Проповеди на праздники:


Слово в день Владимирской иконы Богоматери

Бывайте же друг ко друзу близи (Еф.4:32).

Так заповедал апостол христианам своего времени. Не должен ли и я сказать тоже христианам сей страны? Обязанный званием видеть на местах, како пребывают братия в вере (Деян.15:36), с скорбью вижу, что есть нужда повторить здесь заповедь апостола, что надобно желать для пастырей и пасомых сего края, чтобы не было между ними напрасных жалоб, вражды и ссор. Дело не в том, чтобы обязанные надзирать за другими, или вопрошаемые о других начальством, скрывали действительные беспорядки и преступления. Неприличны, оскорбительны для совести христианской вражда и ябеда.

Какое прекрасное зрелище представляют собою люди, у которых одно сердце и одна душа! (Деян.4:32). И как возмущается чувство при виде тех, которые как будто для того и живут, чтобы враждовать между собою и ссориться! Сама природа, само сердце наше говорит нам, что вражда – состояние неестественное, состояние такое, которому быть не должно. Бог наш несть Бог нестроения и вражды. Он Бог мира и любви. Это говорит нам сама душа наша, и она же осуждает в нас всякую неприязненность к другому. Пророк Елисей каждый раз, как проходил чрез одно селение, был с любовью принимаем благочестивою женщиною и находил покой в её доме. Признательный к доброй жене пророк раз сказал ей, се удивила еси нас всем попечением сим. Что подобает сотворити тебе? Аще есть тебе слово к царю или ко князю? Что же, думаете вы, при таком вызове великого пред Богом и людьми человека, отвечала благочестивая жена? Она же рече: несть, посреди людей моих аз есмь живуща (4Цар.4:8–13). Какой прекрасный ответ! Не на что, говорит жена, жаловаться мне ни царю, ни князю, нечего и искать мне у того и другого, я живу среди людей народа Божия, которые все мне свои. Вот как думала, вот как говорила душа добрая. И может ли иначе думать душа добрая? Может ли она считать другого виновным или способным на зло, прежде чем обвинить себя? Может ли искать себе преимущества пред другим, чувствуя свои немощи, свои грехи, свои недостатки разного рода.

Что заставляет тебя брать, мой, так жестоко, охуждать другого, так упорно домогаться возвышения для себя и унижения для другого! Чувство справедливости, думаешь ты. Напрасно думамаешь. Ты обманут самолюбием. Самолюбие расширяет твои желания, простирает требования далее пределов справедливости, и, не получая удовлетворения, раздражается против других. Самолюбие возбудило в тебе мечты о твоих заслугах и недостатках другого, и ты смотришь на все сквозь стекло его, а не своими глазами. Дело известное, если смотрят в стекло синее, и вещи кажутся синими; если стекло красное, и предметы кажутся красными. Когда жалуешься на унижение свое и на несправедливость других, кто тебе сказал, что прав ты, а не другие? ты сам говоришь, твое самолюбие уверило тебя в том! Раздраженный мнимою несправедливостью других против тебя, ты потерял верный взгляд на вещи. Они окрасились от стекла, сквозь которое ты смотришь на них. Как легко, как скоро и как незаметно для нас самих страсть наводит туман на наше зрение, окрашивает пред нашим взором предметы, на которые смотрим! О! если бы ты смотрел на себя и на других в самосознании чистом, озаренном лучами небесного учения Христова, ты сказал бы о себе, где найду я такого грешника, каков я несчастный? кто более имеет нужду в снисхождении и прощении, чем я, покрытый неправдами с ног до головы? Мне ли жаловаться на других? Мне ли винить ближнего моего? Мне ли искать преимуществ себе?

Она же рече: несть, посреди людей моих аз есмь живуща. Так говорит добрая душа. Она думает о других, не иначе, как с самой лучшей стороны. Считает их родными себе, людьми народа Богом избранного и Богом хранимого, добрыми, богобоязливыми, любящими закон и правду. Так ли ты судишь о других, брат мой. ты, который посылаешь донос за доносом в суд на другого? По твоему ошибочному мнению, и начальство твое несправедливо, и братья твои делают неправду за неправдою; для тебя неправы все, кроме тебя одного. Остерегись, брат мой! Апостол признает тяжкими грешниками тех, которые пренебрегают начальства и злословят власти. Михаил архангел, говорит он, не смел и на диавола произнести осудительной укоризны; а сии злословят то, чего не знают (Иуд.1:10). Кто тебе сказал, что другие менее тебя дорожат правдою? Кто тебя уверил, что другие, даже и пользующиеся уважением в обществе, против совести не признают в тебе тех достоинств, которыми ты величаешься только по собственному твоему усмотрению? Ты считаешь себя правым, а осуждаешь других, которых вовсе не знаешь? Не странно ли, не жалко ли это положение, в которое сам ставишь себя? О себе ты думаешь, что ты человек чуть не святой, и усердный к Богу и заботливый о ближних; а другие, по-твоему, люди пустые, беззаботные о своей душе, лишенные благодати! Христианская ли совесть так рассуждает в тебе? Простая израильтянка осуждает тебя. Она не так рассуждала о других, как ты рассуждаешь. И о ком же так скромно, так осмотрительно, судила она? Об иудеях. А ты дерзко осуждаешь христиан и христианское начальство! Кто озлобит вас, говорит нам апостол, благому подобницы будете? (1Пет.3:13). Видишь, как апостол не допускает самой возможности того, чтобы другие захотели оскорбить нас, если только сами подражаем всеблагому. Подлинно, кто захочет оскорблять того, кто на обиды отвечает любовью? Не почувствует ли готовый на оскорбления, что вся красота любви и кротости на стороне брата, а вся гнусность злобы на стороне его самого? Нет, не другие причиною тому, что ты ведешь непрестанные тяжбы и ссоры, – а твоя несчастная страсть, огнище углию, и дрова огневи, муж же клеветлив в мятеж свара, говорит премудрый (Притч.16:11). Это значит, что как для огня пищей служат дрова, так клеветнику пища – вражды и ссоры, без них он не живет.

Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбив вы (Ин.15:12). Так говорит нам христианам Господь наш. Если кто, то особенно христиане должны любить друг друга, а не враждовать один против другого. Такова воля о них Господа! Они должны любить друг друга, как возлюбил их Господь. А как возлюбил нас Господь? Он возлюбил нас грешников сущих (Рим.5:8), возлюбил не праведников, а виновных во всем пред Отцом небесным. Значит, и мы должны любить других, хотя бы действительно они были не справедливы пред нами и пред Богом. Он так любит грешников, что и за распинателей своих молился на кресте, Отче, говорил Он, отпусти им, неведят бо что творят (Лк.23:34). Значит, но воле Господа, и мы должны не только покрывать обиды других любовью, извинять несправедливости их немощью, неведением, но и молиться за них. Господь, подавая нам пример жизнью своею, укороемь не укоряше, стражда непрещаше, предаяше же Судящему праведно (1Пет.2:23). Так велит Он и нам поступать. Он поведал любить врагов, благословлять клянущих, добро творит ненавидящим (Мф.5:44), молиться за творящих обиду (Лк.6:28), и напасть (Мф.5:44). Христиане должны быть облечены, яко же избраннии Божии и святии, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение, приемлюще друг друга и прощающе, яко же и Христос простил есть им, тако и они (Кол.3:12–13). Скажите же, други мои, есть ли в таких расположениях, заповеданных христианам, что-нибудь сообразное с духом вражды и ябедничества? Или есть ли в деле клеветника и ябедника что-либо похожее на христианство? Нет, и быть не мажет. К сраму вам глаголю, писал апостол коринфянам, – тако ли несть в вас мудрый ни един, иже может рассудити между братий своих? Но брат с братом, т.е. христианин с христианином, судится и то пред неверными. Уже бо отнюдь вам срам есть яко тяжбы имате между собою. Почто не паче обидими есте? Почто не паче лишены бываете (1Кор.6:5–8). Видите, за что осуждает апостол коринфских христиан? Осуждает за то, что обижаемые, вместо того чтобы из среды себя избирать судей для решения взаимных неудовольствий, обращались к светским судьям. Осуждает за то, что не переносили терпеливо обид, возмущенных чувств не умиротворяли духом любви христианской; оскорбляли или христианина тем, что начинали тяжбу один с другим. Как же оправдаются пред судом апостольским клеветники и ябедники, те, которые не только не переносят оскорблений и трубят о них везде, но говорят и пишут то, чего никто не думал делать им? О! они более, чем оскорбляют имя христианина, бесчестят имя христианина, они оскверняют его. О сем познают вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою, сказал Господь (Ин.3:35). Отличием христиан, существенным признаком христиан служит любовь, любовь, которая покрывает грехи других, прощает оскорбления незаслуженные, забывает обиды; кто не имеет такой любви, тот не христианин истинный. Кто же тот который не только не забывает обиды, но приписывает на суде ближнему, чего тот вовсе не делал? Должно сказать, что он уподобляется исконному клеветнику на людей и Бога.

Пусть, оскорбляемый, не можешь ты устоять на высоте терпеливого самоотречения, не в состоянии перенести обиды любовью. Господь указал тебе суд не такой, какой ты избираешь. Господь сказал, аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем. Аще тебе не послушает, поими с собою еще единого или два. Аще же не послушает их, повеждь церкви (Мф.18:15–16). Видишь, какой порядок установлен для суда христианского!

Первая степень христианского суда – вразумление виновного на едине. Ты обижен? Иди к тому, кто обидел тебя, иди не с чувствами досады и гордости, а в духе любви и кротости. Иди и обличи его. Пусть между тобою и обидевшем откроется суд братский, где свидетели – совесть, делопроизводство – вразумление духовное. Открой оскорбившему несправедливость его, покажи тяжесть греха для его души; напомни о суде всемирном. Объясни дело, как сознает его совесть твоя. Если бы и не примирился с тобою брать после того, и тогда еще не следует тебе явиться к начальству с жалобою, не следует выставлять брата на суд общественный. По наставлению Спасителя, тогда, как не послушает твоего вразумления согрешивший, поими с собою еще единого или два.

Пусть люди добрые, благочестивые, которых любовь к правде известна тебе и твоему брату, разберут твое дело с братом пусть они покажут тебе и брату, кто из вас прав? Пусть к твоему голосу присоединится голос сторонних, чтобы сильнее подействовать на совесть согрешившего, успешнее обратить его на путь долга и любви. Пусть открыто будет для тебя и брата, что любовь к правде и брату заставляет тебя считать брата виновным, а не гордость оскорбленная, не другая какая-либо страсть твоя. Если же и суд совестей отвергнут будет братом, тогда можешь ты с спокойною совестью предать брата и суду общественному. Осмотрись же на самого себя, так ли поступаешь ты, как повелел Господь!

Несправедливое обвинение, взводимое на брата пред судом, называется у нас ябедою. Какое выразительное название, созвучное с бедою. Для кого же в ней беда? Конечно, по намерению, для ближнего. Какое жестокое намерение! Какое зверство в человеке! Как смотреть на клеветника, если не как на человека страшного! Если он не страшен себе самому, то от того он еще более страшен. Клеветник – беда ближним. От него нет покоя ни начальству, ни соседям и знакомым; он возбуждает только тревоги и опасения, скорбь и страдании. Он – злокачественная язва общества. Ябеда грозит бедою не только другим, но и себе. Кому более всего не верят? Клеветнику, он подозрителен и тогда, как говорит правду. Кого боятся и презирают? Клеветника, он так низок и грязен в душе. Кто очень мало занят добрыми делами? Клеветник; он о том только и думает, чтобы нанести вред другому. Чей дом разорен, дети без хлеба, поля в запустении? У клеветника; ему некогда заняться ни домом, ни детьми. О ком отзываются дурно, добросовестные начальники? О клеветнике, как непримиримом враге общего покоя. Что за жизнь – жизнь клеветника? Мука. Прикрепив один конец дела к судьбе другого, другим концом связывает он себя, ему надобно непрестанно беречься, чтобы и другой не освободился, надобно беречь и себя, чтобы не попасться самому в беду невылазную. Дело начато с злорадною радостью, а продолжение его – ряд тревог и забот, скорбей и надежд обманутых. И как часто бывает, что ров изры и ископа и, и впадает в яму, юже содела, обратится болезнь его на главу его и на верх его неправда его снидет (Пс.7:16–17). И правда человеческая обыкновенно назначает клеветнику то самое наказание, какому хотел он подвергнуть невинного.

Говорить ли о том, какие казни назначил Господь клеветникам? Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще же не отпущаете человеком согрешения их, и Отец ваш не отпустит вам согрешений ваших (Мф.6:14–15), – так сказал Господь. Вы знаете, братия, и то, что мир благодатный посещает только сынов мира; если же где нет мира, а властвует дух вражды и злобы, то даже и тогда, как преподают мир служители благодатного мира, он возвращается к ним, не касаясь чад вражды. Чего же ожидать себе могут в вечности чада вражды, если они здесь остаются без благодати? Они – несчастные сыны геенны, тучные жертвы пламени адского. Это не наши слова. Судия вселенной говорит презрителям воли Его о любви: идите от меня проклятии во огнь вечный, уготованный диаволом и аггелом его (Мф.25:41).

Не срамляя вас, говорю сие, но яко чада моя возлюбленная наказую (1Кор.6:14). Бог любви и мира да будет со всеми нами. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх