Проповеди на праздники:


Слово в день Воздвижения Креста Господня

Нет человека на земле, который не хотел бы владеть благом, услаждающим все горести души. А как много скорбей на земле! Они неизбежны здесь ни для кого. Где найти защиту против скорбей времени? Путешествуют по морям и суше, тратят труды и издержки, стараясь найти желаемое счастье. И как часто концом всех трудов бывает одно крушение духа! Где же течет светлая и чистая струя счастья для души нашей? Нигде более, как при подножии креста Христова.

Тяжело терпеть потерю богатства, добытого трудом, особенно если не находят потом помощи в вопиющей нужде и у тех, которые могли бы помочь. Но лишаясь утешения человеческого не находят ли утешения у подножия креста Христова? Кого видим мы на кресте? Видим Господа нашего, Который служа спасению людей не имел, где главы приклонить, с Которого нечестивые сняли последнюю одежду и оставили нагим. Которого в жажде поили желчию и уксусом. Для чего терпел Он все это? С тем, чтобы доставить в вечности покой и довольство тем, которые терпеливо переносят нищету, голод и жажду. Весте, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетой его обогатитеся (2Кор.8:9). Помните эту благодать великую и утешайтесь в нищете своей все нищие Божии. Вы лишены временного и тленного богатства, а на кресте возвращается вам вечное богатство. Вас не окружают почет и довольство, которыми окружает богатство, но вас окружает честь земной участи Господа вашего. Вы не блистаете среди знати земной, но вступили на дорогу знати небесной. О! благословляйте Господа за долю свою.

Тяжело переносить клеветы и незаслуженно терять доброе имя. Это несчастье тяжелее потери богатства. Но кто терпел такие поношения, какие терпел Господь наш? Он Господь славы – на кресте позорном? небесная святость распят среди злодеев. «Кто обличит меня во грехе?» смело говорит Он врагам своим и за земную, человеческую, жизнь свою. И, однако, вот Он обесчещен, обесславлен, оставлен землею и небом. О! как тяжелы скорби бесславия Его! Что значит пред этим бесславием взносимое на меня грешного бесславие? Грешнику разве прилична слава? Не бесславие ли – законная доля его? Пусты, несправедливы люди приписывая мне грех, которого по милости Божией не имею я, по сколько других грехов на мне! Сколько нечестий и беззаконий, которых не видят люди и видит Бог мой! Так крест Христов – учитель и утешительной. Он говорит мне о моих беззакониях, за которые распялся Господь мой и велит смириться волнующейся гордости мой. Он говорит мне о славе, в которую взошел со креста невинно страдавший Господь и решает меня надеждою, что и меня ошибкой поносимого не забудет Господь во царствии своем. Апостол Христов учит нас, «так как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь... Если за имя Христово злословят вас, то вы блаженны; ибо Дух славы, Дух Божий, на вас почивает» (1Пет.4:13–14). Пусть другие незаслуженно пользуются славою, а тебе достается в удел темная неизвестность, не ревнуй успевающему здесь в пути своем, не завидуй творящему законопреступление (Пс.36:7). Он спеет среди радостей для вечного страдания, а ты спеешь среди скорбей для вечного блаженства.

Как не страдать, если тело покрыто ранами жгучими, или организм со всем расстроен, от неправильного ли обращения крови, или от другой какой причины? Страдание тяжелее становится, когда искусство врача напрасно истощается в средствах прекратить страдания больного. Где же найти облегчения страдальцу? В участии друзей? Если друзья не умные будут развлекать больного пустыми разговорами, это не облегчение больному, а новая тяжесть на совесть его. Другое дело, если укажут ему на крест Христов. Да, страдание распятия – самое страшное страдание и как же переносить его Христос Иисус? Молча, ни словом, ни движением, не обнаруживая какой-либо нетерпеливости. После того нам ли, грешным рабам Его, быть нетерпеливыми в своей болезни? Господь терпит муки за наши грехи, а наша болезнь – не плод ли грехов наших? Он страдает для того, чтобы в свое время преобразить тело смирения нашего и облечь его в славное бессмертие (Флп.3:21). Пусть же гниет грешное тело наше, нам дано будет тело лучшее, тонкое, светлое, облеченное красотою небесною, лишь бы мы очистились здесь от грехов покаянием. «Верно слово, говорит нам с полною уверенностью апостол Божий, верно слово, если с Ним умерли, то с Ним и оживем. Ежели терпим, то будем и царствовать с Ним» (2Тим.2:11–12). Болезнь телесная, переносимая в виду креста Христова, очищает тело от порчей, внесенных в организм грехом, очищает душу от движений самолюбия и молитвою низводит в нас крепость небесную.

Тяжела потеря близких сердцу, отнимаемых у нас смертью. Потеря супруга или супруга, потеря детей милых, потеря отца или матери, сестры или брата невольно исторгает горькие слезы. Не утешают в этой потере ни богатства, ни чести, а еще более увеличивают горечь её, выставляя бессилие всего земного. Где помощь этой скорби? Безотрадна скорбь язычника на гробе близких сердцу его, он теряет их навсегда. При кресте Спасителя скорбь о смерти растворяется сладкою надеждою на жизнь бессмертную. Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть (1Кор.15:20). Жив начальник наш, наша глава, с Ним живы и все подчиненные Его, все члены тела Его. Не скорбите об умерших, говорит нам апостол, если мы знаем, что «Иисус умер и воскрес, то также и умерших во Иисусе Бог приведет с Ним» (1Сол.4:13–14); мы соединены на веки с теми, которых смерть разлучила с нами на время. Грех ввел в мир смерть. Христос, удовлетворивший за грех правде и ниспославший дух жизни, ввел в мир жизнь. – Не все мы умеем пользоваться здесь жизнью Христовою; тоже могло быть и с отшедшими от нас. Итак, нам остается молиться пред крестною жертвою за отшедших от нас, да покроет она собою грехи их. Так говорит нам крест Христов!

Тяжки, очень тяжки, для души – муки пробудившейся совести. Взор на необозримые заблуждения ума, на необъятно – великие преступления пред святостью Божией отзывается в сердце тягостью, подавляющею грешника. Пока спит совесть, грешник покоен, но чем долее сон её, тем мучительнее пробуждение её. Тогда всякая неудача в жизни, всякое падение легкое кажутся стрелами гнева Божия. Куда деваться? Где найти покой? Каяться в грехах? Но что значит наше покаяние пред винами нашими? Беспредельная правда оскорблена; а последствия грехов разве в нашей власти? Будем ли приносить жертвы за грехи, милостыню, дары храмам Божиим? Но все доброе – постоянный долг наш, а прежние долги остаются не оплатными. Где же покой для угрызений совести? На кресте Спасителя и нигде более. Только взор веры на распятого Сына Божия возвращает душу от безнадежного уныния к спасительному покою. Крест Иисусов, говорит вера душе, вот жертвенник очищения всемирного. «Если бы кто согрешил, учит апостол, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:1–2). Так беды жизни и разрушительные явления природы более не страшат собою грешника, не кажутся казнями мстительной правды Божией, правда Божия примирена с нами на кресте. Пред крестом душа кающегося восклицает, помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем – и слышит со креста сладкий глас сладчайшего Иисуса, аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши в раи (Лк.23:42–43).

Внутренние скорби не оканчиваются скорбями покаяния. По временам самые твердые последователи Христовы, забывая сладость правды распятого Иисуса, приходят в неизъяснимое уныние; искушения, задерживающие совершенствование духовное, ослабление жара ревности о благочестии поставляют их иногда в такое состояние, что они чувствуют себя как бы оставленными небом, без сил, без помощи, отверженными от лица Божия; воды скорбей до того умножаются в душе их, что как бы готовы поглотить их. И здесь-то особенно взор веры на распятого Господа исполняет утешением скорбные сердца. Надежды, возбуждаемые этим взором, прочны и безграничны. Отец небесный дал нам Сына Своего, чего же после того не даст Он нам? Сын Божий испытал немощи наши, как же не поспешит Он со своею благостью подкрепить нас в оставшихся для нас скорбях? Испытанный во всем, за исключением греха, Он с любовью принимает участие в наших страданиях (Евр.4:15) и, если оставляет на время нас одних, но с тем только, чтобы живее чувствовали мы свое бессилие и искреннее звали Его на помощь. Он Сын Божий, столько же мудрый и благий, сколько и мощный, придет время, и Он подаст помощь, – не устоят против Его силы никакие силы ада, никакие искушения греха.

Так для всякой скорби нашей утешение прочное, утешение сладкое – в кресте Христовом. «Поклоняемся страстем Твоим, Христе и славим славное твое воскресение». Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх