Слово в день воспоминания события 17(30)-го октября 1888-го года и памяти святого пророка Осии
Нынешний день ежегодно с 1888 года приводит на память нам чудное хранение Богом Царственного Дома нашего, а вместе с ним и всей земли Русской. Мы должны хотя бы однажды в год оживлять в сердцах чувство благодарности к Господу памятованием этого, как и других Его благодеяний, чтобы сердце наше не сделалось от неблагодарности бесчувственным. Ведь и животные памятуют благодеющую руку, неужели человек хочет опускаться во многом ниже и бессловесных? Когда человек делается неблагодарным к небесному Отцу, как сын к земным отцу и матери, то как ожидать от этого человека чего-либо доброго, что, например, сердце его будет добрым, мягким, полным любви к человечеству? Да, кроме этих воспоминаний о благодеяниях Божиих, уже бывших, ведь в нынешний день побуждает нас усиливать молитвы и то, что доселе Государь наш находится в опасности, как не только правящий мирно государством, а взявший на себя самый трудный и опасный подвиг быть верховным Вождем нашего воинства. Как же необходимо, чтобы продолжал осенять Его, а с ним и всю землю Русскую небесный покров!
Но, молясь об осенении покровом небесным земли нашей, никогда не должны мы переставать напоминать о том, достойны ли мы быть всегда под милостивым Господним покровом. Ведь Господь желает, чтобы мы, Им ущедряемые, вступили в завет любви с Ним. Он хочет, чтобы мы были верны Ему, как верна мужу любящая его жена. Об этом так трогательно напоминает Он чрез пророков Своих, например чрез празднуемого ныне пророка Осию. Какое странное на вид повеление получает этот пророк от Господа! «Возьми себе, – говорит ему Господь, – жену блудницу... ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа»! (Ос. 1, 2). Господь повелевает пророку полюбить женщину, мужем любимую, но ему неверную, подобно тому как любит Господь сынов Израилевых, а они Ему изменяют (Ос. 3, 1). Все это было ярким образом того, как тяжело было Господу любить Израиля, непрестанно изменявшего Ему, подобно блуднице. «Дух блуда внутри них, и Господа они не познали» (Ос. 5, 4), с горечью говорит Господь об Израиле, возлюбленном, но любви Господа столь недостойном (Втор. 32, 15; Ис. 5, 1–7).
Но Бог не человек, чтобы Ему изменяться, Он продолжал любить Израиля, столь Ему изменявшего; милостиво, с любовию врачевал его, чтобы ввести его в любовь Свою, ибо ведь вне общения с Ним гибель, «только во Мне опора твоя» (Ос. 13, 9). Он сначала будит всячески совесть народа чрез пророков Своих, когда же не прерывается этот духовный сон Израиля, Господь «поражает чрез пророков и бьет его словами уст Своих» (Ос. 6, 5). Но и тогда не пробуждается Израиль. Что же оставалось делать Господу? Как непробудно спящего, когда его непременно нужно разбудить, например ввиду начавшегося в доме пожара, начинают колоть, причинять ему боль, чтобы прервать сон его, хотя бы то казалось последнему мучительно, так и Господь должен был поступать. Если не пробуждался народ от самого громкого вопля пророков, не оставалось ли будить его шумом грядущих бедствий? «Опустошена будет Самария... на заре погибнет царь Израилев» (Ос. 14:1, 11:1), – возвещает Господь Израилю чрез пророка Осию. Не чувствовал Израиль боли душевной так сделалась бесчувственна душа его от «поражающего» и «биющего» слова пророков, не оставалось ли поражать и бить его ранами страданий, чтобы хотя таким образом спасти его от погибели? Конечно, хочет Господь не самого страдания человеческого, Он, Который так слышит страдания каждой созданной Им живой твари, Он хочет и среди страданий милостиво врачевать человека, чтобы он, почувствовав боль тела, заметил и самый источник ее раны души своей, совести, изъязвленной страстями и болящей. «Когда Я врачевал Израиля, открылась неправда Ефрема» (Ос. 7, 1), так говорит Он о Своих наказаниях. Неужели на Него роптать в дни этих бедствий, когда они необходимы для врачевания? Разве может роптать и питать злобу больной против того врача, который режет части его тела, чтобы избавить от смертоносного заражения все тело?
Как необходимо все это помнить народу русскому, который вступил некогда также в завет с Господом чрез Святое Крещение, «сочетался Христу», восприял «печать дара Духа Святаго», как бы драгоценный перстень обручения на руку (Лк. 15, 22), чтобы запечатлеть (2Кор. 1, 22) свою верность Господу! Возлюбил Господа новопросвещенный народ, сделался «богоносным». Но таков ли он ныне? Верен ли он Христу? Как много и часто изменял он Господу своему, подобно жестокосердому Израилю! «Святая Русь» называли его, не оставалось ли в иные времена от этого названия одно воспоминание о днях, давно минувших? И как Израилю, избранному народу Господа, Господь чрез пророка Осию говорил: «Не Мой народ... дух блуда внутри них, и Господа они не познали» (Ос. 1:9, 5:4), так и «Святую Русь» узнает ли Он ныне после стольких измен Себе? Как милостиво Господь врачевал, подобно Израилю, и народ наш, будил и его совесть, призывал к Себе, пока не пришлось будить, вместо слова проповедников, громом всемирных бедствий, пока, вместо уязвляющего совесть обличительного слова пастырей, не пришлось ранами поражать всю землю, чтобы в самых отдаленных углах чувствовали эти раны люди и обращались ко Господу!
И вот теперь ждет Господь от нас, чтобы среди тяжких бедствий нашей земли взыскали мы Его и, подобно Израилю, сделали то, о чем говорит Господь чрез пророка Осию: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил и Он исцелит нас, поразил и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Ос. 6, 1–2). Если испытываемая скорбями нынешнего времени взыщет наша душа с покаянием Господа, Которому так много и часто изменяла, если после испытания бедствиями утвердятся святые мысли в душах наших и уже не будет «благочестие» народа нашего, подобно Израилеву, «как утренний туман и как роса, скоро исчезающая» (Ос. 6, 4), то снова покров Господа милостиво будет осенять землю нашу, как взошедшее после мрачной ночи или непогоды солнце, снова проливаться будет Его милость над страной нашею, как орошающий иссохшую землю благодатный «дождь поздний» (Ос. 6, 3).
Аминь.