Проповеди на праздники:


Слово в день Святого Николая. О любви

Ста Иисус на месте ровне: и народ ученик Его, и множество много людей от всее Иудеи. (Лк.6:17)

Хотя долг особенного благоговения к иже во святых отцу нашему чудотворцу призывает меня сегодня к его прославлению, однако содержание нынешнего святого Евангелия влечет мой язык к другому, – к высшему поучению. И я склоняюсь более к тому, чтобы нравственным поучением наставить празднующих слушателей, чем красноречивым похвальным словом прославлять празднуемого. Во-первых, потому, что сознаю свою неспособность по достоинству восхвалить этого великого иерарха; я не могу – ни прославить его подвиги, ни описать его чудеса. Во-вторых, потому, что все лики Ангелов, все чины блаженных духов на небе и на земле, все общины православных во всяком городе и стране, совершая общий всемирный праздник, столько поют, столько говорят во славу святого, что никому (уже) невозможно прибавить что-либо больше к чести его и славе. Итак, достаточно того множества похвальных слов, которыми различные церкви празднуют память чудотворца Николая, а мы выберем другой предмет для слова, именно тот, который представляет нам святое Евангелие, чтобы получить от наставления столько же духовной пользы, сколько от праздника мы получили духовной радости.

Господь наш Иисус Христос стал на широкой Галилейской равнине; там собралось бесчисленное множество и учеников и многих других людей со всей Иудеи, из Иерусалима, Тира и Сидона и изо всех окрестных стран, пришедших, как жаждущие елени к источнику, чтобы слышать Его слово и видеть чудеса; и от Небесного Врача душ и телес они получили сугубое исцеление. Во-первых, – исцеление души, богопознание, ибо Его учение было небесным спасительным светом, просвещавшим всякого человека; во-вторых, – здравие тела, так как от Него исходила чудодейственная сила, слепым возвращавшая зрение, исцелявшая больных и очищавшая прокаженных: и исцеляше вся (Лк.6:19). Тогда Он возвел очи Свои на учеников и произнес известные девять блаженств, во всей точности записанных Св. Матфеем; именно: блаженны вы, нищие; блаженны вы, плачущие; блаженны вы, кроткие и смиренные; блаженны вы, алчущие и жаждущие правды; блаженны вы, милостивые; блаженны вы, имеющие чистое сердце; блаженны вы, миротворцы; блаженны вы, поносимые за правду; блаженны, сказал Он, и треблаженны все вы, скорбные в этом мире, так как вы возрадуетесь неизреченною радостью в царствии небесном: возрадуйтесь в той день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небесех (Лк.6:23). Если бы я захотел говорить обо всех блаженствах, мое слово продлилось бы бесконечно; поэтому удовольствуйтесь тем, что я буду говорить только об одном, именно об (изречении) блажени миротворцы, что здесь очень необходимо.

I

Я представляю себе человека в двояком состоянии: или в мирском, (просто) как человека вообще, в его доме, с его семьей, родителями и братьями, (человека), который стремится к счастью; или в духовном, как (человека) христианина, в Церкви, который верует в Евангелие и ожидает царства небесного. Теперь я скажу, что с миром человек в области мирской действительно счастлив и все ему удается, а в области духовной он совершенный христианин и легко спасается; наоборот, без мира он несчастный человек и ложный христианин, жалкий в этой жизни и трижды жалкий в другой. Так необходим мир и в мирских делах в этой жизни, и для духовных – в будущей. Я начну с первого.

Языческая мудрость древних мудрецов оставила нам то многоизвестное изречение, которое весь мир и во все времена с одобрением признавал вполне истинным, – именно, что при согласии малые вещи увеличиваются, а при раздоре – великие уменьшаются. С другой стороны, обитающая в Церкви мудрость Святого Духа тому же поучает нас во Св. Писании. Во-первых, в псалмах: се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе. Яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века (Пс.:132:1,3); во-вторых, у Святого Сираха: треми украсится и стах красна пред Господем и человеки: единомыслием братий, и любовию искренних; и муж и жена между собою согласни (Сир.:25,1), и много такого изречено устами пророков. Благополучен тот дом, где обитает мир, где брат любит брата, родители заботятся о детях, дети чтят родителей и супруги живут в единодушии. Там благословение Божие, там счастье земное, там радость и веселье, там земное блаженство. Наоборот, где господствует ненависть, там разномыслие между братьями, разделение между родителями и детьми, ревность между мужем и женой; какое проклятие Божие! Какое осуждение (от) людей! Какая тревога, горечь, земной ад! Идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь, говорит Апостол Иаков (Иак.3:16); ибо там бедность, убытки, совершенное разорение, ибо вражда уничтожила не только отдельные дома, но и великие города и сильные царства. Существует изречение Иисуса Христа: всякое царство, разделившееся на ся, запустеет, и всяк град или дом, раздельшийся на ся, не станет (Мф.12:15).

Скифский царь умирал, оставляя после себя восемьдесять сыновей. Что же он делает, желая побудить их к согласной жизни? Он всех призывает к себе й дает одному в руки крепко связанный пучок ветвей, приказывая ему переломить его, если может. Тот взял, старался, усиливался переломить, но не смог; взял (его) другой, третий и так все остальные, но никто из них не смог. «Развяжите, дети мои, – сказал рассудительный старец, – эту связку, берите отдельно по веточке и вы их легко переломаете». Те так и сделали, – развязали и по одной переломили все. Тогда добрый отец объяснил им: «видите, как крепок связанный пучок и как легко ломается развязанный? Так же и вы, если будете жить в единении братской любви, вас не сможет победить никакой враг; но если вы разделитесь между собой, вы ослабеете и всякий враг победит вас по одному». – Вот разумное завещание. Выслушайте и повествование из Священное Писания. Умер Гедеон и наследниками своей власти в Еврейском народе оставил семьдесят сыновей, все взрослых, богатых и сильных. Они составляли одно братство, целое войско, дом, город, целую семью, целое царство; и если бы все эти братья жили в мире между собой, связанные братским единодушием, какой враг мог бы их победить? Но этот союз распался, братство разделилось вследствие разномыслия. Что же произошло? Один из братьев, Авимелех, пересилил, победил прочих братьев и в один день убил их всех. Но и он, бедственно процарствовавши три года, был убит при осаде города Сихема; и как? – Какая-то женщина с высоты башни бросила в него камнем и раздробила ему голову. Таким-то образом в короткое время исчезло то многочисленное наследие, сильное царство Гедеона; так справедливо сказанное Соломоном в Притчах, что брат от брата помогаем, яко град тверд и высок, укрепляется же, якоже основанное царство (Притч.18: 19); и еще более истинно сказанное Христом: всякое царство, раздельшееся на ся запустеет, и всяк град или дом, разделивыйся на ся, не станет (Мф.12:25). Вы видите там в (повествовании) кн. Бытия бесчисленных потомков Ноя, сынов Сима, Хама и Иафета, собранными на обширной равнине Сенаар, где они задумали построить великий город с башней, которая бы достигла неба, чтобы этим обессмертить свое имя. Трудное предприятие, но они выполняют его с легкостью. Начинается постройка, понемногу увеличиваются стены, возвышается башня, и еще немного – и в короткое время будет окончено это великое дело. Я нисколько не удивляюсь этому, ибо Священное Писание говорит, что эти люди, хотя были многочисленны и происходили из различных семей, однако имели общий язык и понимали друг друга; все имели одну мысль и стремились к одной цели; многочисленные руки делали одно дело, все были согласны, все объединены, все были – как один. Род един и устне едине всех (Быт.11:6). Но так как это столпотворение было делом гордости, то Бог разгневался на тщеславие тех людей, и решил воспрепятствовать ему и не дать окончиться. И что, вы думаете, Он сделал? Может быть, послал молнию, чтобы сокрушить эту башню? Или повелел земле сильно потрястись, чтобы этим землетрясением разрушить стены города? Нет. Приидите, – сказал Он, – и сошедшие смесим тамо языки их, да не услышат кийждо гласа ближнего своего (Быт.11:7). И этого оказалось достаточно. Бог смешал их языки, (так что) один не понимал другого: один просил дерева, другой подавал ему глину; не соглашались (между собой), а несогласие всегда вызывает споры, споры – разделение. Они и разделились между собой, рассеялись по всем частям света; великое дело осталось недоконченным; с течением времени высокая башня пала, а великий город разрушился.

Христиане, слушатели мои! При мире, единодушии, согласии всякое дело доводится до конца; малые (вещи) делаются великими, великое укрепляется; возрастает благополучие семейств, городов, царств; «единодушие и согласие – это самое лучшее для обеих сторон», – говорит Григорий Богослов. Но если настанет смешение языков, несогласие, – это Божеский гнев, гнев, худший молнии и землетрясения; гнев самый тяжкий, какой только посылает Бог, для наказания за человеческие грехи, гнев, который разрушает дома, города и царства. Усмотрите это не только в чужом, но и в нашем собственном прошлом*; вспомните наиболее сильное и славное земное царство, я имею в виду Римскую Империю, которая утвердила свой престол, как бы в центре вселенной, в Константинополе, управляла одной рукой Западом, а другой – Востоком и держала у ног своих порабощенными все народы. Пал, пал и повержен на землю плененный царский род. Кто низверг его, кто победил? Не оружие персов в древности, ни, затем, сила болгар, ни теперь – войска агарян. Его ниспроверг гнев Бога, Который лишил его мира и отступил от него, (так что даже) служители Церкви с тысячами соблазнов раздирали Церковь Христову ересями; вельможи по разномыслию делили войско; цари по несогласию преследовали один другого. Отец ослеплял сына, брат осквернял свои руки кровью брата. Пало царство, так как отнят мир, эта опора царств. Посмотрите получше на этот несчастный остров, обитаемый нами; не смотрите на него сухими глазами, ибо он достоин многих слез. Я не знаю, за какой великий грех наших прародителей Бог восхотел наказать нас. Но Он не одождил на нас потопа, как во времена Ноевы, чтобы покрыть нас водами; не послал нам казней египетских; не поднял железного жезла агарян, чтобы укротить нашу безмерную гордость; – Он послал нам смешение языков, как при столпотворении: по месту жительства Он разделил нас по различным странам, – а по страстям мы разбиты на отдельные общества. Одни Иудеи, другие – Самаряне; разделены священники – один кланяется одному, другой – другому Богу; разделены наши церкви, и ненависть, которою мы дышим, вносит раздор в среду святых. Разделение усиливает нашу ненависть и без всякого изменения переходит она от родителей к детям, так что наши малые дети раньше узнают своего врага, чем отца. Она переходит, мне кажется, и к нашим животным, которые не имеют рассудка; хотелось бы мне сказать, – даже к нашим камням, совершенно бесчувственным, но, может быть, имеющим ощущение разделения на две враждебные части. Какая зависть, вражда, тайные козни! Какие явные осуждения одних другими! Что же из этого вытекает? – Столько убийств, что кровью убитых людей можно было бы обмыть и даже потопить целый остров; столько убытков, разоривших состояние, часть которых правосудие продало с публичного торга, а часть промотали какие-то друзья и товарищи; столько нищеты, которая объедает нас, как ржавчина – железо. Богатые обнищали, и стали голодать; славные дома вельмож опустели; многочисленные семьи стерты с лица земли; а мы, оставшиеся в живых, не имеющие никакого дела, кроме праздности, никакого занятия, кроме любопытства, другой цели, кроме разорения ближнего, – нищие и гордые, радующиеся злу и горюющие о счастье соседей, ненавидящие и ненавидимые, – мы стали несчастным примером, из которого другие могут заключить, что нет ничего хорошего там, где нет мира!

Мир, сладкий мир! Блаженна та земли, где ты обитаешь, блаженна та страна, которая тебя имеет, блаженны люди, которые тобой наслаждаются; блаженны миротворцы – ибо они в мирском отношении действительно счастливые люди, а в духовном – действительно совершенные христиане.

II

Весь закон Иисуса Христа основан на благороднейшем свойстве человеческой природы, на любви, – именно, – чтобы мы любили Бога и ближнего: в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят (Мф.22:40). Он не заповедал нам для спасения быть мучениками или подвижниками; заповедал только любить друг друга: сия заповедаю вам, да любите друг друга (Ин.15:12). Но любовью, не обыкновенною только, какою мы любим своих друзей, а особенной, (чтобы) любить ею и врагов: любите враги ваша (Мф.5:44). Приближаясь к смерти, Он оставил нам как самое дорогое Свое сокровище, Свой мир: чадца, мир Мой даю вам (Ин.14:27). Поэтому, истинный признак, по которому узнается совершенный христианин, заключается не в том, чтобы он постился, молился, творил милостыню и тысячи чудес; не в том, чтобы он был мучим за имя Христово, подвизался, пророчествовал, – а в любви. Если бы я делал все это, но не имел бы любви, я – ничто, говорит Павел; о сем разумеют вси, – говорит Христос, – яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35); блаженны миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. (Мф.5:9). Таким образом, Церковь Христова есть не иное что, как собрание миротворящих людей. «Имя Церкви, – говорит божественный Златоуст, – есть имя единодушие и согласия».

Когда Бог определил потопить всемирным потопом всю землю, которую тогда люди осквернили своими грехами, то восхотел сохранить только Ноя, потому что он один оказался праведным. Он повелел ему построить чудесный ковчег и войти в него со всем своим семейством, а изо всех родов животных мужского пола и женского взять чистых по семи пар, а нечистых по паре, дабы потопом не был совершенно истреблен род животных. Так Ной и сделал. Открылись хляби небесные, и шел дождь сорок дней и ночей. Вода покрыла всю землю, так что стояла на пятнадцать локтей выше гор и потопила всех людей и животных, которые остались вне ковчега. (Итак) ковчег безопасно носился по воде, а внутри его были вне всякой опасности Ной, его сыны и жены сынов его, и все вместе те животные, которых повелел Бог (взять). Но вот что достойно удивления: эти животные, которые были так многочисленны, так разнообразны, между которыми некоторые имели естественную вражду, как все они оставались в одном ковчеге? Как не передрались между собой, как не перегрызли друг друга? Лев и медведь, волк и овца, как они оставались спокойны рядом? Оставались спокойны, потому, что так повелел Бог, и животные повиновались; и пока находились в ковчеге, они почти изменили природу: оставили вражду, отложили свирепость и жили мирно. Так и следовало сделать, ибо если бы они подчинились влечению своей природы, стали преследовать, пожирать друг друга, какое бы (произошло) волнение?! Какая тревога, какая война была бы в ковчеге! Конечно, Ной был бы вынужден прогнать их вон, и погибли бы они в потопе вместе с остальными. Поэтому, для своего спасения они по необходимости должны были жить в мире.

По мнению учителей Церкви, ничто в Ветхом Завете так ясно не прообразует Церковь, как этот таинственный ковчег, ибо Церковь есть великое и всеобщее прибежище спасения. Там спаслись только те, кто вошли в ковчег, а оставшиеся вне все были поглощены потопом; здесь имеют надежду опасения только те, кто чрез православную веру вошли в Церковь Христову, а оставшиеся вне погибают в бездне нечестия, заблуждения, или ереси. И это мы, христиане, получили благую часть, мы, избранный народ Божий, язык свят, царское священие. Бог ввел нас в этот спасительный ковчег, чтобы мы спаслись от общего потопа гнева Божия, в котором погибает весь остальной мир. Но при этом Сам Бог повелевает, чтобы мы, христиане, пребывающие внутри Церкви, жили в любви и мире, как любовно и мирно жили животные в ковчеге: сия заповедаю вам, да любите друг друга, мир вам (Ин.15:17;20:21).

Обратите внимание еще вот на что: в ковчеге были животные неразумные, были неукрощенные звери, были разнообразны по виду, по природе враждебны друг другу, – и при всем том, они подчиняются Божию велению, живут мирно и согласно. А мы все – люди разумные, братья, имеем одного общего Небесного Отца, все родились от одной матери, то есть от одной святой купели, все приближаемся к одной святой трапезе пречистых Таин, все питаемся одной пищей и питием, телом и кровью Божественного Агнца, все содержим одно Евангелие, веруем в один рай, надеемся вместе жить в вечной жизни; мы, имея одну природу, одну веру, одно крещение, одного Бога, не подчиняемся велению Бога! Но внутри этой Церкви, которая есть обиталище мира и единомыслия, мы не имеем ни мира, ни единодушия! «Животное не противится закону Божию, – удивляется небоявленный**, а мы, люди, не принимаем учения во спасение?». Но если мы не имеем мира, то нет нам места здесь, в ковчеге освящения, в Церкви Христовой, которая есть имя единодушия и согласия. И что еще хуже, мы не имеем места в царстве Божием, которое есть наследие миротворцев, истинных чад и сынов Божиих. Вон псы, псы, изрыгающие злословие, кусающие завистью, угрызающие ненавистью, нет, они не входят в горний Иерусалим, – пишет в Апокалипсисе Христов наперсник Иоанн! Вон псы, вон из ковчега в волны потопа, вон из Церкви Христовой и царства Божия в огонь вечного мучения, туда, где вечно царит ненависть, туда, где мучимые души вечно ненавидят Бога и вечно ненавидят друг друга! О страшное изгнание! О, еще страшнее наказание христианина, отвергающего мир! Блажени миротворцы!.. ***

О, Христе Царю, Который именуешься и есть по преимуществу князь мира! Я знаю, что одна капля Твоей пречистой крови может погасить все пламя огня кромешного. А таково и есть пламя ненависти, пылающее в сердцах наших. Угаси его и возжги другое, более чистое, пламя мира! Измени сердца наши или воссоздай их, как Ты ведаешь. Сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс.50:12). Дохни на нас Твой Святый Дух, Который есть Дух мира и еще раз изреки нам эти сладкие слова: мир Мой даю вам (Ин.14:27), чтобы мы были миротворцами, достойными сынами Твоей Церкви, истинными наследниками Твоего Царствия, Которого буди... и т. д. (вероятно: держава благословенна)... ***

 

Примечания:

* Святитель автор говорит о своей родной стране

** Василий Великий

***  В местах где проповедь сохранилась не полностью, поставлены многоточия

Проповеди на праздники:

Наверх