Слово в День Святой Троицы. О человеке как храме Бога Живого

Слово в День Святой Троицы. О человеке как храме Бога Живого

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Дивны свершения премудрости Божией! Все Три Лица Единого Божества явлены в деле спасения падшего рода человеческого. Благоволением Бога Отца ниспосылалось прощение творению, которое изменило Творцу. Сын Божий жертвенной любовью искупал людей из рабства греху. Дух Святой оживотворял души человеческие, соделывая их достойными Небесного Царствия.

Вочеловечившийся Сын Божий, посланный Его Отцом к нам для нашего спасения, странствовал по земле, просвещая мир Своим учением. Но вот настала пора принесения Крестной жертвы, и сердца апостолов пронзила скорбью весть о близком расставании с Божественным Учителем. И казалось бы, что на пороге Своей смерти Христос должен был им говорить только о Себе, а Он говорит о связи Своей смерти с ниспосланием апостолам Святого Духа: Лучше для вас, чтобы Я пошел к Пославшему Меня; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин.16:7). Сей Утешитель есть Дух Святой, Дух Истины, Который от Отца исходит (Ин.15:26).

Что же означало это обетование Христово? Можно сказать, что общение с Сыном Человеческим, слышание слов Его и видение Его Божественных чудес не могло окончательно оживотворить даже лучших из людей – апостолов, чему свидетельством являются и сонливость их в Гефсиманскую ночь, и смятение в день Распятия Господня, и споры о первенстве. Почему? Да потому, что Крестная жертва еще не была совершена и апостолы еще не были искуплены, как и весь остальной человеческий род. Посылая же к ним Духа Святого, Спаситель довершал перерождение учеников в духе и истине. Сам Бог Святой Дух, Царь Небесный, соизволял Своей благодатью войти в душу человеческую и обитать в ней. Сбывалось реченное: Царство Божие внутрь вас есть (Лк.17:21).

Всей Святой Троицей был некогда призван из праха к богоподобной вечной жизни в Духе Святом Адам, но осквернил храм души своей, и Дух оставил его. Со времен прародительских до животворной весны Нового Завета словно беззащитным сиротою блуждал человек (даже в лучших своих представителях богоизбранного народа, не говоря уж о погруженных в мрак язычества) по просторам земли, томимый гнетущим чувством богооставленности, в тоске простирая руки к Небесному Отечеству. Но вот, в благодатный день Святой Пятидесятницы, Милосердный Господь возвратился в души ищущих Его людей, вновь призвал их в обители райские.

Приуготовляясь к восприятию силы свыше, апостолы единодушно пребывали в молитве и молении (Деян.1:14), как им и повелел воскресший Господь. Души их единились в братолюбии, мысли их совместно устремлялись в горняя, сердца их горели взысканием Бога, будучи утверждены воскресением Господа и Его явлениями в течение сорока дней. Этот благой соборный порыв, размыкающий тесные клетки внутреннего мирка человеческого, соделал их в очах Божиих достойными предуготованного им освящения.

В виде огненных языков сошел Дух Святой на апостолов, огнем поядающим выжигая самые корни древнего грехопадения человеческого, освящая и осветляя их души, соделывая их лучезарным вместилищем Божественной благодати. Те, что в дни Голгофские были робки и малодушны, отныне облеклись несокрушимой броней веры в силе Святого Духа, восстали в силе и славе пророчеств и чудотворений. Те, чьим уделом ранее был рыбачий невод, безыскусные, простые ремесла, обрели мощь слова, повергающую в прах тщеславную ученость мудрецов и гордость властителей. По всему миру, чутко внимавшему их пламенной проповеди, пронесли апостолы Благовествование, не страшась гонений, мучений и самой смерти. Так преображает человека благодать Духа Святого, соделывая немощного – могучим, неученого – премудрым, земного – небесным; соделывая человека храмом Бога.

Некогда безумная человеческая гордыня замыслила строительство Вавилонской башни высотою до небес, без Бога и против Бога, но Господь во гневе Своем смешал языки человеческие, так что люди перестали понимать друг друга и рассеялись по лицу земли. Об этих событиях, описанных в книге Бытия (Быт.11:1–9), поется в кондаке нынешнего праздника: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний». Сошествием же Святого Духа на апостолов снималось и это древнее проклятие, каждый народ слышал апостолов, говорящих его наречием (Деян.2:6), и так указывался человечеству путь к благодатному единению. Ныне Святая Церковь воспевает в том же кондаке: «Егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа».

В день Святой Пятидесятницы родилась наша Мать – Церковь, созданная не тщетою человеческих «организационных усилий» и умствований, но Божественной благодатью. Возложением рук апостолы передавали дары Духа Святого епископам устрояемых ими христианских общин – Поместных Церквей. От учеников Спасителя через поколения передается пастырям стада Христова дар священнодействия. Потому-то Православная Церковь и именуется Апостольской, что данная самому скромному Ее иерею благодать совершения Таинств восходит через непрерывную череду рукоположений к одному из апостолов Христа Спасителя. Вне зависимости от личных своих качеств, православный священнослужитель (если он не запрещен в служении церковным священноначалием) является носителем этой благодати – по слову святителя Иоанна Златоустого: «Священник только уста размыкает, все же Бог творит». Предшественники нынешних сектантов, протестанты XVI века, отвергнув рукоположение пастырей, с пагубным легкомыслием разорвали апостольскую преемственность и тем сделали свою веру и церковную организацию безблагодатной.

Над каждым православным христианином немедленно после Крещения совершается Таинство Миропомазания, в котором происходит сошествие Святого Духа на душу новопросвещенного, подобное сошествию Его в виде голубя на Господа Иисуса Христа при крещении на Иордане и сошествию Его на апостолов в виде огненных языков в день Пятидесятницы. При совершении этого Таинства в душе человеческой раскрываются дремлющие дотоле и даруются новые таланты и дарования, помогающие христианину соделаться сыном Божиим (по благодати) и наследником Царствия Небесного.

Да, братья и сестры возлюбленные, все мы некогда сподобились даров Святого Духа. Однако, как предупреждает святитель Тихон Задонский, «благодать Божия хотящих спасает, а не нехотящих». Если не сбережем мы вверенного нам Божественного сокровища, – большее воспримем осуждение в будущей жизни, чем если бы вовсе не имели его. Господь может покинуть душу, запятнавшую себя грехом, – и горе такой душе!

Однако мир полон соблазнов, опутан сетями лукавого, и очень трудно избежать их. Кремнист земной путь, каждый из нас спотыкается на этом пути. Человек слаб, и спастись ему собственными силами представляется невозможным. Но, по слову Спасителя: Человекам это невозможно, Богу все возможно (Мф.19:26).

Что мы без помощи Божией? Как задыхается рыба, выброшенная на сушу, так же мертвеет и дух человеческий, если не омывают его волны Божественной благодати. Без Меня не можете делать ничего (Ин.15:5), – говорит Господь в Евангелии. Все труды наши тщетны, все усилия напрасны, все, что кажется нам добрым, без помощи Божией либо маломощно и тщетно, либо даже в конечном итоге обращается во зло. Не на свои силы должны мы уповать в жизни и деле спасения, а на Всемогущего Господа – всеми силами души устремиться навстречу Ему, и Он восставит нас из любого падения и поможет во всех трудностях бытия. Даже пост и молитва, дела благочестия – не самоценны, они имеют ценность только как действенные средства к обретению благодати и богообщения. «В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями Своими», – говорит преподобный Исаак Сирин.

В Богочеловеке Христе человеческая воля была едина с волей Божественной. Так же и для снискания благодати человеческая воля должна устремляться к единению с волею Божией.

Стяжание Духа Святого есть величайшая тайна христианской жизни, цель и смысл земного нашего бытия. Подвижники благочестия достигали таких духовных высот, что, еще проходя земное поприще, становились обитателями Небесного Царства, телом находились в дольнем мире, а душою обитали на небесах. «Теплотою Всесвятого Духа Божия пустынники святые, отшельники ради Христа и страстотерпцы святые Божии, согреваемы будучи, не мерзли во мразе зимнем, и летом она же самая, благодать Божественная, служила им столпом облачным и небесною росою, прохлаждающею их и защищающей от палящего зноя солнечного, или в самом пламени костров и пещей, разжигавшихся некогда мучителями христианства, орошала их росою Духа Божиего и погашала пламень пещный», – говорит преподобный Серафим Саровский. Сам Господь соизволит обитать в устланных смирением, изукрашенных добродетелями душах Своих угодников, живыми храмами Духа Святого соделываются они.

Дорогие во Христе братья и сестры!

Вспомним, как мы готовимся к встрече гостя, от которого зависит земное, тленное наше благополучие, – начальника нашего или другого высокопоставленного человека. Конечно же, к приходу его дом наш будет сиять чистотой, украсится цветами, на столе разместятся разнообразные яства и пития – мы сделаем все, чтобы угодить этому человеку. Но как мы приуготавливаемся воспринять Гостя Высочайшего – Духа Святого, от Которого зависит участь наша в жизни вечной? Увы, порою под ноги Его мы стелем не ковры смирения нашего, а щебень гордыни, в жилищах душ наших обретаются не картины добрых дел, а липкая паутина греха, сотканная уродливыми пауками страстей, не цветочный аромат любви, а спертый воздух нечистых помыслов. И не страшит ли нас, что Божественный Гость может повернуть прочь от порога подобного дома, обрекая нас на вечное проклятие и вечные мучения? Как пишет об этом святой апостол Павел: Не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф.4:30) и [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто… Духа благодати оскорбляет? (Евр.10:28–29).

По слову преподобного старца Паисия Величковского: «когда Дух Святый посетит, тогда и всякий труд облегчается, и непрестанная молитва от сердца исходит, и всякое духовное просвещение бывает при сем, и чистое трезвое рассуждение, ибо Святый Дух тогда действует внутри человека. А кто предается страстям, у того и страсти умножаются; и когда через них лукавый дух завладевает человеком, тогда бывает в душе его всякая темнота, и мрак, и тягость». Вот так и различаются по ощущениям человеческим действия Святого Духа и действия духов нечистых.

Итак, уныние и потакание скорбям, страхи нашего бытия и страсти проистекают от духовной нашей непросвещенности, от душевной нашей нечистоты. Но если омоем мы окна внутреннего мира нашего слезами покаяния, если выметем из него вон сор прегрешений, – объемлет нас Божественная благодать и даже земная наша жизнь наполнится чистейшим светом, провозвестником сияния Небесного Царствия. Соберем же волю свою, найдем в себе силы бесстрашно перевести свое бытие в русло благочестия, услышим призыв духоносного святителя Иоанна Златоустого: «Бог-Господь простирает тебе Свою руку, дай Ему свою». Богу же нашему в Троице славимому и поклоняемому – Отцу и Сыну и чествуемому ныне Святому Духу подобает всякая честь и поклонение во веки веков.

Аминь.

Наверх