Слово в храме благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском г. Москвы. 2019 г.

Слово в храме благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском г. Москвы. 2019 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 18:18-27) есть слова, требующие особого толкования. Мы слышали, как некто подошел к Господу и Спасителю и спросил: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Но Спаситель не отвечает на вопрос прямо, а говорит: «Почему ты называешь Меня благим? Благ только Бог». Казалось бы, ничего такого, что требовало бы особого осмысления. Но как бы эта фраза звучала на современном русском языке? Если открыть толковый словарь Даля, лучший из существующих, мы увидим, что синонимом слову «благий» является «добрый». А теперь давайте вместо «благий» поставим слово «добрый» и осознаем всю глубину и сложность текста: «Учитель добрый! Что мне сделать, чтобы спастись?» И Учитель отвечает: «Почему ты называешь Меня добрым? Добрый только Бог».

Каждый может спросить: почему же только Бог добрый? Разве в мире нет добра? Разве в сердцах людей нет добра? Конечно же, добро есть! Почему же Спаситель именно так отвечает на этот вопрос? В чем здесь дело? Если бы повествование заканчивалось на этой фразе, вряд ли кто смог бы правильно его изъяснить. Но далее Господь говорит, что нужно делать, чтобы иметь жизнь вечную: не прелюбодействовать, не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать, почитать отца и мать. И напоминает: «Это же заповеди, которые ты знаешь, так почему же ты Меня спрашиваешь?»

Здесь важно ясно уразуметь следующее. Действительно, только Бог добр в абсолютном смысле слова. Но Его благость отображается в природе человеческой, и человеческая природа по милости Божией расположена к совершению добра. У каждого человека есть свобода выбора, но вместе с тем и некое особое отношение к добру. Совершает человек добро часто или редко, или даже вовсе не совершает, — понятие добра не исторгается из системы ценностей, в которой он живет.

Сегодняшнее повествование еще раз убеждает нас в том, что добро, которое принадлежит Богу, благость, которая присуща природе Божества, есть ценность, достижимая для человека. И Господь говорит, что необходимо, чтобы достичь этой высоты, чтобы стяжать благо, то есть добро, которое само по себе имеет Божественную природу. Он перечисляет общеизвестные заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, то есть стань на путь, который тебе предлагается Словом Божиим. В этом и заключается сила Божественного откровения: Господь не только представляет нам идеал, достигнув которого, мы обеспечим себе жизнь вечную, но также указывает путь к достижению этой благости, этого добра, а значит, полноты жизни. Ничего выдумывать не надо, и, скажу дерзновенно, и слушать никого больше не надо. Все сказано Самим Богом для того, чтобы мы могли обрести счастье, радость, полноту жизни, чтобы мы могли жить в атмосфере добра.

Конечно, этот путь не такой уж простой. Попробуй не красть, когда столь многие крадут. Попробуй не лжесвидетельствовать, если от твоих показаний зависит, быть человеку на свободе или не быть. И так по списку: всякий грех нередко воспринимается как нечто положительное, если его посредством можно избежать опасности, достичь цели, обрести богатство и власть. И как много тех, кто соблазняется и использует греховные средства для достижения своих целей!

Но сегодня Господь учит нас: не надо прибегать к греху, чтобы достичь самого главного — стать добрым, то есть обрести то, что свойственно природе Божественной. А через доброту открыть в себе совершенно иное измерение жизни — то, в котором радость, правда и подлинное человеческое счастье. Потому что не может быть счастья без доброты, это синонимы. Сегодня нас учат — через средства массовой информации, кинематограф, — что для обретения счастья вовсе не надо быть добрым. Всевозможные лихие герои стреляют направо и налево, кулаками расчищают себе дорогу в жизни — какая в этом Божия правда, какая благость? Только человеческая сила! Но ведь никто не досказывает подобные сказки до конца. Есть ли хоть один человек в мире, который, идя таким греховным путем, обретает благость, доброту, а значит, счастье? Таких людей не существует.

Сегодняшний текст, удивительный по своей силе, открывает нам реальный путь к подлинному человеческому счастью, которое не пресекается смертью, но помогает нам преодолеть притяжение греха в земной жизни и вырваться в пространство жизни вечной. Туда, где вместе с Богом пребывают святые — те, кто исполнен благости, доброты, радости и мира. И да поможет нам Господь не потерять эти дивные ориентиры, которые Он Сам дал нам для нашего спасения и для нашего человеческого благополучия. Аминь.


Наверх