Слово в день тезоименитства Государя Наследника и Великого Князя Алексия Николаевича
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).
Многие и много ныне говорят и пишут о просвещении, образовании, воспитании, всеобщем обучении, о распространении научных знаний среди народных масс.
«Побольше света, побольше знания, в знании сила, в образовании свобода!» Такие восклицания вместе с другими громкими словами: прогресс, культура, цивилизация - можно слышать и в устных беседах, и читать на страницах печати. Действительно, что же можно сказать вопреки таким добрым пожеланиям и заботам? Разве можно возражать против необходимости света вообще? Кто станет защищать тьму и мрак? Разве слепец только? Света ищут все. К свету стремится всякое живое и живущее существо: человек, животное и всякое растение. Лишь только родится младенец, он уже хотя и бессознательно, но инстинктом стремится поворотиться к свету. Растение чуть из земли выйдет, уже наклоняется к свету - к солнцу. В свете заключается для всех тварей жизнь и теплота. Поэтому все давно согласны в том, что свет есть жизнь для творений Божиих, а мрак - смерть.
Таковы условия жизни физического мира.
Не то же ли надо сказать и о духовной жизни? Говорим, конечно, тем, кто не отрицает существования духа и духовной жизни.
Есть солнце мира физического, освещающее и согревающее нашу землю и обитателей ее. Есть и Солнце мира духовного, нравственного, освещающее наш духовный, внутренний мир лучами божественного света и согревающее благодатию души разумных творений. Бог, повелевший, по слову Апостола, в начале мира из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, то есть наш внутренний мир (2 Кор. 4, 6). Явилось в мире Солнце Правды -Христос - образ Бога Невидимого, из недр Самого Отца (Кол. 1, 15). Через Христа Иисуса, Сына Божия воплотившегося, воссиял в духовном мире человечества Божий Свет, тот Свет, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9). Христос является в мире как Свет истинный, Который Сам о Себе сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Я свет миру; кто после дует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Апостол Иоанн, возвещая о Нем, прибавляет: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1, 4).
Итак, вот тот свет, который необходим для всякого разумно-свободного существа. Вот тот свет, без которого разумная тварь, все мы, люди, жить не можем истинной духовной жизнью, не в силах осуществить на земле свое человеческое назначение. Без этого света никто из людей не достигнет величия, счастья и благополучия. Без этого света Христова мы не можем быть ни истинно просвещенными, ни истинно интеллигентными, ни истинно свободными. Вне христианства нет истинных героев добра, нет высших подвигов добродетели, нет истинного прогресса и в смысле стремления к высшему совершенству и богоподобию в личной жизни, и в смысле устроения Царствия Божия в общественной и государственной жизни народов земли. Те, кои не будут озаряться и согреваться этим светом, не могут быть истинными братьями и мечтать о всеобщем равенстве людей. Истинная любовь, связующая воедино людей, согревающая жестокие сердца, сила, которая двигает жизнь мира к совершенству, явилась во всей полноте в мире только через Христа, в христианстве. Во свете Твоем, Христе, узрим, свет можем мы слышать ежедневно молитвенные слова песни церковной.
Ныне этот свет с нами. Доколе Христос в мире, Он свет миру (Ин. 9, 5). Мы именуемся христианами, то есть верующими во Христа, и должны веровать во свет, чтобы не объяла нас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет (Ин. 12, 35). Мы должны знать, куда нам идти. Путь жизни нашей должен быть ярко освещен, чтобы нам можно было уверенно идти к цели, не спотыкаясь и не блуждая по распутьям, а прямо направляться в тихую пристань, в Царство света и блаженства, истины и радости. Христос, Солнце мира духовного, и указует нам путь жизни во святом Евангелии Своем. Он просвещает всех, открывает и сообщает высшее знание, истинный смысл жизни мира вообще и каждого человека в частности. Через воплощение в жизни евангельского учения, через исполнение заповедей Христовых человек благодатию Божией достигает не только истинного знания, но и высшей свободы духа, становится истинно свободным, счастливым, довольным.
Не об этом ли свете сказал Христос ученикам и всем последователям Своим: Так да светит свет ваш пред людьми? .. Не об этом ли свете Христовом, свете веры в живого, личного Бога, Бога любви, Праведного Судии и Мздовоздаятеля, свете благочестивой, добродетельной жизни, мы должны громко взывать и словом, устным и печатным, и своею жизнью: побольше света, ибо в нем всё - и сила духовной жизни, и свобода, и высшее благо и счастье человека. Да, именно этот свет и должен через нашу жизнь светить всем, сидящим во тьме неведения. Озаряемые лучами этого света божественного, люди и народы устрояют светло и радостно свою жизнь, как личную, семейную, так и общественную и государственную. И пойдут царив светом... и языцы (народы) светлостию Христа- пророчествовал Исаия за много лет до Христа (Ис. 60, 3).
Ублажаемые и воспоминаемые ныне нами святители всероссийские Петр, Алексий, Иона и Филипп были светочами земли Русской. Они явились в нашем православном отечестве как светильники, поставленные на свещнике, светло горящие своею верою, любовью и подвигами, да светят и указуют путь правой жизни всем, находящимся в храмине и ограде Православной Церкви. Со времен детства своего эти святители стремились к свету жизни - Христу Богу; с дней юношеских они учились ходить во свете Евангелия Христова. Оставив мирскую жизнь и удалившись в места благочестия и святости, они удивляли всех ревностным исполнением обетов молитвы, самоотречения, целомудрия и труда. С усердием стремились они к высшей цели жизни, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 14). Они и достигли этого звания. Они сделались потом истинными архипастырями, самоотверженно несшими крест, волею Божией возложенный на них. Служа Богу, они с самоотречением служили и ближним. С полною уверенностью можно сказать, что целые сонмы наших соотечественников, озаряемые светом их добродетельной жизни, оставили погибельный путь греха и порока и взошли по лестнице добродетелей в Царство Божие. Удостоверено историей, что одушевляемая верою в Бога любовь их к ближнему и отечеству имела величайшее влияние на благоустроение жизни общественной и государственной. Святитель Алексий митрополит враждовавшим в то время русским князьям писал послания, призывал к миру и любви. Как отец, как старший брат, как близкий друг - призывал он всех и каждого жить благочестиво и исполнять заповеди Христовы. Два раза он был в темной и враждебной Орде татарской как ходатай за спасение своей родины. Святая жизнь его и исцеление слепой жены хана обаятельно действовали даже на темных и фанатичных татар и спасли отечество наше от полного разрушения. Святой Иона необыкновенной силой нравственного авторитета и святостью жизни пресек в корне смуты и кровопролития и спас государство от падения. Он же ревностью о Господе обратил тысячи неверующих язычников ко Христу и указал им путь в Царство Небесное. Святитель-мученик Филипп положил душу свою за паству. И по смерти своей эти святители продолжали светить нашему отечеству, являясь небесными покровителями и проявляя любовь свою в чудесных действиях и исцелениях у раки честных мощей их. Святая Церковь именует их «истинными хранителями апостольских преданий», «столпами непоколебимыми», «православия наставниками». Эти святители земли Русской действительно были ярко светящими маяками в темной жизни русского народа, в море греха, зла, страстей и бедствий. Они не только освещали во мраке ночи путь к святой, совершенной жизни, но сами деятельным участием христианской любви влекли других по пути в Царство Божие, спасали погибающих. Дела их добрые все видели, и славилось имя Божие не только среди русских христиан, но и среди других разноплеменных, большей частью язычествующих, насельников нашего отечества. У всех этих святителей русских была одинаково твердая, непоколебимая вера в Бога и Его святые законы и установления, одинаковая пламенная ревность по вере, одинаковая горячая к ближним и своему дорогому отечеству любовь, заставлявшая подвергать жизнь свою опасностям, чтобы спасти ближнего и дорогую родину.
Всем ревнующим ныне о просвещении нашего русского народа, стремящимся скорее ввести всеобщее обучение и распространить среди народных масс научные знания следует твердо помнить, что одно образование, одни знания без воспитания в народе веры в Бога, страха Божия, без укрепления в нем идеалов святой жизни, жизни по-Божьи, - не могут сделать народ наш сильным, истинно просвещенным, счастливым и довольным. Русь Святая. Это. говорит о том, что русский народ с самой колыбели своей жизни ставил первым идеалом - достижение святости жизни и особенно чтил, благоговел пред теми, кто жил свято, по-Божьи. По этому идеалу строилась жизнь личная, семейная, общественная и государственная. С точки зрения этого идеала ценилось и просвещение, грамотность, образование. Созидавшие и строившие наше отечество твердо помнили, что Свет Христов просвещает всех, что во свете Христа мы можем узреть свет жизни, смысл и цель и разум жизни народов мира и каждого из нас в частности.
В настоящий радостный для сердца русских людей день тезоименитства наследника Российского престола вознесем усердные молитвы к Богу, Благодетелю нашему, чтобы Он, по молитвам тезоименитого Государю наследнику святителя Алексия, помог Царственным Родителям воспитать своего царственного сына в вере и благочестии и пламенной любви к ближним и родному отечеству, воспитать по тому идеалу святости жизни, который лелеет и хранит еще в заветах своих наш русский народ православный. Аминь.