Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы (2)
Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы (2)
Блаженны слышащии слово Божье, и соблюдающие его. (Лк.11:28).
Когда настало давно желанное время сойти Сыну Божьему с небес и приобщиться плоти и крови человеческой, тогда из среды дочерей Израилевых была избрана одна Боголепная Отроковица Пресвятая Дева Мария. Она, дочь святых Иоакима и Анны, испрошенная у Бога молитвами и слезами покаяния, по достижении трёхлетнего возраста, посвящена была на служение Господу в храме Иерусалимском. Пресвятая Дева Мария, пребывая здесь до 14-летнего возраста, большую часть времени проводила в пламенной молитве, беседе с Богом и Святыми Ангелами Божьими, в чтении книг Св. Писания – Закона Моисеева, псалмов Давидовых и книг Пророческих. Предание повествует, что праведные родители Пресвятой Девы часто посещали Её в храме, тем более святая Анна, по нежной материнской любви, приходила видеть Преславную Дочь свою и поучала Её Закону Божьему и всем добродетелям.
Много поучительного представляет для нас это краткое сказание о жизни и деятельности Пресвятой Девы Марии при храме Божьем. Мы остановим ваше внимание, боголюбивые чада, на занятиях Приснодевы чтением книг Св. Писания и извлечём для вас душеспасительное назидание, имеющее значение для временной нашей жизни, а тем более для вечной.
Своим примером Пресвятая Дева говорит и вам, боголюбивые чада, о необходимости заниматься преимущественно изучением Слова Божьего, из него только мы и можем почерпнуть истинное знание о Боге, составляющее потребность нашего духа; без этого знания ничто не может поселить в душе нашей спокойствия и мира. Сколько бы человек не упражнялся в различных науках, сколько бы ни изучал их, сознаётся со временем, что наука человеческая не удовлетворяет его, дух его требует новой, более сродной для себя пищи, именно Слова Божьего, которое насытит его и доставит ему блаженство. Этим, впрочем, не унижается достоинство наук, которые вы изучаете; в науке есть средство к земному благосостоянию, которое и оканчивается земной жизнью человека, а наука небесная, божественная, знания христианские, спасительные заповеди Божьи, никогда не теряют своего высокого значения и на земле, и на небе, – в их жизнь души вечная, как говорит Евангелист Богослов: сие есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и Его же послал еси Иисуса Христа (Ин.17:3).
Бывает иногда, и в наше время весьма часто, что науки, вследствие неправильного употребления их, приносят громадный вред, вместо истинного просвещения, дают ложный блеск, который ведёт к вольнодумству и безверию. Благотворное же направление научным познаниям даёт только вера христианская, наука небесная. Опыт показывает, что с земными познаниями люди впадают в такие заблуждения, какие свойственны только язычникам. Эти люди, заблуждаясь сами, проповедуют гибельную ложь и другим, по преимуществу умам юным, через что отравляют их ядом неверия. Какая польза для души в обогащении научными познаниями с направлением ума противохристианским. Лучше быть невеждою, чем неверующим учёным. Невежество легко уничтожить приобретением знания; неверие при знании есть самоослепление неизлечимое. Вредно оно для благополучия земного, потому что постоянно беспокоит дух сомнениями, невыносимо для семьи и общества, так как проповедует неуважение к старшим, противодействие властям, самолюбие, корысть поставляет началом деятельности, извиняя всякие беспорядки. Что сказать об отношении таких, людей к царству Божьему на небесах? Там нужны Христиане не по имени, а по вере и делам веры. Блаженство за пределами времени уготовано слышащим Слово Божье и хранящим ѐ.
Науки земные, наполняя наш ум житейскими знаниями, не воспитывают нашего сердца, для образования его нужно Христианское учение. Ни педагогика, ни эстетика, преподаваемые в духе мира сего не образуют сердца в таком направлении и совершенстве, как Св. вера Христианская, без неё не проявится истинное добро, любовь к Богу и человечеству. Как поэтому дорого до́лжно ценить христианское образование сердца при занятиях науками. И как важно значение его в жизни нашей! Из сердца, как из источника истекает направление мыслей, желаний и чувствований, и оно, при добром христианском воспитании, ведёт к благополучию земному, указывает путь к царству Божьему. Ясно теперь боголюбивые чада, почему для полезной деятельности в жизни, для собственного благополучия и доброго влияния на других, необходимо с детства заботиться о христианском образовании сердца.
Боголюбивые чада! Просвещаясь здесь различными человеческими науками, дорожите наукой божественной, преподаваемым вам христианским учением, как Словом Божьим, как благою частью, которая не отнимется от вас никогда. Свет божественной мудрости да просвещает ваш ум истиной, сообщая доброе направление человеческим познаниям, и да согревает ваше сердце любовью ко всему истинному и прекрасному для вашего блага земного, временного и для блаженства вечного.
Аминь.
Любимов Неофит, свящ. Уфимские епархиальные ведомости. 1892.