Слово в храме Всех святых в Страсбурге
Ваше Превосходительство, господин мэр! Ваше Высокопреосвященство, господин архиепископ! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Сегодня произошло историческое событие для православных людей, живущих в Страсбурге: освящен первый православный храм, ибо до этого, как было справедливо отмечено, наша община молилась в помещениях, не приспособленных для совершения богослужений. Поэтому, когда совершилось освящение, в первую очередь была вознесена благодарственная молитва Богу, а затем прозвучали слова благодарности в адрес тех, кто трудился, созидая храм Божий, в том числе Вас, господин мэр, властей Страсбурга, Преосвященного архиепископа, — всех, кто своим доброжелательным отношением и молитвами поддержал это святое дело.
Сегодня, в пятое воскресенье после православной Пасхи, за Литургией мы читаем отрывок из Евангелия, где говорится о самарянке, которая встретила Иисуса Христа у колодца (Ин. 4:5-42). Самаряне отличались от иудеев, в частности, тем, что местом для поклонения Богу считали гору Гаризим, которая находилась рядом с их селениями, а иудеи, как известно, возносили молитвы к Богу в Иерусалиме. И когда самарянка, общаясь с Иисусом Христом, поняла, что этот Человек — не от мира сего, она задала Ему самый главный вопрос, который волновал ее и все ее племя: где же нужно молиться Богу, в Иерусалиме или здесь, на горе Гаризим? И Господь ответил неожиданным для нее образом — Он сказал, что нужно молиться в духе и истине, а значит, можно молиться в любом месте.
Что же такое молитва в духе? О каком духе здесь идет речь? О наших душевных силах? Мы знаем, что их не хватает на самые простые вещи. Человек стремится обеспечить свою жизнь, повысить ее качество, улучшить взаимоотношения вокруг себя — есть огромное количество целей, на которые он тратит свои душевные силы. Поэтому Господь, отвечая женщине, имел в виду не ее душевные силы — Он имел в виду силу Духа Божия. Человек не может обращаться к Богу и достигать славы Божией, если опирается только на собственные силы.
Однако это утверждение идет вразрез с основным целеполаганием современной цивилизации, декларирующей, что человек может все, что он — главная сила и никаких других сил нет. Господь говорит: да, сила, но сила, которая не может достигнуть Меня без Моей воли и без Моего участия. И нашу молитву Бог слышит тогда, когда она в силе духа, когда Его Божественным Духом мы укрепляемся.
Многие святые люди всю свою жизнь посвящали тому, чтобы вырасти в Духе, укрепиться в Нем, и достигали огромных духовных высот. Часто для этого они удалялись от мира, уходили в пустыню и действительно становились великими святыми, имевшими огромную силу духа.
А что же делать нам, простым людям? Мы живем в условиях современной цивилизации, перед нами — огромное количество житейских проблем. Многие из тех, кто сегодня стоит в храме, уже после обеда об этом забудут и полностью погрузятся в проблемы, которые им предстоит решать. И как тогда возрастать в силе? До первого посещения супермаркета, где цели сразу приземляются и о всяком духе человек забывает? Поэтому в нашей современной, технологически развитой цивилизации нам нужны места, где человек мог бы почувствовать свою близость к Богу. В России мы это очень хорошо поняли. Вы знаете, что за время господства атеистической власти было разрушено большинство храмов и многим казалось, что никакой духовной жизни в России вообще не будет. Сегодня я хотел бы сказать, что мы открываем в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, по три храма за 24 часа. И не от того, что у нас очень много денег и мы не знаем, куда их потратить, — наш народ, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял: без Бога ничего не получается.
Все силы великой супердержавы, которая называлась Советский Союз, были брошены на то, чтобы построить счастливую жизнь без Бога. Все силы — политика, культура, наука, армия — работали на достижение этой цели. Но не получилось! Мы как народ вынесли очень большой урок: без Бога невозможно построить счастливую жизнь. Потому мы и строим по три храма в сутки и верим, что и на Западе, где, может быть, картина несколько иная, настанет время, когда люди снова осознают необходимость того, чтобы духовная жизнь становилась все интенсивнее.
Мы с большим уважением относимся к трудам Папы Франциска, католического епископата и внимательно наблюдаем за духовным состоянием Западной Европы. Мы солидарны с вами в ваших трудах, и я полагаю, что мы должны совместно умножать наши усилия на пути свидетельства о Христе распятом и воскресшем. Очень надеюсь, что этот храм, который будет домом молитвы для православных людей, также станет местом встречи с католической общиной, местом диалога, столь необходимого для христиан, которые сегодня живут в условиях секуляризированной цивилизации.
Хотел бы еще раз поблагодарить Вас, уважаемый господин мэр, за Ваше доброе отношение и за Ваши слова, а также Вас, господин архиепископ, и всех жителей Страсбурга за положительное отношение к строительству русского православного храма. Хотел бы также выразить особую благодарность тем православным, кто потрудился для строительства сего святого храма, особенно настоятелю отцу Филиппу.