Слово в гамалеевской обители. Мир вам
Мир вам (Ин.20:21)
Мир возвестил и даровал воскресший Спаситель ученикам своим. Желанием мира начинаются и оканчиваются послания апостолов. Мир Божий, говорит апостол, превосходяй всяк ум да соблюдает сердца ваша и разумения ваши о Христе Иисусе (Флп.4:7). Среди мира, волнуемого столькими переворотами, с сердцами столько доступными для малодушия и движения разных страстей, мир душевный – истинно великое благо да людей.
Желая всего благого для живущих в обители сей, и я желаю ей мира. Мир вам, сестры о Господе!
Чем выше, чем нужнее нам благо Божие, тем более должны мы дорожить им, тем искреннее должны принимать меры для сохранения сего блага. Храните, сестры о Господе, мир в сердцах ваших, спокойствие духа, довольство души. И для того, чтобы сохранялось в вас это великое сокровище неба, примите к сердцу три совета пастырской любви моей, не вмешивайтесь в чужие дела, не будьте слишком чувствительны к неприятным случаям, храните чистоту совести.
Не беспокойтесь о делах, не касающихся до вас.
Отец и мать семейства должны надзирать за поведением детей своих и всех живущих в доме их. Это – сватая обязанность. Начальник гражданский, начальник военный собирают сведения о поведении подчиненных им, принимают меры против увлечений страстей людских, наказывают или одобряют других. Они на то поставлены и, если бы не делали того, общества страдали бы от воров и людей дурных. Точно так пастырь должен зорко смотреть во все стороны по кругу паствы своей. Точно так начальник и начальница обители должны заботиться о спасении вверенных смотрению их; они должны узнавать пути сердец их и то духом кротости, то родительскою строгостью направлять души к жизни духовной. С них взыщет Господь, если они не делают того.
Но какая совесть одобрит, если человек занят целый день только тем, что до него не касается; если рассказывает и даже выдумывает вести о пятом и десятом, с утра до вечера толкует и беспокоится о том, что делает такой-то, что делает такая-то; если переходить из дома в дом, из кельи в келью, чтобы дознать и передать другим новости оскорбительные для сестры и брата, судить и рядит о делах, которых вовсе не понимает? Согласитесь, что такие люди вредны и себе самим, вредны и другим, не могут иметь мира ни с самими собою, ни с другими. Они не могут иметь мира с самими собою, не только потому что много тревожатся за других, но особенно потому, что, оставаясь с самими собою наказываются совестью за неразумную страсть свою. Бедная душа! так говорит совесть такой душе; тебе сказано, внимай себе, смотри за собою, оценяй дела твои, готовь ответь за себя Судии вечному, спеши творить дела добрые нужные для твоего спасения. Сколько же успела ты в добре? Увы! о своем положении, о своей участи вечной и заботы нет на уме; все были хлопоты о других. Сколько грехов положено на душу в этих хлопотах! И пересуды, и смех неумный, и ложь, и клевета, и пустые речи, и жестокость к сестре и брату и бесстрашие пред Богом. И все это только по милости пустоты душевной. Сколько искушений, сколько греха внесено тобою в сердца, слушавшие тебя! Что ожидает тебя от других за твое пустословие и злословие? Те, которые оскорблены, твоим легкомыслием и оскорблены, конечно, вовсе незаслуженно, если узнают о твоем злословии, по праву станут удаляться от тебя, как от змеи; если же и не узнают, какими глазами будешь ты смотреть на них? Будешь лицемерить? Это новый сатанинский грех. Несчастная страсть! Пагубная страсть!
Сестры и братия! если под влиянием любви благожелающей будет беспокоить кого мысль об ошибках другого, пусть призвав помощь Божию скажет тот наедине другому об ошибке его, или скажет о том старшей или старшему, но не вслух многим. Такое дело будет делом святой любви. Принесет ли или не принесет пользу слово его другому, пусть о том он не беспокоится. И слово Божие не каждому из нас приносит пользу. И Господу не нравятся наши худые дела, но Он терпит. Храпи и ты молчание, когда слова не принесли пользы. Лучшая помощь больному – молитва. Молись за больную душу. Молитва может низвесть благодать Божию на больного, а что ближе к молящемуся, низведет свет и покой на самого молитвенника.
Величайший враг нашего покоя есть самолюбие наше. Эта слепая любовь к себе не видит в нас худого, а хочет видеть одно доброе. По её милости нам хочется, чтобы хвалили нас за все, даже и за то, что при случае и сами мы не одобряем в себе. По её милости мы очень чувствительны, легкая похвала надмевает гордость нашу, легкий укор оскорбляет нас; тем более, когда говорит нам неприятную правду прямо о нас, выходим мы из себя, вступаем в споры и брань. Самолюбие наше оскорбляется и тем, когда хвалят другого, это кажется унижением нашей чести, наших достоинств. О! любите смирение, чтобы сохранять мир в душе. Зачем нам служить самолюбию, когда оно и слепо к нам и завлекает нас в грехи? О тебе говорят неправду? Полно так ли? Напротив, не более ли в тебе грехов, чем указывает глаз человеческий? Нет, скажи в душе твоей спаси, Господи, сестру и брата, они напоминают мне о немощах моих, о которых я так худо помню; а как много у меня грехов! спаси меня, Господи, молитвами брата и сестры. Тогда ты почувствуешь тихий покой, который хотело нарушить в тебе самолюбие слепое. Если по Божию попущению, для обучения тебя терпению и смирению, злой человек постоянно будет преследовать тебя клеветою и бранью, тогда особенно нужно быть глухим к крику самолюбия, а так как это бывает трудно, очень трудно, надобно молить Господа о помощи, об умирении волнений самолюбия. Иначе в таких случаях от самолюбия ничего не услышишь кроме неправды, ничему не научишься, кроме гнева, вражды, злоба и бедное сердце твое будет страдать, терзаемое грехом; тогда особенно помни о множестве грехов твоих, которые нужно очищать раскаянием и скорбями и смирение будет низводить за собою в душу твою ясность мыслей и тишину чувств.
Самолюбие тревожить нас не только при невыгодных отзывах о нас, но оно же вступается и за все близкое к вам, как за собственность дорогую. Оно дорожит и здоровьем нашим, и пищей, и одеждою, и деньгами. Потому поднимает оно в нас бурю, когда отнимают это дорогое для него. Но почему оно дорожит всем тем? Только потому, что находит в том пищу для себя пищу для гордости, тщеславия, неги рассеянной, беззаботной, жизни. Уже это показывает нам, как должны мы быть осторожны при потере или недостатке средств жизни земной, чтобы не малодушествать по одному внушению греха. Имущество, пища, здоровье, конечно, нужны для жизни, но все же жизнь наша во власти Божией. Будем благодарить Господа, когда Он посылает нам утешения жизни. Но благословим Его и тогда, как отказывает Он в чем либо, по Своему благому усмотрению. Будем довольны тем, что дают. Многое ли нужно для жизни? Ах Святые Божии довольствовались очень не многим. То малое, что дано нам, составляет роскошь, изобилие излишнее, в сравнении с тем, чем жили святые. Устыдимся же преступного неразумия своего.
Одна только есть святая причина душевного беспокойства, тревога совести, оскорбляемой грехом. Этого беспокойства не следует нам и бояться. Напротив ничего нет печальнее, ничего нет несчастнее души, в которой совесть заглушена привычками к греху. Да избавит Бог каждого от такого состояния! Но печаль, возбуждаемая совестью, желается только при существовании греха. Кто же может желать себе самых грехов? Грехи яд души, расстраивающий ее на целую вечность. Они мука для души во времени и вечности. Так старайтесь о том, чтобы не допускать до души грехов и особенно тяжких. Оберегайте сердца ваши от дыханий греха, во всех его видах; охраняйте чистоту совести. Если и при борьбе вашей с грехом грех коснется души вашей, у вас есть врачевство – искренняя исповедь. Не скрывай своих искушений. Многие из святых подвергались искушениям и освобождались от них, как скоро открывали их другим. Князь тьмы боится света; он ночью ищет добычи и с появлением дня скрывается. Как отец гордости, он бежит от тех, которые в кротости сердца, открывают раны души. Бывает, что сильно тревожатся грехами неважными и не тревожатся важными. Открывайте всю душу вашу духовному отцу или духовной матери и что скажут они, тому следуйте в мире совести. Оберегая таким образом душу от греха, вы будете наслаждаться покоем тихим, миром благодатным. Тогда не только здесь будете мирны, но покой ваш земной будет залогом покоя вечного. Мир мног любящим закон Твой, Господи.
Бог мира да пребудет с вами (Флп.4:9). Аминь.