он приступит к ней как к драгоценному Небесному лекарству, после поста и молитвы. Такому Господь непременно ниспошлет благодать Свою, в час болезни или горя, испытания или искушения несколько капель «великой агиасмы» излечат душевные раны и телесные недуги христианина.

Среди толпящихся сейчас у Иордани есть такие, что появляются в храме только на Крещение – «за водичкой» (да еще, может быть, на Пасху, «посвятить куличи»). Да услышат они о себе горькую правду – они еще не христиане, они далеки от вечной жизни и надежды на Царство Небесное. Цепляться только за внешность таинственных проявлений Духа, не проникаясь всей полнотой благодатной жизни Церкви и учением Христовым, – это отрыжка мертвого материализма, это детсткое состояние магизма, шаманство над святыми вещами. И даже в зримых проявлениях духовности эти «посетители Крещения» не понимают того, что богоявленская вода – сила великая, но не величайшая. Можно спасти свою душу, и не употребляя «великой агиасмы», но, по слову Самого Господа, без Причастия Тела и Крови Христовых не спасется никто. А это величайшее Таинство совершается в наших храмах ежедневно. Каждый может, очистив свою душу покаянием, в любой день приступить к Животворящим Таинам, во здравие и освящение души и тела, а главное – в жизнь вечную, а вечная жизнь – это жизнь со Христом. Вечность без Христа – ад.

Как писал святой Николай Кавасила: «Жизнь во Христе зарождается в здешней жизни и начало приемлет здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем того дня… и местом для приготовления всего этого служит нынешняя жизнь, и у кого не будет сего прежде отшествия [из этого мира], у тех нет ничего общего с той жизнью». И жизнь эта обретается в Таинствах Церкви – в Крещении, Миропомазании, Причастии и других, которые мы, принимая с покаянием и молитвой, и с исправлением наших нравов, с совершением добрых дел, становимся причастниками этой жизни и после смерти переходим в нее как уподобившиеся ей. Итак, нужно соединиться с этой жизнью Духа еще перед смертью, потому что после нее, в вечности, эту жизнь Духа ничто не вложит в нас. После смерти нет покаяния, но только Суд над душой и воздание.

Но знают ли об этом те несчастные, которые все надежды возлагают на «водичку» и так рьяно стремятся только к ней? А главное – хотят ли знать?

Вода благотворна. Но был в истории час, когда водная стихия сделалась страшной для всего человечества. Древнейшие люди развратились настолько, что Всевышнему Создателю уже нечего было ждать от этих беспробудных рабов диавола. Тогда потоп водный пришел на землю… и лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле (Быт.7:6, 21).

Только сохранивший верность Богу праведный Ной со своей семьей был спасен от бедствия, и так продолжился род людской. Знамением милости и надежды Бог явил избраннику Своему Ною радугу: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением завета между Мною и между землею (Быт.9:13).

Надежда древних праведников исполнилась, когда пришел к нам, как дождь (Ос.6:3), Всемилостивый Христос – и словно бы радуга Царствия Небесного вспыхнула перед духовным взором человечества. Не губительная стихия потопа, а животворящие волны благодати заполнили мир. Крещением Христовым освятились воды – явилась «великая агиасма», способная очищать не только телесную скверну, но и внутреннюю грязь человеческих душ. «Земля освятися Рождеством Твоим Святым, Слове, ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещуся». Господь омывает с людей в церковном Таинстве Святого Крещения клеймо прародительского греха, освобождая их волю для возвращения в Царство Небесное. Но увы! И в обновленном Спасителем мире множество людей своевольно подчинилось не Небесному Отцу, а обольстителю – диаволу.

Являя святому Ною знамение радуги, Всевышний обещал, всемирного потопа больше не будет. Этот мир кончится иначе: земля и все лукавые дела на ней сгорят в огне. Пренебрегая даром Божиим, грешники упрямо разжигают в себе это адское пламя, приближая тем самым время всемирного пожарища, время Страшного Суда Божия.

Сами стихии природы, обрекаемой нами на заклание, восстают против умножения грехов человеческих. Незадолго до кровавого торжества большевиков-богоборцев, когда умножились в русском народе беззакония, праведный Иоанн Кронштадтский наблюдал грозные природные явления: «Вся природа и все стихии постоянно оскверняются человеческими грехами и лукавыми духами. И потому является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих зараженных стихий, – благо на это Церковь имеет от Бога власть и силу. Не замечаете ли, что особенно в нынешнее время что-то неладное творится в подлунном мире, то есть у нас на земле? То – совершенное беззимье и идут дожди, когда им не надо быть, или расстилаются вредные туманы, или чуть выпадет глубокий снег – и вдруг его растопляет южное веяние. То и дело смена явлений в природе, неподходящая ко времени года. А отсюда сколько острых болезней, сколько умирающих внезапно или очень скоро? Слабые телесно или даже и сильные организмы падают в борьбе с таким вредным непостоянством в природе. Конечно, она изображает наше непостоянство, нашу неверность Богу, и наказывает нас за это».

Не только подобные, но и гораздо худшие картины мы наблюдаем повсюду в наши дни. Времена года и климатические пояса словно смешались, то и дело приходится слышать: «Погода сошла с ума!». Дождь и туман бывают не просто вредоносны – мы знаем о «кислотных дождях» и «радиоактивных туманах». Эпидемия следует за эпидемией; появились болезни прежде неслыханные; здоровье народа сделалось гнилым; даже среди молодых редко встретишь вполне здорового человека. Хваленый научно-технический прогресс, сведенный к гонке за материальными благами, принес жуткие плоды. Мы дышим болезнетворным воздухом, пьем отравленную воду, едим ядовитую пищу. Живительное «естество вод» мертвеет – умирают реки и моря, в них уже нет жизни для рыб и растений. Все это кара за наши умножающиеся грехи, предвестие худших бедствий!

В мире и согласии с природой может быть только тот, кто живет духовной жизнью, а не насилует землю скотским потребительством. Только тот, кто в мире с Создателем всего существующего – с Господом Богом, может быть в согласии с Его творением.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Благорастворение воздуха, чистота воды, изобилие плодов земных, здоровье и долголетие – все это будет даровано нам, только если мы покаемся и возвратимся ко Господу, последуем святым заповедям Его, перестанем осквернять землю своими пороками и жадностью, а понесем в мир доброту и любовь.

Святой прозорливец, праведный Иоанн Кронштадтский в свое время провидел надвигающуюся на Русь богоборческую чуму и предостерегал народ, но его не послушали. Дабы и нам не впасть в пагубу, ныне вместе с кронштадтским пастырем вдумаемся в смысл совершающегося на наших глазах великого таинства и присоединимся к святым его молитвам: «Что значит Крестный ход на Иордань? Это не простое, хоть и великолепное действо. Церковь не занимает никого праздными зрелищами; она совершает святой обряд, вызываемый потребностью самой природы, или естества стихий – воды и воздуха, растлеваемых непрестанно злобою человеческой, – и нуждами самих людей, живущих на отравленной грехами земле. Гряди же, гряди, Церковь Божия Святая и освящающая всех и все, гряди на воды – и освяти их вместе с воздухом данною Тебе от Бога благодатью, и очисти и оздорови их; даруй нам в окроплении и питии освященной воды очищение и освящение!».

Богу же нашему слава во веки веков.

Аминь.

Наверх