Слово в день всероссийского праздника трезвости
Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк.12:49). Так сказал наш Господь и Спаситель, когда Он жил еще на земле, разумея здесь снятой огонь веры и любви, который хочет Он зажечь в сердцах наших. Он зажег этот огонь на Голгофе, где Он пожертвовал за нас Своею святою жизнию и тем показал нам высшую любовь. Он зажег его проповедью Своего слова, которая, как огонь, жгла сердца. Он зажег его в день Пятидесятницы, когда сошедший с неба на апостолов Дух Святой пробудил в них ревность к проповедованию Евангелия всему миру. Это святое пламя веры и любви должно ярко гореть в каждом христианском сердце и побуждать и нас оказывать любовь ближнему, спасать погибающих, врачевать недужных, возвращать на путь истины заблудших, поддерживать и укреплять колеблющихся и слабых. Только этот огонь веры и любви, зажженный в наших сердцах Господом, может спасти народ наш, который, подобно впавшему в руки разбойников, лежит на дороге, истекая кровью, и неизбежно должен погибнуть, если не найдется милосердного самарянина и не будут перевязаны и залечены его раны.
Одно из величайших бедствий нашего народа – есть порок пьянства, уносящий тысячи и миллионы несчастных жертв. Когда посмотришь на это бедствие, то невольно приходится воскликнуть словами пророка: О, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего (Иер.9:1).
Кто видит это бедствие, у того не может не сжаться сердце, тот не может безучастно отнестись к делу борьбы с этим бедствием.
Как некогда святой Георгий Победоносец день и ночь думал о том, как убить того дракона, который опустошал народ и страну и пожирал пастухов и овец, так следует крепко подумать и нам, каким образом может быть побеждена страсть к пьянству – этот многоглавый змий, отнимающий счастье у целых семейств и всего нашего народа.
К этому приглашает нас Господь в тех, следующих ниже словах, которые я хочу положить в основание настоящей речи.
Это один из важнейших моментов в жизни нашего Господа, который (момент) изображает это место Священного Писания. В субботний день Господь входит в синагогу Своего родного города Назарета, где Он был воспитан. Там по обыкновению Он пожелал прочитать нечто из Священного Писания. И когда подали Ему книгу пророка Исаии и Он развернул ее, то открылось следующее место (Ис.61:1–2), где пророк говорит о грядущем Мессии: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк.4:16–21).
Таким образом, Он прямо заявляет, что пророк сказал эти слова о Нем и что Он есть обетованный Спаситель, посланный взыскать и спасти погибших.
Такова была Его священная миссия, и этим Он подал пример и нам, чтобы и мы шли за Ним и творили то же. Такова священная миссия и нашей Церкви, и наших церковных Обществ трезвости, имеющих своею задачей спасать во имя Господа несчастный народ наш от пьянства и расторгать узы, которыми связал его князь мира сего.
В нынешний день всероссийского праздника трезвости позвольте несколько подробнее остановиться на приведенных словах:
Дух Господень на Мне, говорит Господь, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим. Итак, нищие, то есть бедные, – вот кто был предметом особенного Его сострадания, и им-то Он и хотел принести утешение Евангелия. Велико, очень велико социальное бедствие и в наши дни; велика бедность и нашего народа. Она сделалась самым жгучим вопросом, которым занимается сейчас и правительство, и законодательные наши учреждения, и разные благотворительные общества. Чем далее – тем более и более сознается необходимость облегчить судьбу рабочего люда, который часто влачит жизнь свою в крайних нуждах и нищете. Но если спросить, отчего главным образом происходит эта бедность, то ответ, без сомнения, должен последовать такой: от пьянства. А потому, какие бы меры ни предпринимались к облегчению судьбы рабочего люда, как бы ни возвышалась плата за их труд, но всё это не поможет горю, если рабочий будет пропивать свой заработок до последней копейки.
Сколько жен и детей видим мы питающимися милостынею, в то время как мужья и отцы их наполняют желудки водкой, поступая по такому правилу: какое дело мне до жены, до детей – пусть просят милостыню, если они голодны.
Да, пьянство есть главный источник бедности, и бедности не материальной только, но и духовной, ибо оно лишает человека и высших духовных благ: веры и любви к Богу и ближним и к своим детям – словом, лишает чувства ко всему доброму, высокому и благородному и развивает только низменные наклонности и животные страсти.
Вот почему необходимо и нам проповедовать бедным Евангелие, чтобы сделать их богатыми в Боге, так как никакие заботы, никакие законы об устранении бедности не помогут, если бедные не будут воспитаны в духе христианской веры и любви.
Спаситель говорит далее, что Он послан исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение. Кто не видит, в каком угнетении, в каком плену, в каких тисках у алкоголя находятся жертвы пьянства. это – поистине узники, как бы закованные в железные цени, из коих они не могут, иногда при сильном желании, освободиться. Пойдите в тюрьму и спросите томящихся там преступников, что привело их к этому заключению, и вы получите ответ: пьянство. Так, еще недавно, при посещении Лужской тюрьмы, я спросил одного заключенного, за что сидит он в тюрьме, и тот ответил: «Я попал однажды в компанию товарищей и принимал участие в попойке. Когда мы сильно опьянели – произошла у нас драка, во время которой я нанес ножом смертельную рану своему товарищу; за это и сижу здесь». Количество преступлений, совершаемых в состоянии опьянения, как показывает статистика, с каждым годом увеличивается более и более, и что всего прискорбнее, между такими преступниками можно видеть уже немало и подростков.
В каких тисках держит своих слуг страсть к водкопитию, можно видеть из следующего примера. В городе К. был один мастеровой, который имел очень порядочную жену и несколько детей, но сильно предан был пьянству. Бог отозвал к себе одного за другим всех его детей, чтобы образумить его и поставить на другой путь. Жена его, измученная напряженными заботами о муже и потрясенная смертью детей, тоже тяжко заболела. Но всё это не подействовало, не заставило мужа измениться. Он продолжал пить и пропил всё, что только у него было; осталось одна только постель, на которой лежала его больная жена. Наконец, закрыла свои глаза и она, чтобы пробудиться в лучшем мире. Что же делает муж? Похоронив жену на чужой счет, он взял постель, на которой умерла жена его, и отнес ее в ломбард. На полученные деньги он снова начал пить и пил до тех пор, пока его ночью не удалили из трактира. Оставшись на улице, он здесь внезапно и умер. Какое страшное пробуждение в вечности!
Слепым, говорит далее Спаситель, пришел Он дать прозрение, разумея здесь и духовную слепоту. Все мы, братие, слепцы от природы и не знаем нашего спасения, если не открывает нам глаза Господь наш. Но наши пьяницы, которые слепо идут по пути погибели, пропивая свое добро и имущество, свой дом и всё хозяйство, не суть ли они слепые по преимуществу?.. Потеряв совесть, утратив веру, они проводят дни свои, не думая о себе и ответственности пред Богом и забывая о смерти и той печальной участи, которая ожидает их, по слову Писания: о, если бы и ты хотя в сей твои день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (Лк.19:42).
Отпустить измученных на свободу – так заканчивает Спаситель. Как много у нас этих сокрушенных и окалеченных духовно и телесно убийцей искони – диаволом (Ин.8:44)! Как часто страдают они от разных болезней, нажитых в пьянстве! Как часто кончают они жизнь свою в самоубийстве! До каких страшных размеров возрастает в наше время количество самоубийств, которые перешли уже и на наших школьников! Не проходит и дня, чтобы газеты не принесли нового об этом известия, и в основе этих самоубийств лежит большей частью безбожная, разгульная жизнь. При виде этого бедствия может ли оставаться равнодушным тот, в ком есть чувство сострадания к ближним? Бедствие это настолько велико, что не поддается описанию. Оно захватывает все слои, все положения общества. Во многих местах подвергается этому пороку уже и женщины и девицы, подростки и даже дети, и, по мере того как переполняются трактиры, гостиницы и увеселительные места, пустеют Божии храмы, разрушается семейная жизнь, падают дисциплина и нравы, возрастает страсть к чувственным наслаждениям и недовольство жизнью. Как овцы, не имущие пастыря, бродят толпы этих несчастных по распутьям мира или несутся без якоря и кормчего по опасному житейскому морю, пока наконец не потерпят крушения. Тысячи вздыхают в этих безутешных условиях. Кто исчислит слезы и воздыхания жен и детей, которые ежедневно, часто до полночи, должны ждать возвращающегося пьяного отца, который приходит не как супруг и отец, но как жесткий тиран, который часто бьет их до крови и выгоняет из дома, так что и самая жизнь их бывает небезопасна?
Какую страшную силу проявляет сатана чрез этот напиток и в какой ад превращает он многие дома и семейства!
Как вырывает он из сердца последний остаток любви и сеет ненависть и раздор между супругами, которые перед лицем алтаря давали обет быть верными друг другу и делить радости и горе да самой смерти!
И как все наши психиатрические больницы наполняются страдающими белой горячкой, которые пропили свой разум и в припадках сумасшествия преследуемые ужасами не могут находить себе покоя!
Положение ужасное, безотрадное. Где искать спасения?
Одна человеческая помощь здесь была бы бессильна. Но, благодарение Богу, мы не одиноки, у нас есть Спаситель, Который один может помочь нам, Который Сам сказал, что Он для того и пришел на землю, чтобы взыскать и спасти погибшее (Мф.18:11). Какая спасительная сила исходила от Него, когда Он ходил по городам и селениям... исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф.9:35)! Эта же спасительная сила исходит от Него и теперь, как это можно видеть из следующей, например, истории. К одному священнику пришел однажды подверженный пьянству с письмом от своего господина. В то время как священник читал письмо, посланный взглянул на висевшую на стене картину Распятого и горько заплакал. На вопрос священника, о чем он плачет, тот отвечал: «Я страдаю от запоя и часто молю Спасителя об избавлении от недуга, но напрасно, Он не слышит меня». Тогда возразил священник: «Друг, не ропщи и не оскорбляй Господа и Спасителя – о, преклоним лучше пред Ним колена и помолимся». И вот когда совершилась эта молитва об исцелении больного, пробил для него благодатный час: он дал твердое обещание отречься от всяких спиртных напитков и с этого момента сделался совершенно трезвым. Будем и мы, братие, усердно молить Спасителя, чтобы Он сжалился над нашим народом и избавил его от страшного недуга.
Но, возлагая надежду на Спасителя, мы не должны оставаться бесчувственными здесь и сами, как это, к сожалению, делают многие из нас, не считая это своим долгом. Странное это явление в нашем христианском обществе. Когда кто-либо падает в воду, мы его спасаем, когда заболевает, мы приглашаем доктора – но когда погибает в пучине порока не тело только, но и бессмертная душа человеческая, мы равнодушно смотрим и, подобно Каину, говорим: «Какое мне тут дело. Разве я сторож брату моему? (Быт.4:9). Пусть ведает это Церковь, правительство и начальство, а меня это не касается». Так смотрел на это дело один из богатых американских купцов, как недавно пришлось мне прочитать об этом. Когда один председатель общества трезвости попросил у него на борьбу с алкоголем материальной помощи, он жестко сказал ему: «Оставьте меня – это дело меня не касается». Но скоро он опытно познал, что оно касается его. Его жена с двумя дочерьми своими поехала по железной дороге навестить свою приятельницу и должна была в определенный день возвратиться. Муж выехал встретиться на станцию, но поезд, с которым они ехали, ко времени не пришел. Скоро получено было известие, что он потерпел крушение. Примчавшись с экстренным поездом на место крушения, купец увидел, что жена его и одна дочь в ряду других лежали мертвые, а вторая, страшно изуродованная, хотя и оставалась еще живой, но близка была к смерти. Причиною катастрофы был пьяный машинист. Таким образом, стоя теперь пред двумя родными трупами, он должен был убедиться, что борьба с пьянством касается и его, касается и каждого, кто только любит себя, своих близких и свое имущество, что каждый должен принимать участие в деле борьбы с пьянством, которое бывает причиной столь многих несчастий на железных дорогах, на фабриках и заводах, а равно и при постройках.
Да, все должны помогать этому делу кто чем может. Конечно, главная обязанность тут лежит на Церкви, которая, имея своей задачей спасать погибающих, не должна равнодушно смотреть, как чада Ее гибнут от этого пьянства, как падает семейная жизнь, как дичают и развращаются дети; она не должна, как священник и левит, проходить мимо израненного алкоголем народа, но с факелом слова Божия должна она, подобно евангельской женщине, искать эту потерянную драхму (Лк.15:8–9). О, если бы во всех наших приходах с полной энергией начали бы работать против пьянства, какая была бы это великая и могучая сила!
Но и на каждом отдельно взятом христианине лежит обязанность спасать то, что можно спасти. Ее, эту обязанность, налагает заповедь о братской любви. Да любите друг друга – говорит Писание (Ин.13:34). Но как и что, спросишь ты, я могу здесь сделать?
Братие! Любовь изобретательна. Она может указать много путей и средств, пригодных в этом случае. Прежде всего каждый должен идти впереди других своим собственным примером и показывать пример трезвости в своем собственном доме. Равным образом не должны мы давать спиртных напитков и другим, например прислуге, как это, к несчастью, многие делают, служа, таким образом, соблазном для своих слуг. Напротив, мы должны побуждать и приучать своих домочадцев как к благочинию и набожности вообще, так к умеренности и трезвости в частности. Мы должны отучать себя от трактирной жизни и крепче держаться своего дома, своей семьи. В том отношении особенно много пользы могут принести женщины, делая домашний очаг дорогим и приятным для своих мужей и детей, и оказывая благотворное влияние на них своими просьбами, увещаниями и молитвою. В самом деле, чего не может сделать любящая мать, если она видит своего сына на пагубном пути!
Одна вдова имела одного единственного сына. Муж ее рано умер, оставив сына без отцовского влияния. Она должна была воспитывать его одна. Когда он подрос, она отдала его в учение одному ремесленнику; здесь попал он в дурную товарищескую среду и научился пить. Она не переставала убеждать его оставить этот опасный путь. Иногда по воскресным дням он имел обыкновение навещать ее. Однажды вечером собрался он идти со своими товарищами в трактир, она очень просила его не делать этого, по крайней мере ради воскресения. Однако сын не послушал ее и решительно заявил, что он все-таки пойдет. «Ну, хорошо, – сказал мать, – если не слушаешь меня ты, то я буду просить Бога. Я стану сейчас пред Ним на колена и до тех пор буду стоять, пока Он меня не услышит». Сын пошел, но он не нашел ожидаемого удовольствия; пред его душой стояла всё время коленопреклонная, молящаяся за него мать. Он тайно ушел от своих товарищей и возвратился домой. Здесь нашел он мать свою, еще стоящей на коленях и плачущей. Он бросился к ней на шею, крепко благодарил ее за материнскую любовь и с этого времени стал другим человеком. О вы, отцы и матери, имеющие погибающих детей, молитесь за них, и молитесь до тех пор, пока они не возвратятся на истинный путь. Много может молитва родителей, если она искренняя, от любви.
Не можем ли и все мы убеждать заблудших или устно, или путем распространения сочинений против пьянства? Не можем ли и мы примыкать к готовым уже обществам трезвости или же открывать новые? В единении сила, говорит уже известное нам правило. Как энергично и благотворно действуют эти общества там, вдали от нас, например в Америке, Англии и других землях. Но с каким равнодушием и безучастием, к величайшему прискорбию, многие смотрят на это дело у нас, не находя в себе силы отказаться от этого обманчивого удовольствия! Как снисходительно, скажу более, – как дружественно относятся к этому врагу многие из нас! Но не пора ли одуматься, не пора ли раскаяться и исправиться?
Братие! Учреждая Всероссийский Праздник Трезвости в нынешний именно день, 29 августа, Святейший Синод указывает этим нам небесного Покровителя и Помощника в лице Иоанна Крестителя, пострадавшего от пьянства нечестивого Ирода. Вознесем же горячую молитву ко Господу, да предстательством Предтечи и Крестителя Своего озарит Он лучом Своей благодати и наши сердца, да возжжет Он и в них тот огонь веры и любви, зажечь который Он пришел на землю, дабы мы не стояли праздными на рынке, но все шли в его виноградник (Мф.20:1–16), содействуя, кто чем может, великому делу отрезвления наших ближних.
Сказано в Санкт-Петербурге 29 августа 1913 года. // Голос Церкви. 1913. Ноябрь. С. 3–14. Напечатано в сокращенном виде. См. также: Прибавления к Церковным ведомостям. 1913. № 38. С. 1701–1706.