Слово в день Вознесения Господня. О значении храма для христианина с приглашением к пожертвованию на обновление приходского храма
Слово в день Вознесения Господня. О значении храма для христианина с приглашением к пожертвованию на обновление приходского храма
В храм славы Твоея Господи стояще на
земли, на небеси стоящи мним.
Святая Церковь вспоминает ныне Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо для славы Божественной. Это событие в жизни Церкви не говорит нам о том, что Христос оставил нас на земле без всякого от Него покровительства и утешений; нет, Он и теперь пребывает с нами по неложному своему обетованию. «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века,» – сказал Он своим апостолам, а в лице их и освященной Им Церкви со всеми ее членами. Присутствие Господа на земле не ограничивается каким-либо местом на земном пространстве, но Он пребывает везде как Дух; на всяком месте владычествия Его, поет псалмопевец и пророк Давид. Но преимущественное Его пребывание – в храме Божием, освященном Его благодатью. Поэтому как дороги, как важны для нас храмы Божии в нашей духовной жизни, в деле нашего освящения и спасения. Побеседуем ныне о важности и значении для нас храмов Божьих.Кому из нас не дорога эта святыня? Святой храм – это дом Божий, устроенный для славы Божией. В нем невидимо для телесных очей, но ощутительно для верующего сердца, Господь Бог имеет преимущественное свое присутствие. Это место есть селение Самого Бога. Еще о ветхозаветном иудейском храме Господь сказал: ныне я избрал и освятил дом сей, да будет имя мое здесь даже до века, да будут очи мои и сердце Мое здесь все дни (2Пар.7:16); и слава Божия осенила и наполнила сей храм. Тем более исполняются славы и благодати Божией храмы новозаветные – христианские. Благодать св. Духа очищает и освящает дом сей в жилище Божие. Сам Господь сил восседает здесь на престоле; воинство небесное и лики святых Божиих невидимо окружают Его. Поэтому в храме по освящении его благодатью Христа все – небесное, все служит зерцалом славы Божией. Здесь на месте святом приносится Господу святая бескровная жертва, выше, святее и драгоценнее которой нет ничего на земле и на небе. Величайшие блага нашей православной веры преимущественно сосредоточены в храме Божием и отсюда изливаются на чад Церкви. Едва мы успеем явиться на свет, как несут уже нас сюда для освящения. Здесь мы вступаем в новый завет с Богом и делаемся участниками всех благ, дарованных нам чрез искупительные заслуги Христа Спасителя. Чрез таинство крещения храм очищает нас от первородного греха, присоединяет к словесному стаду Христову, освобождает от власти дьявола чрез отречение от него и сочетает со Христом, дает право быть нам чадами Отца небесного и наследниками царства Божия. Но слаб и немощен человек, одними своими силами он не может достигнуть своего спасения. Церковь и здесь приходит на помощь ему и в таинстве миропомазания сообщает ему благодатные дары св. Духа, которые укрепляют человека на пути новой жизни, дают ему силу побеждать искушения мира и дьявола. Новая духовная жизнь, для которой человек рождается в таинстве крещения и для которой укрепляется в таинстве миропомазания, требует поддержки, своей пищи и пития. В храме на алтаре приготовляется для всех бессмертная трапеза животворящего тела и крови Господа Иисуса Христа. «Ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный. Аз, – говорил Иисус Христос, – воскрешу его в последний день». Дает, таким образом, св. церковь в храме человеку жизнь и средства к прохождению ее. В храме мы получаем и прощение добровольно совершаемых в жизни грехов и примиряемся с Богом после отпадения от него. Со смиренным сердцем приходим мы на исповедь. Как тяжелое бремя давят нас совершенные нами грехи. Но лишь только священнослужитель даст нам разрешение грехов, сей же час небесный мир и блаженный покой возвращаются в наши сердца. Оживленными и бодренными выходим мы из церкви. Здесь дают обет на взаимное сожитие жених и невеста в таинстве брака, чрез что освящается наша семейная жизнь. Служители церковные в храме в таинстве священства получают благодать возрождать и воспитывать других посредством учения и таинств. В церкви творят и молитвы над больными, если позволяют их силы, и совершается таинство елеосвящения для исцеления немощей душевных и телесных. Но особенно нужна помощь церкви при нашей кончине, когда мы оставляем все, и все оставляет нас. Кто поможет нашей душе в страшный день и час смерти, что укрепит ее, что воодушевит ее надеждой на лучшее за гробом? Это церковь Божия. Она успокоит смятенный дух человека чрез отпущение грехов и его совесть, соединит со Христом в таинстве причащения и тем подаст мирную христианскую кончину. Умирает человек, душа отлетает в другой неизвестный для нас мир, а тело предается тлению. Из храма оно препровождается на место тления и в загробную жизнь. Все оставляют раба Божия после кончины его. Но помнит и не покидает его церковь. В храме священнослужитель молится за него, приносит о нем бескровную жертву, просит Господа о прощении грехов его, о даровании ему помилования и вселения в обители неба.
Храм Божий есть стезя на небо, и все самовольно уклоняющиеся от него не будут наследниками царства Божия. И если Вседержитель не требует себе служения рук человеческих, то требует духа и сердца сокрушенного и смиренного (Пс.50:19). Где же наше сердце смиренное как не в храме, где Господь внимает нашим молитвам по своему неложному обетованию (2Пар.7:15)? Здесь и священник предстоит пред Богом, чтобы молитвы народа о прощении грехов, об избавлении его от искушений, бед и скорбей и о небесном блаженстве, будучи слабыми, соединившись с его сильнейшими молитвами, вместе с последними достигли неба; совокупная молитва имеет гораздо большую крепость, большее дерзновение, чем молитва домашняя. Поразительное зрелище представляет эта общественная молитва, и как сильна она у Бога. А когда происходит гармоническое пение, то как душа тогда рвется вверх, к небу, в обители царя небесного! В храме радующиеся продолжают свою радость, скорбящие получают утешение, печальные – веселье, удрученные – отдых, труждающиеся – успокоение. А проповедь? Она обновляет дух внимательного слушателя, преобразует его сердце, вносит свет и утешение в его душу, делает из него нового человека. Будучи истинной школой для христиан, Храм Божий отличается от всех других школ тем, что двери его открыты для всех: богатый и бедный, образованный и необразованный, взрослый и юный, мужья и жены – все имеют доступ в него и пред Богом равны в нем. И уроки в нем всем понятны. Христианин главным образом в храме научается и Богу молиться, и заповеди Его соблюдать, и ближнего любить. Кто измерит слезы, которые здесь проливаются? Сколько вздохов неслось отсюда к небу? Какие раны здесь открылись? Сюда стремится набожный христианин и для изъявления своих радостей и восторгов. Они изливаются здесь в глубокой благодарности Богу, который посылает их и сочувствует им.
Поучительна сама обстановка храма Божия. Святой крест напоминает нам о Спасителе, умершем за грехи наши; святые иконы изображают нам важнейшие события из жизни Богочеловека, Его Матери, различные благодеяния Божии людям, святых угодников пред Богом. Земная жизнь наша есть путь к горнему отечеству, и каждому из нас, земнородных, желательно заранее видеть, каково это небесное отечество наше. Иконостас составляет в храме малое подобие того горнего Иерусалима, небесной церкви, в которой праведники будут обитать вечно. Взирая на иконостас, мы как бы невольно приводим себе на память слова церковного песнопения: в храме славы твоея, Господи, стоящи на земле, на небеси стоять мним. Блеск золота, яркость красок, украшающих иконостас, напоминают нам о неизреченном благолепии обителей небесных, а св. иконы в иконостасе переносят нашу мысль к самому престолу Царя Небесного, где пред лицом Вседержителя уже наслаждаются блаженством Богоматерь, святители, и где каждому из нас уготовано место, если только мы будем жить праведно. Здесь, на иконостасе, святые небожители указывают нам путь в царство небесное. Тут воочию мы видим всех друзей Божьих, слуг Господних, воинов Царя Небесного, всех праведных, на небесах написанных. Взирая на иконостас, мы узнаем, что тут изображается вся небесная церковь, что все святые приходят служить и молиться Вседержителю вместе с нами и за нас. Все в храме направлено к обновлению, освящению души человека. Кто с благоговением входит сюда, тот сам почувствует, как освежается его душа, ибо здесь – благоухание святыни, с которой никогда не может смешиваться разлитое в мире зловоние греха.
Так, братья, в храме Божием все важнейшие обстоятельства в нашей жизни получают освящение. Приходской храм есть общий для прихожан дом, где последователь Христов находит для себя все, что может искать сердце христианина, по неложному обетованию Спасителя: просите и дастся вам, ищите и обрящете, толците и отверзется вам (Мф.7:7). Понятно, какие лежат на нас обязанности в отношении к храму, этому месту селения славы Божией, этому небу на земле. Добрый хозяин неустанно заботится о том, чтобы в доме его всегда имелось все необходимое для жизни по части хозяйственной, и украшает дом свой приличным убранством, ревностно стараясь изыскать средства к поддержанию довольства и красоты в своем жилище. Подобно домохозяину и всякий прихожанин должен прилагать старание к устроению, благоговению и благоукрашению своего приходского храма, этого святого места, где всегда пребывает Господь Своей благодатью. Худой тот хозяин, который нерадит о своем доме; еще хуже тот христианин, который не принимает участия в своем приходском храме; нерадящий о своем приходском храме, где получил все благодатные дары для того, чтобы быть христианином, забывает свою душу и самого Бога. Пользуясь неизреченными благодеяниями, непрестанно на нас изливаемыми от Бога, чем можем мы засвидетельствовать и свое к нему усердие, как не приношением ему же от трудов своих праведных, от всего того, чем Бог кого благословляет, на поддержание в храме благолепия, красоты, святости и избытка его. Поданая сюда лепта подана все одно что на Небо, потому что храм есть селение славы Божией, се дом Божий. Такие заботы и стремления христианина к украшению храма угодны Богу. Христос похвалил жертву любви и усердия к нему женщины, сказав: нищих всегда имате с собою, мене же не всегда. Основание для жертв, сборов на храм находится в слове Божием. Так, в Евангелии говорится, что при выходе из Иерусалимского храма находилась сокровищница, в которую влагались добровольные приношения (Мр.12:41). Всякое истинное поклонение должно оканчиваться жертвой. Жертва – необходимое условие и потребность всякой веры. Эту потребность христианство утверждает с наибольшей силой. Чем является крест, как не самой величайшей из жертв? Мы видим в нем величайший дар, принесенный Христом Спасителем для спасения людей. Мы всецело обязаны всем Богу, а потому и должны благодарить Его, приносить Ему все в жертву. Эту истину всегда проповедовали апостолы. Мы, говорили они, принадлежим не себе, а Тому, Кто за нас пострадал, и потому мы обязаны представить Ему себя в жертву живую, благоугодную Богу (Рим.12:1). Если это говорится о нас как существах живых и разумных, то тем более должно быть сказано о необходимости с нашей стороны вещественных жертв наших Богу. Слово Божие представляет нам и образец того воодушевления, с каким следует относиться к созиданию и обновлению святого храма, и той деятельности, какой должно обнаруживаться это воодушевление. Боговидец Моисей, получивший свыше повеление устроить подвижной храм, от имени Божия объявил всему сонму людей израильских, глаголя: возьмите от себе самих участие Господу (Исх.35:5). Лишь только израильтяне узнали волю Божию касательно построения скинии, подвижного храма Божия, все воодушевились св. ревностью и принесоша кийждо участие Господу на все дела скинии и сосуды ее, и на все ризы святилища: кто злато, кто серебро, кто драгоценные камни, кто ткани различные, кто фимиам, кто елей; вообще, кто что имел, тот то и жертвовал на созидание и украшение. Женщины охотно жертвовали свои украшения – серьги, ожерелья, запястья и всякие золотые сосуды. Усердие жертвователей было так велико, что пророк Божий скоро должен был дать повеление по всему ополчению о прекращении приноса доброхотных даяний. Вот какое было воодушевление у народа Божия к его собственной святыне – к походному его храму.
Народ Божий, достояние Господне, прихожане сего храма! Пред нами ваш храм – место нашего благодатного освящения. Он для славы Божией имеет нужду в обновлении. Не блестит он своим иконостасом, этим подобием неба, имеет нужду в обновлении и святых икон. Мы, служители алтаря Господня при сем храме, движимые религиозным чувством к его благолепию и желанием все устроить благообразно и по чину, как требует этого селение Божие, этот дом Божий, вознамерились обновить иконостас, некоторые иконы и другие священные предметы. Наш долг пригласить вас к содействию в благоукрашении вашего храма. Откликнитесь на наш зов, ибо он вещает нам о делах ради Бога. Помогите, подобно древним израильтянам, кто чем может из своих жизненных средств на благолепие и украшение храма Божия. За эти жертвы, необходимые для вас, в вашем храме постоянно будут возноситься молитвы за вас пред Богом, и Он не оставит вас своей милостью, и Дух Божий будет пребывать в вас. Пройдет время, пронесутся годы в потоке веков и тысячелетий, исчезнет даже память наша с лица земли, забудутся и имена наши, но святая церковь, эта любящая мать наша, никогда не забудет нас в своих молитвах. Каждый раз, когда будет совершать свои молитвы, она всегда будет просить Господа, чтобы Он, милосердный, помянул во Царствии своем всех благодетелей и благотворителей, любящих благолепие дома сего.
Священник Н. Любимов. Симбирск. Типография бр. Сысоевых, Панская ул., свой дом, 1901.