Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы (1)

Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы (1)

Незадолго до того времени, когда Сыну Божию угодно было сойти на землю для спасения нас грешных, в Галилейском город Назарете жили праведные Иоаким и Анна. Жили они в довольстве, любили Бога, любили друг друга и помогали бедным. Одно горе тяготило их, дожили они до старости, а детей не имели. Со скорбью в сердце и с пламенной молитвой обращались они к Богу, просили, что бы Он простил грехи их и даровал им дитя, которое обещались посвятить Ему на служение. Молитва праведных не осталась бесплодной. Бог даровал им дочь, которую они назвали Марией. Когда Деве Марии исполнилось три года, родители её решили исполнить обет посвящения Её во храм на служение Господу. Трёхлетняя отроковица в храме: здесь она окружена заботами и ласками благочестивых дев и вдов, которые учили Её скромности, кротости, рукоделию и другим занятиям, приличным её полу и возрасту. При этом не оставляла Она молитвы, с детской простотой и доверием ещё в доме своих родителей любила Она стоять коленопреклонённой перед Господом, а теперь с большим усердием поддаётся сему спасительному упражнению, ибо живёт во св. храме, месте селения Божьего, может входить здесь во Святая Святых и изливать молитвенное настроение своей святейшей души в прошениях, славословиях и благодарениях. Благочестивые надзирательницы, под руководством которых жили в храме посвящённые Богу девы, учат Пресвятую Марию слову Божьему, указывают на необходимость слушания его в храме Божьем, чтобы познать Господа и Его всеблагую волю, при этом приучают Её и самостоятельному чтению Святых писаний. Своим благоразумием и быстрыми успехами во всем чему Её ни обучали, Она удивляла всех. Удивила Пресвятая Дева окружающих Её и изучением Святых писаний, которые уразумевала, применяла к своей жизни, с возможным для Неё только совершенством. Теперь-то слово Божье, воспринимаемое Ею в храме из уст и священнослужителей и изучаемое самостоятельно через чтение св. писаний, является для Неё руководством во всех проявлений её жизни, оно-то делает Её благословенной в жёнах, Честнейшею херувим и славнейшею серафим, достойной быть матерью Искупителя от тяготевших над миром людей-греха, проклятия и смерти.

Пресвятая Дева Мария своим житьём при храме Иерусалимском явила много благочестивых примеров, которые мы, грешные, чтобы угодить Господу, должны применять к своей жизни. Из множества достойных подражания образцов мы укажем на один, который после молитвы, составлял главное её занятие – это слушание, а потом самостоятельное чтение священного писания. К несчастию для наших современников – старцев и юношей, не только изучение Боговдохновенных писаний, но и чтение их составляет далеко второстепенное занятие, ему предпочитается чтение в большинстве случаев пустых книжонок, выдуманных человеческим разумом, в них ищется религиозное просвещение, нравственное усовершенствование и укрепление. А между тем ни одна наука не дала, не даёт и не даст нам столько знаний в вопросах Веры и жизни по духу Христову, как учение слова Божьего. Мудрость людская, стоящая ныне на высоте человеческого величия, положившая в основу всех знаний опыт, в области веры дошла до отрицания сверхчувственного, сверхопытного, не пощадила человека – страшно сказать – прировняли его к разряду животных, породнила его с обезьяной и наконец стала отвергать бытие Божье. Вот следствия искания Бога вне слова Божьего. Без уроков Божьих, без речи Самого Господа к людям, мы не имели бы ни истинного Богопознания, и правильного Богопочитания. Поэтому-то, боголюбивые чада, чтобы позвать Господа, подобно Пресвятой Деве Марии, со всеусердием и благоговением должны вы изучать слово Божье – слушать его в храмах Божьих, на уроках Закона Божия и самостоятельно испытывать его преимущественно по сравнению с другими предметами, ибо оно ость совокупность истин Божественного ума, которые изречены Самим Господом, глаголавшим устами многих избранных своих в конец возглаголавшим в Сыне, и внесены в письмена под особым непосредственным вождением Его перста. Как изошедшее из уст Бога Трёхипостасного, это учение даёт вам самое совершенно понятие о Боге и Его отношении к человеку. Поведает оно нам, что все существующее видимое и невидимое сотворено и содержится совершеннейшим существом Господом, который наш Отец любвеобильный, ибо, создавши вас, постоянно заботится о нашем существовании, так что без Его воли и волос с головы нашей не падает; а после греха в раю дарует человеку Искупителя в лице своего Единородного Сына Господа нашего Иисуса Христа, Который Своими крестными страданиями возвращают ему потерянное блаженство, усыновляет его Богу Отцу, и по отношению к Себе делает всех нас братьями и сёстрами, если только мы слушаем слово Его и творим волю пославшего Его. Вот истинное учение в кратких чертах о Боге на основании слова Божьего, учение, до которого мудрость человеческая никогда не в состоянии была додуматься. Поэтому, боголюбивые чада, чтобы ходить нам во свете Божественном, не погрешать в истинах Веры Христовой, не сбиться с пути, не заразиться воззрениями ложными, необходимо со всеусердием внимать слову Божьему, читать и изучать его. Тогда-то и неправомыслящие не воздействуют на вас, и книги, исполненные ложных мыслей, изложенные увлекательно, не могут поколебать вашей Святой Веры, основанной и воспитанной на Слове Божьем.

А какая заключается в словах Господа сила благодати, содействующая устроению Царства Божьего на земле, возрождающая каждого из нас ради Господа, укрепляющая в духовных подвигах во имя Христа! Двенадцать избранников Господних, неучёных рыбарей, без мечей, только со странническим посохом в руках, разносят Божественное учение во всем концам вселенной, которая имела тогда свои разнообразные религии, приютившиеся великолепных и богатых храмах, сроднившаяся с искусствами, науками, бытом, с обычаями и нравами народов, – и это божественное учение проникает в языческие рукотворные храмы и храмины сердечные поселяет здесь веяние благодати Господа, полагает семена Веры Христовой и, дивны дела твои, Господи, претворяет человека всецело, созидать во всем Веру Христову, преобразует его быть со всех сторон по заповедям Искупителя вопреки излюбленным страстям и своей растлённой человеческой природе. И это свершается при крайнем противодействии великих мудрецов тогдашнего времени, знаменитых ораторов, грозных царей, могущественных жрецов! Видно, учение, проповеданное Апостолами, имеет в себе великую силу, и великою силою облечено свыше. И сколько воспитанников из этой школы небесного учения в течение веков перешло в обители неба! Сколько на этой ниве божественного просвещения пожато зрелых классов, сколько собрано пшеницы в житницу небесную! Сколько душ и теперь в мире христианском под кровом смирения евангельского, воспитывается этим учением и созревает для жизни небесной. И для нас с вами, боголюбивые чада, Слово Божественное имеет значение великое в совершенствовании себя по Гласу Господа. Оно для нас зеркало, в котором видим мы состояние нашей души – правоту ли нашей веры, чистоту ли своей жизни, видим, что̀ исполнили, что̀ нет, что̀ забыто нами и что̀ из греховного никогда не приводили в своё сознание. Оно-то и даёт нам идеалы для Богоугодной жизни и плодотворной деятельности, не те изменчивые, ложные, несовершенные, какие предлагаются в житейских науках; но чистые, постоянные, освящённые Божественным авторитетом, прославленные святою Церковью, в лице Богочеловека, апостолов, исповедников, героев веры – мучеников, святителей. Оно сильнее огня смягчает грешную нашу душу, делает её способной ко всему доброму, освящает, привлекает на неё благодать Св. Духа и делает нас братьями и сёстрами Самого Господа.

А какое даёт нам Слово Божье утешенье в скорбные минуты нашей жизни! Указывает оно страждущему, что нет ни одной участи, которой бы Господь не посылал, ни одного обстоятельства, которое бы Он не примечал, ни одного горя, в котором бы не помогал. «Если тот, кто приходит в мироварницу и сидит в подобных заведениях, невольно проникается благоуханием, то гораздо более находит себе отраду тот, кто слушает Слово Божье и читает его для собственного успокоения» (Св. Златоуст). Поэтому боголюбивые чада, постигает ли вас какая-либо скорбь, случается ли утрата, смерть, потеря ближних, доведётся ли испытать клевету, наветы, пренебрежение, – словом быть под бременем тяжести духа и тела, берите книгу Слова Божьего, читайте её со вниманием, благоговением, с открытым сердцем, и Господь подаст желаемое – мир и покой душам и телесам нашим. Спаситель Сам зовёт нас к Себе в эти тяжёлые минуты: «Придите ко мне, – говорит Господь: – все труждающиеся и обременённые, возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; и Я успокою вас. Ибо иго Моё благо и бремя Моё легко есть» (Мф.11:28–30).

Боголюбивые чада! мы находимся здесь под кровом Пресвятой Богородицы, этот кров да будет для нас постоянным напоминанием о главнейшем Её занятии – чтении и слушании Ею слова Божьего. Подобно Ей, и мы должны предпочитать всем занятиям изучение слов Самого Господа. Это письма, приходящие к нам из нашего небесного отечества, и с каким вниманием, благоговением и усердием перечитываем мы вести с нашей родины, с таким же должны воспринимать и вести из нашего отечества небесного. Из этих вестей да позовём мы Бога истинного и всё домостроительство вашего спасения, научимся быть богоугодными, добродетельными, справедливыми, чем сделаем себя счастливыми для жизни настоящей и будущей. Блаженны те, сказал Христос Спаситель, которые слушают Слово Божье и сохраняют его; блаженны будем и мы, если старательно будем слушать слова Господа, принимать их с добрым сердцем и поступать по ним, тогда то он образует в нас прекрасную душу и будут одушевлять нас ко всем добрым делам. Аминь.

Любимов Неофит, свящ., Уфимские епархиальные ведомости. 1891.
Наверх