Слово в канун Великой Среды в Алексеевском ставропигиальном монастыре, 03.04.2018

Слово в канун Великой Среды в Алексеевском ставропигиальном монастыре, 03.04.2018

Матушка игумения! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую в канун Среды Страстной седмицы. Этим богослужением мы вошли в духовную атмосферу дня, предшествовавшего страданиям, смерти и воскресению нашего Господа.

Евангелие повествует нам о событиях, которые, по всей вероятности, были очень странными и малопонятными для их очевидцев. Господь приходит в дом Симона прокаженного (Мф. 26:6). Проказа — это болезнь, которая превращала человека в изгоя. Заболеть проказой означало быть выброшенным из общения с другими, потому что люди смертельно боялись заразиться. Прокаженные были полностью изолированы от общества. Не только войти в дом прокаженного, — даже стоять рядом с ним считалось недопустимым. Но Господь приходит в дом прокаженного и принимает там пищу. То, что происходит далее, тоже выпадает из логики тогдашней жизни, а, может быть, и не только тогдашней. Грешная женщина входит в дом Симона прокаженного и, принеся с собой драгоценный сосуд с миром, возливает это миро на главу Спасителя. Все произошедшее в этот день очень странно, но исполнено величайшего духовного смысла. Господь, посещая больного проказой, свидетельствует о том, что разделения в человеческом обществе, которые часто являются результатом предрассудков, не существуют для Бога. Человек может быть богатым или бедным, знатным или низкого происхождения, здоровым или тяжко больным, но каждый есть чадо Божие и каждому Господь простирает Свою десницу.

И вот еще о чем учит нас это повествование. Люди согрешают пред Богом. Кто-то совершает страшные деяния; кто-то грешит повседневно, не совершая что-то особо беззаконное, но омрачая душу постоянным пребыванием во грехах. Ведь всякий грешник тоже становится изгоем, носителем некой духовной проказы. Но когда грешная женщина приходит в дом Симона прокаженного, Господь ее не изгоняет. Она возливает на Его главу миро, и это свидетельствует о том, что никакой грех не может отлучить человека от Бога, если человек приносит покаяние, если в сердце его — живая вера. Ни страшная болезнь, ни тяжкий грех не способны навечно отделить человека от Бога, — силой благодати Божией дистанция между здоровым и больным, святым и грешным уничтожается, потому что благодать Божия, как свидетельствует нам Священное Писание, дождит и на праведных, и на неправедных (см. Мф. 5:45).

Евангельское повествование никого не должно оставить безразличным, потому что и через болезни мы проходим, иногда очень тяжелые, и грехи совершаем, подчас также тяжкие, но каждый должен помнить: как физическая болезнь может быть исцелена силой Божественной благодати, так и грехи могут быть испепелены силой Божественной благодати. Евангелие не просто учит, а требует от нас встречного движения к Господу, вне зависимости от того, в каком духовном или физическом состоянии мы находимся, потому что силой благодати Божией, действующей в ответ на нашу веру, разрушаются все преграды между человеком и Богом. Очень важно на путях нашей духовной жизни никогда не отчаиваться, никогда не терять надежду, помнить, что Бог — Милостивый Отец, и только от нас зависит, получим ли мы от Бога прощение или нет, потому что Бог прощает всех при условии, что сам человек искренне раскаивается и ищет этого прощения. И душевно, и физически больным евангельское повествование дает надежду на милость Божию и учит нас тому, чтобы никогда и ни при каких условиях мы сами не отворачивались от Бога, который есть источник жизни, наша надежда, наш свет и наша истина. Аминь.

03.03.2018


Наверх