Слово в день Входа Господня в Иерусалим

«Приидите и мы днесь весь новый Израиль, яже от язык Церковь, со пророком Захариею возопиим: «Радуйся зело, дщи Сионова, проповедуй, дщи Иерусалимова, яко се Царь твой грядет тебе кроток и спасаяй» (стихира праздника).

С великим духовным торжеством, подобно древнему Израилю, празднует новый Израиль, то есть христиане, нынешний праздник.

Но во время самого торжественного входа Господня в Иерусалим мы видим не одну радость и торжество. Господь плакал во время ликования народа о горестной судьбе Иерусалима, готовившегося вскоре отвергнуть Мессию своего (Лк. 19, 37–44). Следовательно, легкомысленно было ликование народа. В самом деле, он думал, что встречает грядущего земного Царя своего, Который не только не отрешит его от чрезмерного пристрастия к благам земным, но грядет в Иерусалим именно для того, чтобы даровать их народу Своему в изобилии, благословить не небесный, а земной мир и благосостояние Израиля.

Мало того, Израиль даже боялся уверовать во Христа как духовного Царя, имевшего разрешить сердца людей от уз страстей земных Своим Крестом и страданиями, в лице своих вождей он объявил: «Если оставим Его (Христа) так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладевают и местом нашим, и народом» (Ин.11:48), то есть более всего эти вожди боялись, что Израиль, уверовав во Христа, потеряет земное свое царство, должен будет отречься от обладания тем, что его сердцу наиболее любезно.

Подобно древнему Израилю, не легкомысленно ли было, братие, и наше духовное ликование в день сей? Ибо углубили ли мы духовное торжество нынешнего праздника теми помышлениями о Кресте и страданиях, какие занимали Самого Господа, входившего в Иерусалим? Та ли вера в победную силу Христовых страданий поднимала и радостью наполняла наш дух, которая побуждала пророка восклицать: «Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля! Се, Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй», – спасаяй страданиями Своими, «кровию завета» Своего (Зах. 9, 9–11)? Помышляли ли мы о том, что хотя и дух Самого Христа был исполнен победного торжества при мысли о наступившем времени прославления Сына Человеческого, но путь к этой славе Он указал в Своих страданиях, сказав: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24), что лишь путем «возненавидения» себя, то есть своих земных пристрастий, мы можем испытать истинное духовное торжество Христово и только следуя за Христом путем страданий можем «войти в радость Господа своего» (Мф. 25, 21). Мы настолько поставили удовольствие земное правилом своей жизни, что иногда едва ли не его только ищем в самом храме и начинаем сильно тяготиться пребыванием в последнем, не испытывая непрерывного, хотя бы и чисто земного удовольствия. Конечно, щедродателен Господь, Он не лишает духовного утешения веры никого из нас при всей привязанности нашей к земным удовольствиям.

«Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку: радуйтеся» (Флп. 4, 4), слышим и мы ныне, подобно ветхозаветному Израилю, призыв святой Церкви устами апостола. Но ведь Господь посылает эту радость и утешение духовное для большего воодушевления нас на духовные подвиги.

В настоящее время люди, редко испытывая в себе подъем духовной жизни, жалуются на самую Церковь: они говорят, что пребывание в храме не возбуждает их духовной жизни, так как будто бы Церкви нет дела до земной жизни, которую она должна бы освящать хранящимися в ней сокровищами жизни духовной. Но как может освятить Церковь жизнь тех людей, которые не только не ищут ее освящения, но и противятся этому освящению, когда, «желая приблизиться к Богу, – по слову пророка, – исполняют волю свою» (Ис. 58, 2–3)? Как может «голос их быть услышан (Богом) на высоте» (Ис. 58, 4), если даже в храме, воссылая молитвы устами, они сердцем блуждают лишь по распутиям удовольствий и пристрастий земных? Не изгнал ли Сам Господь в день сей из храма Своего людей, внесших в «дом молитвы» корысть и прочие страсти земные и чрез то превративших дом сей в «вертеп разбойников» (Мф. 21, 12–13; Ис. 56, 7; Иер. 7, 11)? «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 38), сказал Господь этим людям, указывая на то, что вместе с запустением храма сделался опустошенным и весь «виноградник» Израиля, запустела от терния земных пристрастий и замерла вся духовная жизнь Израиля (Мф. 21, 33–43; Ис. 5, 1–7). Отныне вместо Израиля дом сей отдается язычникам, по слову Господа, изреченному еще древле чрез одного из пророков Израиля: «Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56, 7). Отныне, когда Господь «из уст младенец и ссущих совершил еси (Себе) хвалу» в обличение вражды ко Христу неверующего Израиля (Пс. 8, 3; Мф. 21, 15–16), создает Он себе новых, лучших не по естеству, впрочем, а по благодати чад из среды народов языческих, осуществляет сказанное Предтечею Христовым: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3, 9), как и говорит Сам Он неверующим сынам Израиля: «Аще сии (верующие из Израиля) умолчат, камение возопиет» (Лк. 19, 40), то есть обратятся ко Христу, говоря словами песни церковной, «языцы (язычники) противообразнии (т. е. предызображаемые в Ветхом Завете) каменосердечнии»168 язычники, доселе бывшие также, подобно Израилю, жестокосердыми, но верою во Христа и любовью к Нему умягчившие сердца свои.

Убоимся же этого «опустения дома» духовного и окаменения сердец и все мы, новый Израиль, особенно мы, питомцы духовной школы, призванные быть не только виноградником Господа, но и делателями в Христовом винограднике, дабы не сказал и нам Господь: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 38)... «Когда вы приходите являться пред лице Мое» (в храме), кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?» (Ис. 1, 12). Да не пустым и бесплодным «топтанием дворов Господних» будет для нас стояние в церкви в дни торжества духовного или покаяния, но да умягчается здесь окаменение духовное нашего сердца и да наполняется беспрестанно душа наша высшею духовною, очищенною от страстей жизнью Христовой! Аминь.


Наверх