Проповеди на праздники:


Слово в день Успения Богоматери. 1848 г.

Отчего так ясен, так светел настоящий день в православной церкви? Представьте, на огромном пространстве России, в Европе, Азии, Америке весел, радостен настоящий день, как не многие другие. Отчего это? Оттого, что Матерь Христа Господа не умерла, а жива. Оттого, что на небе Та, которую слушал Сын Её на земле, – пред престолом Сына своего Та, которой Сын повиновался и во днях плоти. Сколько надежд нам на помощь живой Матери Господа! Сколько верных, твердых надежд на любовь живой Матери любви! Если Она, исполненная любви к Богу и нуждающимся. июлям, много могла и на земле у Бога – Сына своего, то, без сомнения, более теперь, чем прежде, любит Она исповедников имени Сына Ея, – без сомнения, более во славе, чем сокрытая смирением, может испросить для нас у Сына своего. Какой свет просиявает из гроба Ея! Благодатная Дева уснула тихим сном, и скоро дослала для вечной жизни. Не верный ли это опыт того, что и все мы некогда воскреснем, что и наша плоть, как одинаковая человеческая плоть с чистым телом Марии, так же воздвигнута будет в жизни словом одного и того же всесильного? А истина воскресения сколько света разливает для ума! Сколько утешительна она для сердца! Сколько назидательна для каждого! Так, настоящий праздник православия имеет высокое христианское значение, по отношению мысли о бессмертии к жизни нашей. Рассмотрим ближе это отношение – отношение мысли о бессмертии к нашей жизни.

Мысль о воскресении праведных в блаженную жизнь поучительна для ума. Если воскреснем мы в жизнь вечную, то воскреснем, без сомнения, в другом мире. Преобразованное тело потребует другого жилища, более способного для тонкого тела. Будет ли это совсем другая земля? Будут ли совсем новые стихии созданы? Нет. О создании другой земли и другого неба не говорит нам откровение. Нова небеса и новы земли, в них же правда Божия живет, по обетованию Господню, чаем (2Пет.3:13), говорит апостол. Заметьте, что апостол, ожидая для себя и других новой жизни, ожидает вместе новой земли и нового неба. Заметьте и то, в каком отношении называет он ту землю новою, и то небо новым? В том, что на той земле, в том небе будет жить одна правда Божия. Итак, истребление будет относиться только к неправдам, только к грехам, а не к земле и небу; истреблен будет только грех, уничтожатся только нечистоты, которые оскверняют теперь землю. Земля и небо обновятся; в страшном огненном перевороте очистятся они, как в земном нашем огне очищается металл. Теперь вся тварь, вся видимая природа воздыхает вместе с нами, ожидая своего и нашего избавления от суеты, которой покорила ее суета человеческая. Эти воздыхания твари, эти живые надежды её, без сомнения, исполнятся, потому что они, как в них, так и в нас, насаждены Богом, потому что тогда, как. исполнятся наши надежды на освобождение от суеты, нет причины, почему бы остались неисполненными надежды страдающей, по нашей вине, твари. Она освободится от рабства тлению и вступит в свободу славы чад Божиих (Рим.8:21). Так, вместе с воскресением мертвых, явится новое небо, новая земля. Итак, земля наша не будет страною проклятия. Она не будет более страною беспорядков, которые столько заслоняют от взора нашего совершенства созданий Божиих. Тогда мир Божий откроется в новом виде, в том прекрасном виде, в каком вышел он из рук Творческих. Теперь мы видим духовные предметы как в зеркале, постигаем их только догадками. Тогда увидим их лицом к лицу. Вот почему чистые умы не тревожатся любопытством, не волнуются сомнениями при встрече с затруднительными вопросами о мире и странных событиях земной жизни. Просвещенные мыслью о воскресении и будущем преобразовании мира, они знают, что и мимо наших заботь откроются тайны Божии в определенный для того период бытия. «Возлюбленные, так говорит один из них, ныне мы чада Божия, – и еще не открыто, чем будем мы, но знаем, что, когда явится Он, будем подобны Ему, ибо увидим Его, каков Он есть» (1Ин.3:2). «Отчасти разумеваем, говорит другой, отчасти пророчествуем, когда придет совершенство, тогда, то, что отчасти, уничтожится. Ныне разумею отчасти, тогда же познаю, как и Он познал меня» (1Кор.13:9–12).

Истина воскресении в жизнь вечную утешителя» ли сердца. Как дороги сокровища той жизни! Как высоки красоты неба! Как несравнимы радости жизни за гробом! Никакие страдания земные не могут значить что-нибудь в сравнении с славою будущего века. Может ли овладеть душою, может ли коснуться души уныние, когда она сквозь мрак скорбей зрит на зарю бессмертия? Пусть, говорит она, грешное тело изнемогает в страданиях, если слабеют вместе с тем страсти его, – это одна из лучших услуг мне; если тлеет грубая земляность плоти, тем легче будет восход в жизнь нетления. Тело смирения, тело слабое, бренное, земное, когда носит в себе мертвость Господа Иисуса, будет преображено в светлое, славное тело, подобное прославленному телу Иисусову (Флп.3:21; 2Кор.4:10). Чего же больше? Бедность, низкое рождение, безуспешность в житейских делах, неправды людей держат вдали от благ мира. Но, что значат земные блага для жизни бессмертной? Менее, чем мечта мимолетная. И, о если бы – только это они значили! К несчастью, при всей пустоте их, душа незаметно уязвляется пристрастием к ним, и страсти переходят в ту жизнь на муку душе, на муку тем более страшную, что предметов страсти там не будет, а душа страдать будет только от жажды, ничем не утоляемой. О! дальше, дальше от опасных благ мира. Там, за гробом – блага нетленные, дышащие миром, несравнимые ни с какими земными сокровищами. Неверующий боится смерти. И как не бояться ему? За гробом все так мрачно для вето, надежд на покой нет ни одной; хотелось бы не верить, что придется еще жить, но и отказаться от желания жизни нельзя; жить надобно, но как страшно жить с грехами! И где жить? Только вера, живая вера в Господа Иисуса – победителя греха и смерти смотрит на смерть, как на краткий сон плоти в недрах земли, как на дверь в чертоги Отца небесного; она знает, что верующий, аще и умрет, оживет (Ин.11:25) для блаженной вечности, уготованной заслугами Господа Иисуса; она твердо знает, что близкие сердцу её, хотя оставили землю, не разлучились с нею, а живут у Господа живых и мертвых; знает, что в дому Отца небесного много обителей, как неодинакова и готовность странников земли для тех или других радостей, для того или другого покоя. Пусть бренный состав тела разрушается, – в душе верующей царствует покой, так как она давно готова была к тому, так как она знает, что для нее будет другое, лучшее жилище. Блажены мертвие умирающий о Господе (Откр.14:13).

Апостол Петр, сказав о будущем воскресении тела и мира вещественного, говорит потом, темже, возлюбленнии, сия чающе, потщитеся нескверни и непорочны тому обрестися в мире, и Господа нашего долготерпение считайте за спасение (2Пет.3:14–15). Что это значит? То, что уверенность в воскресении требует от нас, побуждает нас, чтобы мы тщились, не кое-как думали, не кое-когда озабочивались, а употребляли все старание, заботились постоянно о том, чтобы явиться не скверными, незапятнанными нечистотой мира, и непорочными, свободными от всего, что может возбудить гнев вечного Судии. Весть Господь, говорит апостол, неправедники на день судный мучимы блюсти, наипаче же во следа плотские похоти сквернения ходящие (2Пет.2:9–10). Берегите сосуд Духа Божия – тело, дабы не воскреснуть ему для того только, чтобы гореть в геенне. Мысль о воскресения и суде требует, чтобы мы были в мире, не тревожили покоя совести нечистыми делами, а если и согрешим в чем, спешили бы возвратить повой покаянием и верою. Уверенность в воскресении требует забот, чтобы обрелись мы непорочными пред Тем – пред Господом нашим, а не казались бы непорочными только в глазах мира, ибо там будет судить нас не мир, который сам будет стоять под ответственностью; мало и того, если бы казались мы порядочными в глазах своих, пред своею совестью, ибо суд каждого о себе самом обманчив, подкупается самолюбием и разными страстями; если и не зазрить нам сердце, есть Тот, Кто больше сердца нашего, говорит апостол. Надобно, чтобы поставляли мы себя пред лицем Господа, и по Его суду поверяли жизнь свою; а как этот суд строг! Он осуждает и за нечистые мысли, и за мирские побуждения, и за тайное тщеславие, и за скрытую гордость, и за намеренные неправды, и за невольные движения досады. Чего еще требует от нас уверенность в воскресении? Господа нашего долготерпение считайте за спасение. Не думайте, как думают учители лжи, что, если доселе не явился Судия грозный, для суда над всеми, это будто значит, что и вовсе не явится. Нет, Он, по милосердию своему, медлит судом Своим, ожидая покаяния грешников, ожидая, чтобы как можно более явилось спасающихся скорбями о грехах; Он есть любовь и желает только спасения грешника, а не погибели. О, грешная душа моя! Не употребляй во зло долготерпения Божия, не употребляй на погибель себе милосердия Божия. Спеши спасаться от греха, как от огня, пока есть время для того; спеши сеять добрые семена в сердце твоем, дока не настала жатва.

Путем гроба низойдем мы, братия, в бессмертие по душе и телу, но на муки, или на радости, это зависит от того, какие посеем здесь семена. Матерь Божия! Милосердая Матерь Милосердого! Подай нам свет мысли и твердость воли, да мысль о блаженном бессмертии Твоем будет плодоносною в нас к славе Сына Твоего. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх