Слово в храме города Филадельфия,1907 г.
Храм ваш, братья, посвящен одному из святых апостолов – Андрею Первозванному, и это обстоятельство дает мне повод перенестись мыслью ко временам апостольским, к тем Церквам, которые существовали при апостолах. Одна из этих Церквей была соименная вашей – Филадельфийская, и о ней было сказано некогда Богом чрез тайнозрителя – Иоанна: вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сборища, из тех, которые говорят о себе, что они иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими и познают, что Я возлюбил тебя; держи же, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр.3:8–9,11).
Некоторые из сих проречений могут быть приложены и к вашей Церкви, братья, и желал бы я, дабы исполнились и на вас обетования, высказанные Богом о древней Филадельфийской Церкви.
«Отворил Я дверь пред тобою, и никто не может затворить ее». Около десяти лет тому назад в вашем граде впервые была открыта дверь благовестия православной веры: небольшая горстка людей из Австрии познали здесь правую веру. Гонимые сродниками своими по плоти, оставшимися в прежней вере, они образовали свою церковную общину и наняли небольшое помещение для совершения богослужений, но их было мало и не было у них своего душепастыря, который бы оберегал их и наставлял в Законе Господнем; казалось, что искра, только что загоревшаяся, сейчас же потухнет, и враги готовы были уже торжествовать свою победу. Но Бог не дал погибнуть правому и святому делу. «Вы сохранили слово терпения Его, за то и Он сохранил вас: в годину искушения» прибыли в ваш град люди из святой великой России – моряки, которых корабли строились здесь; своими жертвами и соучастием с вами в молитвах они ободрили, поддержали вас и много помогли вам. Вскоре явился у вас и свой душепастырь, собравший ваше стадо воедино, умноживший его и приобретший настоящий храм. Так была открыта в сем великом граде дверь для благовестия православной веры, и никто уже не может затворить ее, как бы ни старались о сем враги ваши.
Правда, и теперь еще «не много вы имеете силы» и слабы по сравнению с противниками своими, но важно то, что, невзирая на слабость свою и недостатки, все же вы «сохраняете слово Божие, не отрекаетесь» от веры православной; «держите же то, что имеете, дабы кто не восхитил венца вашего», и тогда, верим, что и на вас исполнится обетование Божие о том, что окружающие вас люди, родные вам по плоти и по прежней вере, те люди, которые тоже о себе говорят, что они православные, но не суть таковы, а лгут, – что эти люди со временем придут еще к вам и соединятся с вами. Сие буди и буди!
Но чтобы вам, братья, привлекать к себе других и располагать, дабы они приняли веру вашу, надлежит самим вам не только исповедовать усты своими правую веру, но и жить право по вере вашей. К сожалению, нередко «имя Божие хулится» из-за нашего худого жития, и мы, называясь правоверными, поступаем иногда хуже неверных.
Вот град ваш носит название Филадельфии, что означает «братолюбие». Сим как бы дается вам, жителям оного, особый завет братской любви жить в мире и согласии. И подлинно, се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе (Пс.132:1). Но скажите, где у вас эта братская любовь? Всему миру известна «славянская рознь» и русская, а здешние люди дают еще одно лишнее подтверждение такой розни. Раздоры между православными и униатами, между русскими из России и русинами из Австрии, между галичанами и угроруссами, между «москалями» и украинцами – как часто это водится здесь, и как о сем чуть ни ежедневно печатается! И видя, «как вы снедаете брат брата», кто пойдет к вам? Кто примет веру вашу, когда она «без добрых дел мертва?» Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением и кротостью; но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь тем, что вы содержите правую веру, и не лгите на истину (Иак.3:13–14). «Не срамляя вас, сие пишу, но яко чада возлюбленная наказуя». В недалеком будущем вы собираетесь приступить к созданию у себя более обширного и благолепного храма. Берегитесь же, чтобы и в это святое дело не внести раздора, а напротив, отложив всякую злобу, зависть и злословие, и очистив души к нелицемерному братолюбию, к любви от чистого сердца, и сами, как живые камни, устрояйте из себя храм духовный и народ святый, призванный к тому, чтобы и другим, неведущим, возвещать чудный свет истинной веры Христовой (см. 1Пет.1:22; 2:1,5,9).