Слово в день святой равноапостольной жены Марии Магдалины
Слово в день святой равноапостольной жены Марии Магдалины
Святая Православная церковь вспоминает ныне труды и деятельность равноапостольной жены Марии Магдалины. Это одна из тех жён, которые, будучи облагодетельствованы Господом, – а св. Мария исцелена Спасителем от страшной болезни беснования, – из благоговения и благодарности к Нему, сопровождали Его всюду в его путешествиях, постоянно слушали его учение и служили Ему от своих имений. Вместе с другими жёнами св. Мария присутствовала при страданиях Спасителя и горько плакала о Нём как при его шествии на лобное место, так и при Его мучениях на кресте. При снятии Господа с креста св. Мария, неутешно рыдая, припадала к Божественному телу и своими слезами омывала пречистые раны Господа. В день воскресения Иисуса Христа св. Мария, как верная Его ученица, ещё до рассвета пришла ко гробу, чтобы помазать ароматами тело Распятого, но она не нашла здесь Господа, с ужасным горем поспешила к апостолам Петру и Иоанну, чтобы известить их, что тело Спасителя унесено кем-то из гроба. А сама между тем немедленно возвратилась снова к погребальной пещере и здесь-то первая удостоилась лицезреть воскресшего Господа, который повелел ей идти к братьям Его и сказать им о восхождении Его к Богу Отцу. По вознесении Иисуса Христа на небо св. Мария пребывала в единодушной молитве со св. апостолами и Матерью Господа (Деян.1:14). Впоследствии она много потрудилась в великом деле проповеди о Спасителе, путешествовала с этою целью в Рим, где жаловалась императору Тиверию на Пилата, несправедливо осудившего Христа Спасителя на смерть. Далее мы видим её в Ефесе, здесь помогала она св. Иоанну Богослову в деле распространения учения Богочеловека, здесь же с миром опочила после равноапостольных трудов своих. Св. мощи её при императоре Льве IV Философе из Ефеса перенесены были в град Константинополь.
Св. христианская Вера, возвестившая новое спасительное учение, даровавшее нам спасительные благодатные средства быть наследниками уготованных Спасителем вечных благ для праведников, сделала участницей их и женщину (чего мы не видим в дохристианском мире). По учению св. Евангелия, Отец Небесный есть Отец для всех людей, будут ли они Иудеи, Эллины или варвары, рабы или свободные, мужчины или женщины, – все они дети Его и между собой братья или сестры. Прежнее бесправное положение женщины в общественной жизни изменяется к лучшему, она получает значение самостоятельной, свободной личности; женщина есть человек в христианстве с правами общечеловеческими – естественными и благодатными. Сам Иисус Христос признавал в женщинах полную способность к восприятию и усвоению тех высоких истин, которые нелегко усваивались иногда и самими апостолами, неоднократно обнаруживал, как может быть искренна и глубока вера женщины, как горяча любовь и преданность её ко всему высокому, прекрасному, святому; Его учение находить между ними самых лучших последовательниц: с малыми детьми, мучимые жаждой и голодом, под палящими лучами солнца, подвергаясь всем невзгодам пути, без ропота, терпеливо следовали они за Иисусом Христом, слушая Его спасительное учение. В апостольское время они удостаиваются дара пророчества (Деян.15:32), деятельно помогают ученикам Господним в распространении Веры Христовой, как это мы видим и из жития равноапостольной Марии Магдалины, занимаются воспитанием детей по духу учения Спасителя, образовывают из них благочестивые Христианские семейства, общества и, наконец, целые государства. Вообще, женщина, освящённая в лице Богоматери, облагодатствованная в христианстве, во все важные моменты его жизни – появления и распространения, благоустроения семейства и общества по заповедям Господним – всегда имела великое значение.
В наш век изнеженный святая обязанность женщины – быть просветительницею молодого поколения, распространения учения Спасителя, мало-помалу утрачивается. Та семейная среда, в которой Божьим Провидением и распоряжением самой природы предначертана деятельность матери, где залагаются в детях семена добра или зла, любви и благожелания или ненависти и злости, словом, где должны бы утверждаться исключительно прочные основы религиозно-нравственной жизни для всей последующей жизни человека, – эта среда представляется современной матери и скучной и ничтожной. Действительность являет нам далеко непривлекательные стороны в жизни многих матерей-христианок: поставляя целью своей жизни исключительно чувственные удовольствия, она и гоняется за ними не только в годы своей молодости, но и в преклонной старости; посещения знакомых, приёмы гостей, общественные развлечения, гулянья – всё это настолько неминуемые и необходимые для неё предметы, что из-за них духовное и материальное благо детей предоставляется рукам наёмничьим, от них она требует материнской любви и самопожертвования к детям, чрез них думает положить в душе своих детей начатки всякого добра. Для подобного рода матерей дети составляют нравственное бремя, так как они являются препятствием в погоне за наслаждением, почему они стараются и не видеть их, как бы отучить от себя, заставить их забыть, что у них есть матери. Несчастные подобные при родителях дети-сироты. Мало видят они нежной ласки своей матери, некому сказать им искренно-приветливого слова, некому сложить рученьки их для молитвы, имя Христа Спасителя чуждо для их сердца до того времени, когда они сами достигнут самосознания, – беспечная мать их, возвратившись с торжища удовольствий, спит до полудня после вечера, или в ожидании его; только в исключительном каком-либо случае обратит она своё внимание на рождённое ею чадо и за неимением других удовольствий возьмёт его на руки, чтобы потешиться им, позабавиться как живой игрушкой, а задать себе труд – принять нелёгкую, но святую и священную обязанность тщательного воспитания дитяти – к этому у неё нет ни охоты, ни времени. Иные предпочитают религиозно-нравственному водительству детей хлопоты по домашнему хозяйству, – разнообразные приготовления кушанья, сластей, пресыщения ими поглощают всё время женского труда, – заботы о детях – дело далеко второстепенное; третьи – не могут и не хотят сносить детских капризов, их жалобных криков в болезненной немощи, вопиющей о помощи, а потому держат себя подальше от подобных, потрясающих душу картин; – некоторые же бросают этих ангелоподобных существ, наследников вечных благ, из-за страсти к постоянному и беспорядочному чтению или из-за тщеславного стремления к высшему образованию, не сознавая, что быть многоучёной – не удел и не первая обязанность женщины. И много подобной беспечности со стороны матери видит каждый из нас в своей семье, семя Веры Христовой глохнет в ней, святая добродетель попирается удовольствиями. Такого рода матерей Дух Божий сравнивает с птицами, которые оставляют на песке свои яйца, не думая о том, что они могут быть растоптаны ногой прохожего, или разбиты дикими зверями, – с птицами, бесчувственными к своим птенцам, как будто они ей и не принадлежали. Но птицы так поступают потому, говорит Дух Божий, яко сокры Бог им премудрость и не удели им в разум (Иов.39:14–17).
А между тем, такое бессердечное отношение родителей к детям ведёт к погибели тех и других. Не великая заслуга отцов и матерей пред Господом – дать бытие своим детям, напротив, для них, т.е. детей, может быть это страшным и пагубными даром, потому что дети, не приученные с младенческих лет к добродетели, не зная, как проявлять её в дальнейших возрастах своей жизни и деятельности, являются здесь противниками Господа, а в вечности обитателями ада. Лучше было бы им – детям подобных родителей вовсе не родиться (Мф.26:24). И как появятся пред лицом страшного Судьи беспечные родители, приготовившие для вечной погибели своих детей, которые будут осыпать их упрёками за своё падение, развращение, призывать на главу их вечное мщение. Но семя зла, присущее человеческой естественной природе, не уничтоженное в детстве материнским христианским воспитанием, пускает глубокие корни и в настоящей временной жизни человечества. Где дети выходят из повиновения своим родителям, являются разнообразного рода преступниками? В каких домах слабеют и совсем порываются семейные узы? Где муж и жена не хотят считать себя связанными неразрывным союзом от Бога? Где расстройство в делах и отсутствие доброго порядка в жизни? Не в тех ли домах, в которых закон Божий перестал управлять умами и волею людей? Не это ли следствия небрежения религиозным воспитанием детей, которые – по времени – составляют из себя семьи и общества. Во все времена и у всех народов жизнь достигала высшей степени своего развития и благосостояния тогда, когда хранилища Веры оставались неприкосновенными, умы и сердца обращены были с благоговейной преданностью к Богу, верховному Управителю жизни. Но как скоро терялось уважение к освящённому закону Божественному, начиналось падение жизни нравственной и общественно-гражданской. В обществах и государствах открывалось то же самое, что бывает в ветшающем здании, когда подгнивают и колеблются его устои. Израиль благоденствовал, когда верен был Богу и Его завету и напротив – являлся бессильным в борьбе с врагами, терпел унижение и опустошения своей страны, – небо над главою его было медяно, и земля под ногами его превращалась в камень, и в конце концов он подпал тяжкому плену и рабству.
Благочестивые матери! Как только явятся проблески разума в ваших детях, начинайте в них христианское воспитание. Первые предметы, которые поразят взоры детей, да будут дела благочестия, первые слова, которые они услышат, – слова христианского назидания; первые мысли их да обратятся к Тому, Кто во все продолжение их жизни должен быть всегдашним источником их мыслей. Покажите им веру в примерах, в своей собственной жизни, в своих делах благочестия. Когда они назовут вам имя отца, скажите им, что на небе для них есть другой Отец, Который и могущественнее и лучше; когда произнесут ваше чарующее имя «матери», передайте им, утвердите в их сознании, показывая на образ Богоматери: «дети мои, вот ваша мать, родившая всем нам Искупителя». Научите их молитве Господней тот час, как только память их будет в состоянии удержать её. Стойте и сами на молитве с горящим светильником веры и любви в сердце пред иконою Спасителя, Богоматери, святых угодников Божьих, с преклонёнными коленами, при тусклом мерцании лампады, в минуты домашнего утреннего и вечернего досуга, окружённые своими детьми. Сам Дух Святой при такой молитве ходатайствует о счастье и благополучии детей, небесные ангелы невидимо окружают это семейство, молитвы его возносят к престолу Божию и Премилосердный дарует ему путь чести, правды, истинной доблести. Да будет для них всегдашним правилом жизни обращаться с молитвою к Богу каждое утро и каждый вечер, перед столом и после стола. Бог особенно любит хвалу и благодарение младенческих уст (Пс.8:3). Собирая часто вокруг себя всех ваших птенцов, говорите им, вместе с Давидом: придите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас (Пс. 33:12). Водите их в храмы Божии для беседы с Господом, не возбраняйте им приходить к Нему (Мф.19:14), покажите им здесь образ благоговейного служения Господу, сердечной молитвы горе, примеры благотворительности; свяжите с учением св. церкви их убеждения, с её попечениями о нас – их надежды, её уставами – правила их жизни. С первых дней развития смысла приучайте детей ваших с благодарностью принимать даяния благодати Божией, с размышлением встречать все события жизни, с доверием смотреть на свою будущность. Смотрите, чтобы в самых забавах они не обнаруживали худых наклонностей и не получали никаких случаев к испорченности. Наблюдайте, куда они выходят, и удаляйте их от тех мест, где их добродетель может встретить для себя опасность. Следите за обществами, которые они часто посещают, и постоянно имейте в виду, что худое общество есть источник порока, – за домашними, чтобы они были осторожны в словах, скромны в своих приёмах и поступках и проникнуты Страхом Божьим. Смотрите за вашим домом и удаляйте от детских проницательных глаз всякую картину, всякое изображение, всякий предмет, который может породить нечистую любовь, нескромное любопытство, и сами не позволяйте себе пред ними ни одного слова, не только соблазнительного, но и двусмысленного, ни одного поступка, не только худого, но и вольного; руководите ими в деле Веры и христианской нравственности до тех пор, пока они сами в состоянии будут следовать указанному вами благочестивому пути, бороться с соблазнами мира и искушением собственных страстей. Тогда-то имя матери будет именем чарующим, удерживающим не только детей, но и взрослых, от всего худого, порочного, преступного, – тогда-то Бог будет содействовать тем и другим во всех случаях их жизни временной, а в вечности дарует блаженство.
Тогда-то вы матери прославитесь в своём потомстве, дадите ему мудрых правителей, законодателей, справедливых судей, доблестных военачальников, ревностных пастырей церкви, мирных трудолюбцев; жилища людские сделаете обиталищами мира, а не раздора, – храмы Божьи – местами молитвы, а не рассеянности, в общественных собраниях послышатся слова назидания, а не соблазна, целое общество явится высоким зрелищем любви, а не своекорыстия. Тогда-то водворится в земле нашей мир, безмятежие, благоденствие на пользу и Св. Церкви, и Царю, и Отечеству.
Главы семейств, богоизбранные спутники в жизни женщины-матери! – помогите и вы своим подругам жизни усердием, умом и опытностью к прославлению Господа в своих семьях, к водворению в них духа благочестия, правды и истины. Отправляя государственные, общественные и частные обязанности, не забывайте, что ничего не может быть возвышеннее, достославнее – как воспитание возлюбленных вами чад по духу Христову. Какая должность прекраснее той, которая есть начало всякой добродетели и источник всякого блага и в настоящем и будущем мире? Что может быть священнее пред Богом и благороднее в глазах людей, как воспитание для неба верных христиан, для земли добродетельных граждан? Да поможет нам своими святыми молитвами равноапостольная Мария Магдалина, так славно потрудившаяся на ниве Христовой, будем обращаться к ней в своём святом деле с усердной молитвой. Возблагодарим Господа за нашу Благочестивейшую Государыню, будем просить у Него благоденствия и долгоденствия Ей, потому что постоянная деятельность Её в воспитании молодого поколения в духе Веры и благочестия, благотворная ревность на пользу св. церкви и Отечества, проявляющаяся в созидании храмов Божьих, распространении Веры Христовой, поистине проявляют труды равноапостольной Марии Магдалины. Аминь.
Любимов Неофит, свящ. , Уфимские епархиальные ведомости. 1891.