Проповеди на праздники:


Слово в день Вознесения Господня, говоренное в Хорошевском девичьем монастыре. 1849 г.

Возведох очи мои в горы, отнюду

же приидет помощь моя (Пс.70:1).

Что бы это значило, что Давид ожидает себе помощи от гор? От чего так важны были для него горы? Правда, он прибавлял, что ему помощь от Господа, сотворшего небо и землю. Тем не менее мысль о помощи Божией он соединял с мыслью о горах. Значит, важны были в глазах его и горы.

Вот и мы, обитатели города и сел, собрались на гору. Зачем собрались? ужели только для развлечения? Лики дев и жен избрали себе уединенную гору местом для постоянного пребывания. Зачем они оставили города и села? Если никому из временных посетителей горы не хочется сказать о себе, что явился он на эту гору без важной мысли о горе; то, конечно, не легкие мысли, не мелкие побуждения заставили поселиться на пустынной горе.

Зачем же некоторые из людей, оставляя мир, удаляются в горы пустынные, или пустыни?

В укор друзьям пустынных гор говорят: древние пустынники выгнаны были в пустыню страхом гонений. Но если бы это было и так: кого следует укорять? Ужели не гонителей, а гонимых? Против чего восстали гонители? Против святой веры против св. благочестия. Для чего убегали гонимые? Чтобы себе и другим сохранить благочестие. И на войне бывает бегство, которое выигрывает славу победы. Если гонять вас в одном городе бегите в другой, сказал Спаситель апостолам (Мф.10:23). Давид бегал от Саула, как для того, чтобы не подвергать безрассудно потере жизнь свою, так и с тем, чтобы Саул видел, как далек был Давид от всякой неприязни к Саулу. Если люди мира называют поздних друзей пустыни последователями таких беглецов, то не в выгодном положении ставят они самих себя, принимая сторону не гонимых, а гонителей благочестия. – Между тем и в отношении в древним друзьям пустынных гор дело еще не решено тем, что указали на страх гонений. Пусть этот страх заставил на время уклониться в горы, но что заставило остаться на всю жизнь в горах? Гонения кончились ужасающих людей более нет; а пустынники не возвращаются в мир, по-прежнему скитаются по горам, терпят зной и холод, нищету и глад.

Итак, повторяем вопрос: зачем удаляются из мира в горы?

При первом напоминании о горах, невольно возникает мысль в уме: не потому ли так любимы были горы, что они близки к небу? Да, эта мысль, без сомнения, принимала участье в святой любви к горам. Куда мы должны стремиться мыслями и волею, если не к небу? Чем должна быть вся жизнь наша, как не стремлением к небу? А горы своим возвышением к небу окрыляют дух стремлениями к небу. Сам Спаситель для молитвенного беседования с Отцом восходил на гору: взыде на гору помолитися (Лк.9:28).

Правда, на всяком месте можно приближаться к Вездесущему; на всяком месте можно покланяться Отцу духов в духе и истине. Каждое место вселенной говорит о Творце миров и вызывает душу славить Его. На всяком месте владычества Его благослови душе моя Господа (Пс.101:22).

Но что делать, если душа не везде равно славит Господа? Что делать, если мы не на всяком месте приближаемся к Богу, а на иных даже отступаем от Него? Мир – прекрасен, как создание Божие, но прекрасен ли он как общество людей? Пусть люди по легкомыслью, по увлечению страстей, восхищаются и этим миром, но суд Божий говорит о мире: мир во зле лежит. Осмотритесь, каково душе боголюбивой в мире! С одной стороны зовут ее славить Господа, с другой оглашают ликованиями, в которых нет смысла. Кроме чарующих голосов раздаются докучливые голоса нужды и забот, домашних скорбей и семейных раздоров; и ни днем, ни ночью нет от них покоя душе. Бороться с миром за святые мысли и намерения? Не нахожу сил. Предаться на волю волн мира – то же, что обречь себя на гибель. Что остается делать бедной душе? Остается одно – прервать все связи с миром и бежать в горы. Бегали же израильтяне из Египта, и, если бы не обрекли себя на странствование по пустыни, погибли бы в растленном Египте.

Мир не действовал бы на душу так пагубно, как действует он, если бы в душе не было испорченных наклонностей худых желаний, нечистых мыслей. Это – правда святая. Но она же говорит, что удаление от мира спасает душу от раздражительных впечатлений мира, и тем облегчает подвиг спасения душевного. Умно ля, богоугодно ли оставаться с слабым здоровьем там, где воздух не благоприятно действует на здоровье?

Удалиться в горы, не значит предаться праздной, бездейственной жизни. О, нет! – сюда удаляются восстановлять расстроенное здоровье души. И как трудно врачевать больную душу! Не легко восстановить здоровье в расстроенном телесном организме, но состояния души далеко менее уловимы, чем состояния тела. Пустынная гора представляет удобство для выполнения сего подвига тем, что поставляет душу вдали от раздражающих впечатлений мира, но необходим труд, чтобы исправить больной организм души.

Возлюбленные сестры! не смутитесь, если назову вашу добрую гору больницею. Больны все мы. Но счастлив тот из нас, кто глубже других чувствует себя больным и еще счастливее тот, кто пользуется в лучшей больнице. Чистый, свежий воздух – лучшее лекарство и для больных телом. Благодарите Господа за счастье свое: для больной души пребывание на горе – счастье.

Возлюбленные сестры! вы счастливы, но умейте пользоваться вашим счастьем. – Берегитесь сходить с горы. Не умно менять чистый воздух святой обители на удушливый воздух мирской. Не умно растравлять раны души больной, а они легко растравляются, когда неосторожно прикасаются к опасному миру. Берегитесь под предлогом невинной любви к родным и знакомым оживлять связь с оставленным миром. Долго ли до того, что эта связь увлечет туда слабую душу невозвратно? Пусть мысли и сердца ваши неуклонно смотрят на небо. Оттуда спасение для немощных душ наших.

Разумно разумевайте себя и свое пребывание на горе. Кто живет на горе не как беглец, бросивший все, чтобы только избавиться от опасностей мира, но переносит на гору так называемые удобства жизни мирской: что он делает? Обманывает Бога? Не обманет. Обманывает себя? На погибель себе. Нет, между вами не должно быть Рахили, унесшей из дома Лаванова идолов; не должно быть таких, которые приносили бы сюда тайно идолов плотоугодия и самочиния. Если на пустынной горе ропщут на её скудость, на её труды, на её скуку пустынную, то не тоже ли делают, что израильтяне, воздыхавшие в пустыне о мясах и котлах египетских? О! пусть поддерживают в себе терпение памятью об участи, постигшей воздыхавших о мясах. Они погибли в гробах похотения.

Больным не к лицу нарядная одежда. Потому и ваша одежда – одежда печали. Есть для вас одна нарядная одежда, – это виссон оправдания святых, готовый для возлюбивших девство (Откр.19:8). Помните о нем, и пред его красотою исчезать будут в ваших глазах все земные прелести.

Бог любви и милости да покрывает своею благодатью возлюбивших Его. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх